Семеро украинцев, которым удалось спастись во время крушения судна "Волго-Балт 214", остаются в больнице турецкого города Самсун. Несмотря на то, что шестеро мужчин и одна женщина провели пять часов в холодной воде, их состояние врачи оценивают как удовлетворительное.
Подтверждается гибель шестерых членов экипажа – двух граждан Азербайджана (капитан и его помощник), а также четверых наших соотечественников. Причиной катастрофы стал шторм, разыгравшийся в Черном море 7 января. Высокая и сильная волна разломила судно пополам.
Тем временем специалисты считают, что трагедия была предсказуема, поскольку правила безопасности сегодня ставят ниже бизнес-интересов.
Судно "Волго-Балт 214" относится к классу "река-море" и имеет свою специфику.
- Это сухогрузы, которые строились в СССР в 1960-1990 годах для работы на реке. Впоследствии некоторые суда этого класса были реконструированы в тип "река-море", что позволило выходить в закрытые моря и совершать международные перевозки. Тем не менее, данный тип судов не приспособлен к тяжелым погодным условиям, какие бывают в море, - рассказали "КП" в Украине" в Профессиональном союзе работников морского транспорта.
Бывалые моряки отмечают, что при Союзе "Волго-Балты" использовались для перевозки грузов в Белом, Балтийском и Азовском морях.
- Черное море изначально не рассматривалось как безопасное для такого класса суден. Судна класса "Волго-Балт" не должны, а точнее, обязаны не уходить дальше чем на 50 миль (меньше 100 километров) от потенциального убежища, то есть порта, в котором можно укрыться при неблагоприятном метеорологическом прогнозе, и на 20 миль — от берега, - говорит бывший штурман Игорь Конвойский. – Кроме того, "Волго-Балты" были рассчитаны в основном на летнюю навигацию. Зимой они неделями простаивали в морских портах.
Ситуация изменилась с распадом СССР и повальной коммерциализацией. Сухогрузы "река-море" стали использовать как универсальные, а их возраст тем временем переваливал за почтенный. При среднем сроке эксплуатации в 25 лет, большинство ходящих по Черному морю судов отметили свое 30-летие и 40-летие - как "Волго-Балт 2014".
- Для видимости судна проходят профилактические ремонты, - говорит наш эксперт. – Но владельцы не хотят вкладывать большие деньги в модернизацию, это невыгодно – проще купить новый сухогруз. Кроме того, все "старички" и груз, как правило, имеют страховку, которая покрывает затраты на случай ЧП.
|
"Волго-Балт 214" вышел из порта российского города Азов, который расположен в устье Азовского моря и реки Дон. О том, что в рождественские дни в Черном море ожидаются шторм и снегопады, было известно за две недели. Такая информация, очевидно, должна была быть и у российских портовиков.
На вопрос, почему компания-судовладелец выпустила в рейс утлый сухогруз, почему судно не остановили портовые службы, прямых ответов еще нет. Напрашивается пока только один – хозяин груза спешил выполнить контракт с турецкими партнерами на поставку угля, а компания-судовладелец не хотела отвечать за срыв сроков.
- Максимальная высота волны, на которую рассчитаны "Волго-Доны" - это 2,5-3 метра. А в Черном море даже при трехбалльном шторме волны могут достигать 5-метровой высоты, - говорит наш эксперт. – Насыпной груз, в данном случае уголь, усиливает опасность крена, так как смещается при качке.
При похожих условиях в декабре 2012 года недалеко от Керчи погибло судно "Волго-Балт 199", перевозившее уголь из Украины в Турцию. А в апреле 2017 года также в районе Керчи затонул с грузом пшеницы теплоход "Герои Арсенала", также относящийся к классу "река-море".