Самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот", следовавший из Москвы в Мурманск, загорелся при аварийной посадке в аэропорту "Шереметьево". Погиб 41 человек, среди которых двое детей.
Следственный комитет России рассматривает ряд причин крушения самолета, в том числе и недостаточную квалификация пилотов и диспетчеров, техническую неисправность или неблагоприятные погодные условия.
"КП" в Украине" поговорила с пилотом одной из крупных российских авиакомпаний и узнала, можно ли было избежать трагедии.
- Я вернулся из рейса два дня назад, посадка была как раз в "Шереметьево" - никаких грозовых облаков не было, даже намека на плохие метеоусловия для полета. То, что этот "Суперджет" напоролся на молнию, да еще и "потерял" электронику – жуткий лотерейный билет, - говорит пилот Михаил Л. (пожелавший остаться неназванным. – Авт.) – Молнии бьют по самолетам чаще, чем думают пассажиры. Они, кстати, как правило, этого или не замечают, или не придают особого значения, потому как самолет нормально продолжает полет. К сведению, турбулентность иной раз признак именно попадания в борт молнии.
Наш собеседник предполагает, что возгорание самолета произошло из-за неправильной посадки.
- Судя по видео, возгорание задней части самолета произошло после удара о посадочную полосу – предположительно разрушилась одна из стоек шасси, и ее деталь попала в двигатель, - продолжает пилот - На видео видно, что пилоты не нарабатывали такого рода посадки и были не готовы к приземлению, отсюда и удары самолета о полосу.
Конечно, сыграло свою роль еще и то, что "Суперджет" был с полными баками топлива и всей массой зашел на посадку с хвоста.
- Сегодня самолеты уже не нуждаются в экстренном сбросе топлива – в отличие от старых моделей, оборудованы системой экстренной посадки при избыточном весе. Но, судя по всему, пилоты слишком торопились на посадку и не рассчитали скорость, на полосу шли "размашисто" и, вместо того чтобы уйти на второй круг, дожали к земле, что и привело к удару и возгоранию. Но однозначно говорить я не вправе, - говорит наш собеседник.
- Одно могу с уверенностью сказать: "Суперджеты" - не хуже любого другого самолета, и смотреть на случившееся под углом "плохой самолет", "неисправный" или "ненадежный" - неправильно. Попадание молнии не приводят к катастрофам – это технический фактор, а за ним следует уже человеческий. И не забывайте о тех пассажирах, которые, вопреки инструкциям, вытаскивали свой багаж, мешая эвакуации других людей.
Сегодня в авиакомпаниях, которые используют "Суперджеты", все чаще наблюдаются случаи многодневных простоев этих лайнеров. По словам нашего собеседника, связано это с проблемой поставки запчастей – летать есть на чем, а чинить нечем.
- Плюс ко всему эти самолеты не большие – вместимость 75 человек, и большую часть занимает бизнес-класс. Для авиакомпаний это не выгодно, да и, как правило, расчет идет больше на эконом-класс. "Аэрофлот" сегодня - лидер по "Суперджетам", потому что компания частично государственная, вот и заставляют использовать эти самолеты, - говорит Михаил.
По статистике, ежегодно в каждый самолет попадает по несколько ударов молний. Происходить это может как при взлете или посадке, так и при преодолении грозового фронта. Сегодня почти все самолеты имеют защиту от электрических разрядов и приспособлены для полетов в любую погоду. Повредить удар молнии может корпус самолета лишь старого типа, без защиты от электрических разрядов, и может привести к пожару, порче обшивки и падению машины. Возможно выведение из строя бортовых электросетей самолета, навигационного оборудования. Этим рискам подвержены лишь устаревшие модели, а Sukhoi Superjet 100 в эксплуатации менее 10 лет.
Как и после любой другой катастрофы – вопросов пока больше, чем ответов. И один из них: почему аэропорт был не готов к экстренной посадке этого самолета?
- Судя по данным, экипаж запрашивал экстренную посадку у аэропорта, но без сообщения о пожаре на борту, ведь на тот момент такого и не было, - рассуждает Михаил. - Но сам по себе факт, что в столичном аэропорту тут же не нашлось пожарной машины – дико. Зато "Аэрофлот" "похвастался" о спасении 37 человек за 55 секунд, что быстрее норматива в 90 секунд. Но при этом почему-то забыли, что эти 90 секунд даются на спасение всего борта – пассажиров и экипажа. А они спасли 37 человек за 55 секунд, а еще 41 – погиб. Так чем тут "хвастаться"?
СПРАВКА КП
Производтво самолетов Sukhoi Superjet 100 началось в 2011 году. Это первое воздушное судно, разработанное в России. Крупнейшим заказчиком SSJ 100 является авиакомпания "Аэрофлот".
В ноябре 2018 года авиакомпания Brussels Airlines отказалась от четырех самолетов Sukhoi Superjet 100 из-за их поломок. В апреле 2019 года мексиканская авиакомпания InterJet попросила отремонтировать двигатели самолетов в долг.
После катастрофы в Шереметьево министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, что пока не видит оснований для приостановки полетов самолетов Sukhoi Superjet 100.