Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Жители села Каланчак - из зоны химического поражения: "У нас индикатор огурчики. Зеленые – можно жить"

Жители села Каланчак - из зоны химического поражения:
Фото: Фото: Kherson.life

Днем 9 сентября завод "Крымский титан" официально остановил работу. Жители сел Каланчакского и Чаплинского районов Херсонской области, которые находятся на границе с Крымом, подтверждают: трубы дымить перестали. Этот промышленный гигант им виден из окон домов.

Согласно официальной информации, в селах Каланчакского и Чаплинского районов, которые входят в возможную зону поражения кислотными выбросами с "Крымского титана", превышение вредных веществ в воздухе не зафиксировано. Замеры регулярно проводит передвижная лаборатория, которую прислали из Донецкой области. Однако результаты глубоких лабораторных исследований будут известны не раньше 11 сентября.

Жители приграничных сел все чаще склоняются к версии, что виной паники стали не пересохшие кислотные накопители, а выбросы предприятия, которые происходят не первый раз.

-  У нас такое последние 30-40 лет люди наблюдают. И кислый привкус во рту, и листья желтеют, и крыши в селе, что к "Титану" ближе, красные, - говорит глава Чаплинского сельсовета Алексей Фаустов. – В этот раз нам еще повезло, ветер не в нашу сторону дул. На огородах огурчики зеленые, значит, можно жить. А огурцы – это наш главный индикатор, они первыми реагируют.

Несмотря на решение областных властей, в Чаплинке школа работает.

- Вывезти детей в Скадовск захотели только родители 20 ребятишек. Сейчас они там в санатории, отдыхают, едят от пуза, - говорит Алексей Фаустов. – В основном дошколята. Школьники остались, не сидеть же им без дела.

В целом вместо 1800 ребят, как планировалось изначально, в оздоровительные центры Скадовска выехали 528 детей и взрослых. Для школьников там тоже организуют учебный процесс, так что каникулы получились относительными.

По селам, прилегающим к Крыму, постоянно разъезжают грузовики службы по чрезвычайным ситуациям – моют дороги водой с содой. Регулярно в села наведываются бригады врачей.

- У нас тоже были медики, обследовали всех детей и взрослых – кто обратился. Признаков отравления не обнаружили, - говорит глава Алексеевского сельсовета Светлана Руденко. – Из нашего села детей не вывозили, хотя многие кислый привкус во рту ощущали. Сейчас его уже нет. Может быть потому, что дождик прошел?

С дождиками на Херсонщине пока дефицит. В сельсоветах пристально следят за розой ветров – куда понесет возможную заразу. Ведь за показным оптимизмом, никто и не скрывает, таится тревога. Со временем "кислотный след" стал проявляться желтизной на листьях деревьев, ржавчиной на металлических предметах. Не так стремительно и страшно, как в Армянске, но все-таки неприятно.

Сколько будет длиться это напряжение, никто не берется прогнозировать. Детей из области вывезли на две недели, а пересохшие кислотные накопители возле Армянска обещают заполнить водой не раньше, чем через полтора – два месяца. Если, конечно, дело в них. Истинной причины экологической катастрофы никто так и не называет, в ходу только версии. В этой истории, кроме человеческой беды, есть и большая политика.

В самом Армянске говорят, что стало легче дышать. Хотя появилась другая тревога: "Крымский титан" -  градообразующее предприятие. Если завод прекратит работать, городу грозит вымирание.