Никаких личных секретов – все продано! Любая информация о каждом из нас может попасть в чужие руки, если за нее заплатят. На таком бизнесе полковник полиции, бывший начальник одного из департаментов НПУ, заработал 9 квартир, которые успешно сдает в аренду.
Громкое разоблачение, сделанное сотрудниками Департамента внутренней безопасности, по мнению бывалых работников органов не такая уж сенсация. В секретной служебной и даже оперативной информации всегда существовала брешь, позволявшая вытягивать денежные ручейки.
Как следует из официальной информации, 47-летний главный фигурант уголовного производства вышел на пенсию в начале прошлого года, но связей с коллегами не порвал. Напротив – укрепил, создав вместе с бывшими подчиненными подпольный синдикат, который внешне прикрывала фирма по оказанию телекоммуникационных услуг.
- Подозреваемый использовал свои навыки работы с информационными системами, а его сообщники из действующих сотрудников обслуживали автоматизированные ведомственные базы данных, - сообщают в пресс-службе Национальной полиции.
При синдикате даже действовал телефонный call-центр, где клиенты могли круглосуточно получить нужную информацию. Заказчиками конфиденциальных данных, которые содержатся в базах МВД, являлись банки, коллекторские конторы, hr-службы и частные лица.
- Я догадываюсь, о ком идет речь, - говорит "КП" в Украине" бывший коллега полковника, который также недавно уволился из органов. – Этот человек имел отношение к информационному центру. Сейчас подразделение называется Департаментом информационных технологий. Это действительно "золотое дно". И речь идет не только о считывании служебной информации полиции. Как раньше милиция, так и сейчас полиция имеет доступ фактически ко всем базам. А это и бывшая ГАИ, и налоговая, и имущественные базы, земельные кадастры, сведения о человеке, его родственниках, служебных контактах и так далее.
|
Наш собеседник приводит такой пример:
- Часто можно слышать, как службы безопасности (СБ) солидных фирм "пробивают" соискателей работы на лояльность и чистоту биографии. На самом деле коммерческие СБ не имеют доступа в закрытым базам, они получают информацию о человеке по своим каналам в полиции. Таким же образом банки могут проверять претендентов на ипотеки или кредиторов. Крупные финансовые организации даже покупают целые базы, чтобы спокойно ими оперировать. Средняя цена одного банка сведений - 50 тысяч долларов, - говорит бывший сотрудник МВД.
Однако базы постоянно обновляются, в них нужно вносить коррективы, поэтому уволившийся полковник никак не мог обойтись без помощи работающих в Нацполиции коллег.
Также наш консультант полагает, что одними коллекторами и банками дело не обошлось.
- В наших кругах известны случаи утечек из базы Управления по борьбе с оргпреступностью. Сейчас оно расформировано, но база сохранилась и должна обновляться. Хорошо могут заплатить за имена полицейских, которые ведут ту или иную оперативную разработку, а за список агентуры – еще больше (к слову, в официальном сообщении Нацполиции говорится о том, что некоторых заказчиков интересовали персональные данные сотрудников правоохранительных органов, – Ред.), - говорит экс-полицейский. – Информация о привлечении к уголовной или административной ответственности может понадобиться, если кто-то ищет повод для шантажа.
Какой объем информации "слил" синдикат во главе с полковником, в полиции не разглашают. Отмечают только, что разработка подозреваемых потребовала длительного времени, а по завершению было проведено ни много ни мало – 58 обысков. В том числе, и у заказчиков информации.
- Изъята разнообразная оргтехника, сервер, мобильные телефоны, копии документов, средства в отечественной и иностранной валюте, - говорят в полиции. – Первым был задержан соорганизатор группы – во время получения денег за очередную информацию, а затем еще три человека, среди которых бывший начальник департамента.
Следствие подозревает, что теневым бизнесом полковник со товарищи занимался и до своего увольнения. Для покупки 9 квартир в столице, согласитесь, нужно поднапрячься.
Тем временем не только наши, но и официальные источники свидетельствуют о том, что торговля секретными данными дело не редкое. Вместе с киевским полковником полиции СМИ была предоставлена информация о запорожском майоре Национальной гвардии, который также торговал сведениями из закрытых ведомственных баз.
|
У сотрудников полиции, которые имеют доступ к оперативной работе и техническим системам, есть еще один проверенный вид заработка: прослушка телефонов по коммерческим заказам. Внешне это даже имеет вид законной процедуры.
- По уголовному делу нужно поставить на прослушивание три-четыре номера, - говорит наш собеседник. – В ходатайство на санкцию суда дописываются еще один-два, на которые поступили "левые" заказы. Следственные судьи должны просить обоснование на прослушку, но обычно этого никто не делает – разрешение подписывается автоматически.
В милицейской практике нередко выполнялись заказы и на слежку силами полиции. Коммерческие интересы обслуживала так называемая "семерка" - оперативная разведка при угрозыске.
- Бывало, что бригаду снимали прямо с объекта, дескать, упустили "хвост", и перебрасывали на "левое" поручение, - вспоминает экс-сотрудник МВД. – Такая услуга оценивалась в 250-300 долларов.
Наш собеседник не исключает, что этот вид подработки используют и сейчас.