Полиция заявляет: беззащитных людей используют, как рабсилу. Но сотрудники интернатов, да и сами воспитанники, утверждают, что работать – в интересах самих инвалидов. Корреспондент "КП" в Украине" побывал в одном из учреждений в попытке выяснить, кто прав.
Олега Гончарова, директора Тетеревского детского дома-интерната, что под Житомиром, подозревают в торговле детьми. Причина – воспитанники работали грузчиками в овощном ларьке, принадлежащем дочери директора.
- Эта история продолжается не один год, - рассказывает Наталья Волынец, член исполкома Житомирского горсовета, которая постоянно проживает в Тетеревке. - Дочка и зять директора, помимо того, что работают в интернате, имеют бизнес – торгуют овощами в Житомире. И уже много лет дети-инвалиды работают на них – с 4-х утра разгружают машины с луком. Я сама их там видела.
|
- Они работали безвозмездно, как рабы?
- А как вы думаете? Как можно прийти в интернат и нанять воспитанников работать за деньги? …Как-то я привозила в интернат подарки для воспитанников. Спросила, сколько у вас детей. Сказали – 86. А по факту оказалось 30. А сейчас, люди говорят, всего 16 человек осталось.
Стоит отметить, что в интернате есть отделение для воспитанников от 18 до 35 лет, то есть, фактически взрослых мужчин. Именно о них речь.
|
На оптовом рынке "Малинский" на окраине Житомира в самом конце ряда фур с луком стоял и прицеп дочери директора Тетеревского детдома Ольги. Сейчас здесь пусто. Настя, которая торгует в палатке напротив, подтверждает, да, работали воспитанники:
|
- Но Ольга с супругом относились к ребятам по-человечески. Хорошо кормили, платили и закупали для всех воспитанников интерната арбузы. Оля говорила: "Лучше я буду им платить, чем каким-то алкоголикам". А я даже и не думала, что эти ребята – больные люди.
- Я говорила с одним из ее грузчиков, Сашей, - вступает в разговор продавщица из соседней палатки Лена. - Он жаловался: "Оля мне дает два дня выходных, а я не хочу". С Колей тоже говорила – он хорошо отзывался об Оле. Я шокирована тем, что произошло…
Грузчики рынка говорят, тут можно зарабатывать по 6-7 тысяч гривен в месяц. Ребятам из детдома платили примерно столько же.
80-летняя мать арестованного Олега Гончарова Зоя Петровна не один десяток лет проработала в детдоме:
|
- Я приглашала в гости, чтоб они, несчастные брошенные, хоть немного ощутили, что такое дом! - рассказывает она. – Они ж хотят побывать в семье, поесть домашнего… Мы вместе пьем чай, они иногда помогают по хозяйству, например, картошку в погреб занести, принести ведро воды. Если воспитанникам по 25 лет и больше, их невозможно удержать на территории детдома. Они даже без ведома персонала интерната нанимаются на работу. И Оля брала старших воспитанников в помощники, например, Сашу … Так он, ведь, ее крестный сын! Он и другие ребята сами просятся в помощники – их и покормят вкусненьким и денег дадут. У меня денег не брали, говорили, "вы на пенсии".
Зоя Петровна рассказала, что до ее сына в интернате директора не задерживались надолго: кого увольняли, кого сажали… Олег Гончаров отработал почти три каденции, и сейчас ему и его семье просто кто-то решил напакостить.
- Говорят, хотя у меня нет доказательств, что это сделала бывшая воспитательница. Ей в интернате дали возможность получить образование, но потом сократили. И за это, как говорят, она мстит.
|
По словам завуча интерната Веры Гладун визит полиции дался им морально тяжело.
- Мы до сих пор в шоке. И коллектив, и воспитанники. Приехали полицейские с автоматами. Вошли к директору. Я думаю, если выявились какие-либо нарушения, следовало провести проверку. Но такое… Наши воспитанники – инвалиды. Они взбудоражены.
Вера Сергеевна объясняет, учреждение не закрытого типа.
- В нашем интернате пребывают 18 детей в возрасте до 18 лет в молодежном отделении (для 18-35-летних) – 64 человека. Воспитанники могут выходить за пределы, но мы контролируем их. Вот, например, сегодня, отпросились 30-летние парни в лес по грибы. Они ж не могут сидеть в четырех стенах!
- Они действительно батрачили на кого-то за харчи?
- Они бывают в домах нянь, воспитателей, их отпускают по заявлениям. А разгружать фуры я не отпускала - не имею права давать разрешение на тяжелые работы. Все наши воспитанники – инвалиды. Их диагноз – умственная отсталость. Однако в соответствии с нормативными документами им показана трудотерапия. Они убирают территорию, ухаживают за садом, у нас работают кружки по интересам.
Я поинтересовался о сокращениях штата, с которыми молва связывает разгоревшийся скандал. Да, сократили 14 должностей.
Вера Гладун также отметила, что у воспитанников интерната –пенсии по инвалидности – в пределах 300 гривен в месяц. А ведь, молодым людям хочется приодеться, купить мобильный, сходить в кино… Они стараются зарабатывать.
|
Тут подошел тот самый Саша, 25-летний крестник дочери директора интерната. Рассказывает, ему нравилось работать, каждый день зарабатывал у крестной по 200 гривен плюс питание.
- Я люблю копченую колбасу и майонез, а в нашей столовой такого не дают, - пояснил он. – И еще хочу собрать деньги на хороший телефон.
Когда я выходил из интерната, у ворот столкнулся взглядом с воспитанником лет 30-ти (ничто в его внешнем виде не говорило о его диагнозе). Он смотрел на меня с интересом, по-детски как-то. "Вас навещают родные?" "Один раз приезжали", - ответил он. "А откуда вы родом?" - спросил я. "Мне не сказали…", - ответил со вздохом мой собеседник.
Следствие продолжается. Взрослые воспитанники Тетеревского детского дома-интерната теперь могут отлучаться лишь в сопровождении воспитателя. Будут сбегать? Вне всякого сомнения. И будут наниматься в грузчики, уборщики и т.п., чтобы заработать что-нибудь в придачу к тем 300 гривням в месяц, на которые они могут рассчитывать от государства. И это хорошо еще, если не пойдут искать прибавки криминальным способом. Официально зарабатывать крепким парням, лишенным родительской любви, дома, обиженным природой, нельзя.
- Никто не использовал детей как рабочую силу, - в телефонном разговоре заявил "КП" Олег Гончаров. – И нужно определиться, кто является ребенком, а кто взрослым человеком. Мы не можем запереть воспитанников в четырех стенах. Они должны интегрироваться в общество. Наши воспитанники не могут быть опасными для окружающих – нет у них таких диагнозов.
Разыгравшийся скандал, открытое уголовное производство и свой домашний арест Олег Гончаров также связывает с недавним сокращением штата. "Кто-то ушел добровольно, а кто-то и не очень доволен, - признал он, - судятся. Одна бывшая сотрудница проиграла два суда, продолжает писать жалобы, выдумывать разное. Я же никого из подопечных никому на разгрузочно-погрузочные работы не направлял. Они договаривались сами. Запретить этого я им не могу".
Как сообщил начальник Главного управления нацполиции в Житомирской области Вячеслав Печененко, в рамках расследования уголовного производства, открытого по ч.2. ст149 ("Торговля людьми…") УК Украины, полицейские провели ряд оперативных мероприятий, в результате которых была выявлена незаконная деятельность руководителя учреждения интернатного типа.
- В результате следственных действий были выявлены красноречивые доказательства противоправной деятельности должностного лица, которую он осуществлял в течение последних нескольких лет. Ему и его зятю объявлено подозрение в совершении уголовного правонарушения. Следователями подготовлено ходатайство к суду об отстранении руководителя спецучреждения от должности, - сообщил Вячеслав Печененко.