Загрузить еще

"Украина привлекает наркопреступников слабыми границами и лояльностью законов"

О том, как динамично развивается рынок психоактивных веществ, о транзите наркотиков через Украину и многих других актуальных проблемах "КП" в Украине" беседует с руководителем департамента противодействия наркопреступности Андреем Кихтенко.

У них этого героина…

Андрей Кихтенко. 

- Андрей Александрович, этой весной были задержания очень крупных партий элитных наркотиков. 

- Да, мы провели ряд рекордных изъятий.

- Это результат совместной работы с международными парт­нерами? 

- Задержания мы провели самостоятельно, по нашей информации, это наши разработки. Результат труда новых сотрудников, которые работают в департаменте чуть больше двух лет. Крупнейшую в истории Украины партию героина мы начали изымать в самом конце марта. 30-го числа был задержан наркокурьер, в тайнике автомобиля которого обнаружили 100 кило героина. На следующий день взяли трех членов группировки - 70-летнего турка и двух граждан Македонии. У них изъяли 500 кг. Итого 600. Наркотик предназначался для европейского рынка, но часть могла остаться в Украине.

- Есть мнение, что транзит наркотиков не опасен для страны, через которую они следуют. Дескать, везут чужим - и пусть везут. 

- В любом случае на нашей территории есть люди, которые вовлечены в эти поставки и получают сверхдоходы. И это далеко не добропорядочные граждане, они также совершают и другие преступления. Это первое, второе - рынок постоянно развивается, меняется. Сейчас героин для наших потребителей дорог, но завтра на него может появиться спрос, а сеть поставок уже налажена. Ничего этого допускать нельзя. 

Напомню, что меньше чем через месяц после первой партии транзитного героина мы изъяли вторую - в целом 300 килограммов. Обе операции вызвали большой интерес у зарубежных партнеров. Нам попались очень серьезные люди, которых знает весь преступный мир. А в наших руках оказалась эксклюзивная информация, которая представляет оперативный интерес для многих стран ЕС. 

Одни ловят, другие отпускают

- Что сейчас с этими серьезными людьми?

- Они под стражей. В первой группе самый маленький залог - 100 миллионов гривен, самый крупный - для 70-летнего турка - 500 миллионов. Это 19 миллионов долларов, такую сумму даже они не смогли внести. Но вот в следующей группе залоги меньше - 5 миллионов и два по 10 миллионов. Для нас и наших партнеров очень важно, чтобы эти люди не вышли из-под стражи. Поэтому мы прикладываем максимум усилий, насколько нам позволяет закон, чтобы этого не допустить. 

- Почему так важно, чтобы подозреваемые находились в СИЗО?

- Иначе они будут иметь возможность влиять на свидетелей, препятствовать расследованию, пытаться скрыться. Плюс это большие репутационные потери для нас на международном уровне, потому что внимание правоохранительных органов многих стран приковано к этому делу. К сожалению, сейчас согласно действующему законодательству даже за особо тяжкие преступления, связанные с оборотом наркотиков, избирается арест с залогом. Преступники выходят на свободу и продолжают заниматься своим промыслом. Мы как бы ходим по кругу - задерживаем на горячем группу, а выясняется, что она уже проходит по уголовному производству, которое не доведено до суда либо приговора. 

Приведу живой пример: задержали организованную преступную группу, которая сбывала сырье для производства амфетамина через интернет по всей стране. Руководитель - этакий "хозяин жизни", живущий в элитном коттедже и разъезжающий на авто вип-класса. Его доход составляет миллионы гривен в месяц, а суд назначает залог в 500 тыс. гривен. Арестованный его внес на следующий день. Через две недели наши сотрудники задерживают этого же человека с другими подельниками. Снова аресты и снова залоги. Лидер остается на свободе. Изолировать от общества его удалось только с третьей попытки, когда он начал скрываться и был объявлен в розыск. 

Торговые партнеры и Северный маршрут

- Почему через Украину везут крупные партии наркотиков? У нас прозрачная граница?

- Около 90% всей мировой торговли осуществляется через морские контейнерные перевозки, а это около 500 млн контейнеров в год, из которых проверке подвергаются не более 2%. Это касается и наземных грузоперевозок. Если проверять каждую машину, остановится движение. Наркотики в особо крупных размерах не везут просто так - сел и поехал через таможню. Чаще всего используются импортно-экспортные операции юридических лиц. Например, 70-летний гражданин Турции, с помощью которого в марте переправляли героин, является крупным бизнесменом, который поставлял в Украину овощи и фрукты тоннами. Для таможенников это обычный предприниматель со всеми необходимыми документами на грузы.

Транзит наркотиков определяет географическое положение нашей страны. Например, около 90% героина производится в Афганистане. Его транспортируют по двум основным маршрутам: Балканскому, который огибает Украину, и Северному: Афганистан - Таджикистан - Киргизия - Казахстан - Россия, Украина и дальше в Европу. В последнее время появилось Кавказское ответвление Балканского маршрута: через Азербайджан, Армению, Грузию, по суше через Россию или по морю в Украину и далее в Европу. 

Не скрою, наша страна привлекает наркопреступников слабым техническим оснащением границы  и лояльностью законодательства - в случае поимки можно выйти под залог. 

Умирают каждый месяц, но статистики нет

- Вы несколько раз говорили о "практическом результате" в своей работе, а он возможен в борьбе с наркотиками? 

- Результат - это когда государство контролирует ситуацию. Негативные последствия незаконного оборота нужно максимально минимизировать. Этот рынок очень динамично развивается, один-два новых вида психоактивных веществ появляются каждую неделю. Какие-то находят спрос, какие-то не приживаются на рынке, но все время идет обновление. Мы изымаем препарат, который оказывает психоактивное действие и сбывается как наркотик, а эксперты говорят: это не запрещено! Вещество новое, в перечне Кабмина его нет. 

В прошлом году в Украине мы изъяли 80 видов новых наркотиков, которые не были включены в перечень запрещенных веществ. Во многих странах они запрещены, а у нас на то время - нет. Привлечь к ответственности за сбыт отравы невозможно.  

- Имеются в виду курительные смеси?

- Смеси, спайсы, соли - это сленговые названия новых психоактивных веществ. Через интернет они часто сбываются под видом легальной альтернативы "классическим" наркотикам. Вот вам интересно, сколько молодых людей умерли от этой "альтернативы"? И мне интересно. Но такой статистики нет. В причинах смерти указывается "ишемическая болезнь" или "остановка сердца". А по нашей информации, летальные исходы от употребления новых наркотиков происходят практически каждый месяц. 

Растительные смеси - это чистая синтетика

- Среди молодежи бытует мнение, что растительные галлюциногены, те же самые спайсы, не приносят вреда. 

- Я расскажу, что молодежь называет спайсами. Это любая травяная смесь - ромашка, мята или табак, на которую распыляется психоактивное вещество, например синтетический каннабиноид. Делаю ударение: чистая синтетика! Молодежь берет в руки яд, который на вид обычная травка. От одной папироски может быть передозировка со смертельным исходом. Потому что наносится психоактивное вещество в кустарных условиях, и равномерно это сделать очень сложно. В одной партии концентрация вещества может быть разной - где-то больше нанесли, где-то меньше. Молодежь должна об этом знать! 

- И как решить проблему?

- Помимо предоставления объективной информации об особой опасности новых психоактивных веществ, необходимо разработать механизм установления государственного контроля над их оборотом. Мы предложили пойти по принципу аналогии, это известная мировая практика. Уже разработан порядок, с помощью которого новые наркотики будут определяться как аналоги "классических" и в кратчайший срок пополнять перечень запрещенных веществ. Аналог кокаина, аналог героина, аналог каннабиса и т.д.

Тайник, оборудованный в багажнике микроавтобуса. 

Эта спорная марихуана

- А как вы относитесь к легализации каннабиса в медицинских целях? Минздрав в лице Супрун дает добро.

- Формированием государственной наркополитики и координацией деятельности органов исполнительной власти по этим вопросам занимается Минздрав. Если будет официальная позиция, основанная на научно обоснованных выводах, с нашей стороны возражений не будет. Главное, чтобы эти инициативы не привели к правовым коллизиям и негативно не отразились на наркоситуации в стране. 

- Классические наркотики - героин, кокаин - на фоне новых теряют актуальность или так же востребованы?

- Кокаин дорогой, его мало кто может себе позволить, героин из-за своей ценовой политики тоже не пользуется особым спросом. Самые распространенные из классических - это каннабис, стимуляторы амфетаминового ряда, концентрат маковой соломы, метадон. Не медицинский, который применяют в заместительной терапии, а произведенный кустарно, потому в разы опаснее.  

В 2019 году мы задержали этническую группу, которая организовала мощную метадоновую лабораторию, изъяли 20 килограммов. Очень крупная партия. 

Как работают закладчики

- Главная претензия к вашей службе - это повсеместная реклама сайтов, через которые продаются наркотики, точнее, делаются закладки. Допустим, организаторов в киберпространстве отыскать трудно, но закладки прячут реальные люди, их можно поймать.

- Так называемые закладчики задерживаются регулярно, но это самое низшее звено в цепочке. Они, как правило, не владеют информацией, которая представляет оперативный интерес. Объясню на примере: вы решили нам помочь раскрыть наркоканал - внедриться в него закладчицей. Заходите на ресурс, предлагаете свои услуги. От вас требуют сделать селфи с паспортом. И тут же написать что-то на бумажке, например "абракадабра", и снова сделать селфи. Так подтверждается, что с организаторами онлайн общается реальный человек. 

После этого вам бесконтактным способом передадут наркотики для закладок - ровно столько, сколько сможете оплатить. Оплата происходит или через электронный кошелек, или криптовалютой. Товар вы получаете либо в виде той же "закладки", когда на телефон приходит сообщение с фотографией и точными координатами места, либо с помощью почтового отправления от вымышленного лица. 

Когда наркотик получен, вы делаете "закладки" и отсылаете фотографии мест с геолокациями членам группы, которые отвечают за сбыт. Они направляют эту информацию покупателям. Когда все ваши закладки разобраны, вы получаете деньги на электронный кошелек. Никаких личных контактов. Человек, с которым вы переписываетесь, физически может находиться в Казахстане, в России, хоть на Берегу Слоновой Кости. Но может и в Украине. 

- Были реальные задержания организаторов закладок?

- Конечно. Документировать такие преступления достаточно сложно, но уже есть необходимый опыт и эффективные механизмы. Только за последние два месяца мы задержали три группы общей численностью 14 человек, которые по всей стране сбывали через интернет наркотики и психотропы. Изъяли 4 кг амфетамина, 3 кг особо опасного психотропа PVP, 2 тысячи таблеток экстази, 240 марок ЛСД, 50 г метадона, 20 г кокаина, 90 г галлюциногенных грибов и несколько килограммов каннабиса. Такой широкий ассортимент продукции, как в супермаркете. 

Сейчас в работе по всей стране находятся десятки таких групп. 

"Меняли не столько людей, сколько систему подготовки к современным вызовам" 

- Андрей Александрович, слышала, что вы пришли к нам с какой-то важной встречи на международном уровне.

- Да, состоялась рабочая встреча с нашими стратегическими партнерами из отдела по правоохранительным вопросам Посольства США в Украине, с которым руководство МВД подписало план совместных действий по укреплению потенциала нашего департамента. Тут я должен немного вернуться в прошлое - в 2017 год, когда принималось решение о реформировании подразделения.

- Если честно, то от слова "реформы" всех уже немножко коробит.

- Знаю, сам пережил много реформ и не хочу наши начинания приговаривать этим словом. Скажем проще: мы тогда решили, что нужны перемены. Не в названиях отделов или штатной численности, а качественные изменения в функционале. Добавили семь подразделений, которых раньше не было. Например, в следствии был создан отдел, который работает только по нашим делам. Еще мы создали подразделение криминального анализа, сотрудники которого принимают активное участие во всех расследованиях, проверяют и оценивают большие объемы информации, составляют профили риска.

Наркопреступность не локальна, это мировая проблема, и эффективно бороться с ней в пределах одной страны невозможно. Международные партнеры готовы с нами делиться передовым опытом, проводить совместные расследования, предоставлять информацию, которая важна для Украины, но они должны иметь доверие к нам и знать, что мы - эффективное подразделение, сотрудничество с которым приведет к практическим результатам. Новая структура, расширенный функционал департамента и новые кадры, которые мы набрали, позволяют это осуществить. 

- Все реформы в полиции начинались одинаково: выгоним старых, наберем новых, а по факту имеем дефицит людей в каждой службе.

- Нет, у нас другой подход. Мы меняли не столько людей, сколько систему их подготовки к современным вызовам. Отправляли сотрудников на специальные курсы - либо за рубеж, либо приглашали иностранных специалистов. Это было не так, чтобы подремать на лекции. Предоставлялся реальный опыт, который уже наработан в других странах, опера знакомились с операми, налаживались профессиональные коммуникации. Но перед этим люди проходили достаточно жесткую систему отбора. В том числе через полиграф.

Чем полезен полиграф

- Извините, но и детектор лжи уже не вызывает доверия. Штука модная, но мало понимания, что она дает.

- А я отвечу на каверзный вопрос: это хороший сдерживающий фактор. В наш департамент можно зайти только через полиграф, поэтому многие даже не пытаются. Вот такой пример: оперу задают блок вопросов о том, есть ли у него связи в уголовном мире. Идет сработка: да. Ну, это понятно, у него же есть агентура, проводятся внедрения и т.д. Но потом задают другой блок вопросов, чтобы выявить возможные контакты в преступном мире, которые не связаны со служебными обязанностями. И снова сработка… Тогда в межтестовой беседе человек дает объяснение, почему, с его точки зрения, получена такая реакция, или все отрицает. Таких оперативников даже с 15-летним стажем мы на работу не берем - нет кредита доверия. 

- Конкурс большой был? Откуда приходили? 

- Человек шесть на место. Приходили из разных служб, много людей из уголовного розыска. С опытом, без опыта. И вот те, которые почти не имели практики, через год-два стали опережать в знаниях "битых" оперативников и показывать серьезный практический результат.

Языком цифр

За 5 месяцев 2019 года

  • 12 932 преступления задокументированы в сфере оборота наркотиков
  • 33 организованные наркогруппировки раскрыты
  • 1566 лиц уличены в наркопреступлениях
  • 661 подозреваемый взят под арест
  • 1030 наркосбытчиков пойманы
  • 527 арестованы

Читайте также

Нарколог: Марихуана не так безопасна, как об этом говорят сторонники ее легализации

На вопросы читателей "КП" в Украине" отвечает врач высшей категории, психотерапевт, нарколог Евгений Онищенко.