Документ составила активист Центра правового мониторинга "Гідність" и член общественной комиссии по расследованию причин пожара Светлана Подпалая на основе показаний очевидцев события и сопоставленых со сведениями из открытых источников. "КП" в Украине" выбрала самые яркие моменты документа. Полная версия на сайте Центра.
- Материалы выложены в открытом доступе, кроме того, они будут переданы прокуратуре и приобщены к материалам существующих в рамках официального следствия уголовных дел, - отметила Светлана Подпалая.
Пожар, уничтоживший лагерь, случился в ночь на 16 сентября 2017 года. Но к трагедии привело не одно случайное возгорание, а целая совокупность халатного отношения и сотрудников лагеря, и чиновников.
Детский танцевальный коллектив "Адель" выигрывает конкурс "Зоряна юність Одеси" и получает в награду путевку на коллективный отдых в детском лагере "Виктория". В день заезда оказалось, что на отряд из 50 детей будет только одна вожатая-воспитатель Анна Чернова (должно быть минимум двое). Также она не живет ни в корпусе №5, где жили 45 детей, ни в корпусе №6, где жили еще пятеро, и скрывает место своего проживания, так что оперативно найти ее было невозможно. Вдобавок вожатая назначает своей помощницей одну из участниц коллектива 17-летнюю Катю Ной из корпуса №6, отдает ей все ключи от корпуса №5 – мол, будешь запирать двери. Девочка делит эту нагрузку с двумя подружками, так что ключи от корпуса № 5 все время хранятся в соседнем. Вдобавок вожатая взвалила на девочек свою обязанность осуществлять ежевечерний обход детей в корпусе №5.
Так как в корпусе №5 часто срабатывал ревун пожарной сигнализации, то вожатая другого отряда Алена Адамская посоветовала хореографу "Адели" Татьяне Егоровой не обращать внимание. В конце концов, чтобы сигнализация так часто не ревела, ее попросту отключили. При этом у Татьяны Егоровой есть кипятильник – сотрудники лагеря не только не запрещали держать его в номере, но и часто просили угостить их чаем. Иногда кипятильник одалживали и дети.
|
Снежана Арпентий из комнаты №11 передала Кате Ной просьбу своей мамы запирать их комнату на ночь. Девочка обратилась к Анне Черновой, но та категорически запретила запирать детей снаружи либо запираться изнутри. И сообщила об этом всем детям отряда. Внутренние защелки оказались неисправными – их заклинивало при попытке открыть. И руководство лагеря запретило их использовать, хоть и не демонтировало.
Тем не менее, некоторые дети запирались, вожатая об этом знала, но мер не принимала.
Помимо всего в лагере вскрылись серьезные проблемы с бытовыми условиями: вода в кранах ванных комнат жилых номеров корпуса №5 билась током из-за нарушений при подключении бойлеров и отсутствия заземления. В некоторых санузлах были протечки - что могло повредить электропроводку, - но сантехник уволился и детям предложили потерпеть до конца смены.
В день пожара – 15.09.17 – Катя Ной сделала вечерний обход и ушла в 6-й корпус к друзьям.
В 23-00 в беседке между корпусами проводится планерка, где присутствуют все вожатые. После окончания планерки Анна Чернова заходит в корпус №6, отправляет собравшихся там за просмотром фильма старших детей по комнатам в этом же корпусе. В корпус № 5 не заходит.
|
Егорова и Адамская, проходя мимо корпуса №5 и видят, что одно из окон красное. "Огонь! Огнетушитель" - кричит Егорова. Адамская снимает огнетушитель, а Егорова бежит за помощью в корпус №6. Адамская рассказывает, что распылила в загоревшейся комнате 2 огнетушителя, но позже на пепелище были найдены неиспользованными оба огнетушителя корпуса №5.
Адамская бежит в другую комнату, выводит двух мальчиков. По показаниям свидетелей из ансамбля "Адель", вожатая Чернова не заходила в горящий корпус. Ее видели на дорожке рядом с корпусом, около лестницы, откуда она кричала: "Дети, выходите!".
13-летний Максим Тихончук из корпуса №6 бросается в 5-й, чтобы спасти сестру. Но девочки уже вышли из комнаты сами, тогда мальчик эвакуирует детей из других комнат. Катя Ной, увидев происходящее, бежит по своему корпусу №6, оповещая всех о пожаре. На ее крики выбегают старшие девочки, звонят в ГСЧС. Катя бежит к горящему корпусу №5 – из задымленного корпуса вытаскивает нескольких спящих детей с первого этажа. Убедившись, что все комнаты 1 этажа пусты, она эвакуируется через перила, которые сразу после этого начинают гореть.
Катя Ной доходит до газона и падает на траву, так как ей становится плохо из-за отравления дымом и угарным газом. Кате Ной не оказали необходимой медицинской помощи в ночь пожара. Трижды она падала из-за проблем с дыханием. Единственная помощь, которую оказали Кате, наглотавшейся дыма: медсестра из медпункта облила ее водой из чайника и отправила на улицу мокрой и в шоковом состоянии. Катя была госпитализирована только на следующий день, в больнице ей диагностировали ожог дыхательных путей и ожоги ног.
Татьяна Егорова, у которой в корпусе № 5 остался 8-летний сын (к счастью, мальчик сумел выбраться, услышав шум) бежит сначала в корпус №6 – вызывая вожатых Ованеса и Сергея. Но тех не было. Бежит в свой корпус и видит из комнаты № 4 сильное задымление. Поднимается на второй этаж, чтобы вывести детей. Но одна из спален девочек оказывается закрытой на защелку. Хореограф стучит, падает из-за дыма, опять стучит – наконец девочки просыпаются и выбегают. Егорова бросается к другой комнате №11, но там тоже заперто изнутри. Стучит – но дети не слышат. Она пытается достучаться через окно веранды, но оно тоже не открывается. Наконец, услышав шум в комнате, думает, что дети проснулись и бежит дальше к комнате №10. Там девочки не спят и убегают, одна из них пытается включить сигнализацию, чтобы разбудить остальных – но тщетно.
Пытаясь вывести трех девочек из комнаты № 9, хореограф оказывается в огненной ловушке. Девочкам и Егоровой приходится прыгать со 2-го этажа.
|
Внизу Егорову останавливает сотрудница лагеря, требует сказать, все ли дети выведены. Мол, если все, то она даже не будет звонить директору. Егорова говорит пересчитывает детей и сразу сообщает сотрудникам лагеря, что нет девочек из комнаты № 11: Арпентий Снежаны, Кулинич Насти и Мазур Софии. Повторяет несколько раз, хотя ей говорят "замолчи".
В это время ГСЧС не может оперативно потушить огонь - машина не может подъехать к пожарному водоему. Впоследствии выясняется, что водоем был пуст. Тратятся еще полчаса на то, чтобы дотянуться до следующего гидранта.
Пожарные опрашивают сотрудников лагеря, остался ли кто-то в горящем корпусе. Им отвечают, что все дети на месте. Из-за этого пожарные пытаются предотвратить возгорание других корпусов, хотя три девочки так и остались в корпусе №5.
Около полуночи приезжают родители, директор лагеря Петрос Саркисян, журналисты, депутаты, чиновники.
Вожатые повторяют друг другу: "Все дети на месте, все дети на месте". Потом одна из них говорит: "Давайте скажем, что те дети просто убежали".
В 3 ночи пожарные находят фрагменты тел.
|
Дело о пожаре до сих пор не завершено – в ходе следствия были выявлены многочисленные нарушения, которые и привели к тому, что пожар случился и что вовремя его не смогли погасить. Открыты уголовные дела о нарушении правил противопожарной безопасности и о служебной халатности. Главным подозреваемым остается директор лагеря Петрос Саркисян – он до сих пор находится в СИЗО, недавно областная прокуратура передала его дело в суд – ему грозит до 8 лет. Вчера взяли под ночной домашний арест также заместителя директора Татьяну Ланину (она подозревается в том, что вместе с директором принимала на работу фиктивных сотрудников). Так же в числе виновников числилась воспитательница Наталья Цокур (Янчик), по документам отвечавшая за противопожарную безопасность. На момент трагедии она написала заявление об увольнении, так что суд приговорил ее к трем годам условно. Относительно вожатой отряда Анны Черновой до сих пор не решен вопрос. С ней собирались провести очную ставку, но пока не получилось.
Причину пожара установить не удалось, так как сгорели все свидетельства. Спикер прокуратуры Одесской области Инна Верба отметила, что у следствия четыре главных версии пожара. - возникновение пожара от источника открытого огня; от короткого замыкания; вследствие занесения постороннего источника зажигания; от тепла, полученного от более нагретого или раскаленного предмета (электрокипятильников).
В одесской мэрии восстановили в должностях чиновников, уволенных после пожара в лагере "Виктория". Так, к работе вернулись руководитель управления капитального строительства Борис Панов, глава городского ГАСКа, юрист Александр Авдеев, а также Владимир Сушков - председатель райадминистрации в Киевском районе, где и расположен лагерь. Кроме того, в горсовете видели экс-вице-мэра по гуманитарным вопросам Зинаиду Цвиринько.А директору департамента образования и науки Елене Буйневич, по собственной инициативе подавшей в отставку, не подписали заявление.
Фото девочек: соцсети
Читайте также
Пожарный инспектор: "Перед пожаром в "Виктории" я нашел там 26 нарушений"
/incidents/604515-pozharnyi-ynspektor-pered-pozharom-v-vyktoryy-ya-nashel-tam-26-narushenyi
Киевский районный суд Одессы слушает дело Леонида Бондаря - отстраненного от исполнения своих обязанностей ведущего инспектора Киевского райотдела ГСЧС в Одесской области.