Адвокаты Владимира Рубана будут подавать апелляцию на решение Шевченковского суда, взявшего под арест руководителя Центра освобождения пленных при "Офицерском корпусе". Задержание Рубана и выдвинутые ему подозрения - подготовка террористических актов, покушения на президента и намерение устроить государственный переворот - стали новостью номер один последних дней.
Адвокат Владимира Рубана Виталий Погосян рассчитывает, что Апелляционный суд Киева смягчит меру пресечения для его подзащитного.
- Обвинения выдвинуты очень серьезные. Но ведь их нужно чем-то доказывать. А таких доказательств нет, кроме чьих-то слов, - говорит юрист. - Единственное, что не вызывает сомнения, это оружие. Думаю, это спланированная игра, в которой больше политики, чем права.
Сам Владимир Рубан не относил себя к политике, однако вращался на этой орбите и был весьма медийной фигурой. По утверждению известного переговорщика офицера-афганца Василия Ковальчука, сотрудничество Рубана с "Украинским выбором" началось в 2012-2013 годах, когда "Офицерский корпус" подписал с этой партией соответствующий договор.
- В свое время мы неплохо общались с Владимиром Рубаном, - говорит Василий Ковальчук. - Когда развернулась АТО и начался захват пленных, я вел переговоры исключительно через афганцев, которых много осталось на той стороне. У Рубана были свои каналы. Его "Офицерский корпус" имел специальную форму, которую им пошил Геннадий Корбан, он же заправлял для Рубана бронированные джипы. Я о результатах своего сотрудничества с Корбаном тоже могу сказать много хорошего, лишь позитив.
Широкую известность Владимир Рубан приобрел в 2014-2015 годах, когда "Офицерский корпус" занялся освобождением пленных. Тогда же переговорщика стали называть генерал-полковником. Хотя бывший военный авиатор, покинув армию в середине 90-х годов, дослужился всего до старшего лейтенанта. Выйдя в запас, Рубан занимался бизнесом, издательским делом. Кроме "Офицерского корпуса" создал еще одну общественную организацию - "Национальная академия СБУ". По слухам, он действительно был близок к спецслужбе. Там и получил "генерала" - как прозвище, а не звание.
- В свое время Рубан делал неплохие дела по обмену, пока я не понял, что он вставляет палки в колеса и преследует свои интересы, - говорит Виктор Ковальчук.
Конфликт между бывшим афганцем и Рубаном возник в августе 2015 года, когда сорвался организованный Ковальчуком обмен "13 на 13".
- У нас было все согласовано - с Генеральной прокуратурой, СБУ, Верховным судом. Мы меняли членов банды Боксера - грабителей из Мариуполя - на наших ребят, которым грозил расстрел. Мы уже приехали ночью на КПП, ждали, но обмен не состоялся. А через несколько дней Рубан совершил свой "12 на 12". Из первого списка в нем осталось только шесть человек, остальные были не бойцы, а случайные люди, один даже не захотел ехать в Украину, - вспоминает Василий Ковальчук.
По его утверждению, планы не сбылись потому, что с семей членов банды Боксера, по рассказам их родных, требовали деньги, которыми якобы потом поделились с высокопоставленным сотрудником СБУ.
С 2016 года Рубан стал жаловаться в прессе, что его отстранили от переговоров. Освобождение пленных замкнула на себе СБУ. Тогда же появились намеки на пророссийскую позицию Рубана, его дружбу с властями "ДНР". Но в связи с контрабандой оружия его имя не упоминалось. И тут - такое громкое разоблачение!
- При том, что я с Рубаном побил горшки, это больше всего похоже на подставу, - размышляет Василий Ковальчук - Рубан был при деле, он был обеспечен. Зачем ему так глупо рисковать?
|
- Я лично знал Рубана. Не принадлежу к числу его друзей, но нельзя забывать, что с его помощью были освобождены десятки и десятки заложников, - говорит бывший руководитель главного следственного управления СБУ генерал Василий Вовк.
- Каковы, по-вашему, перспективы дела?
- Все зависит от доказательной базы. Дело могут вяло расследовать. Скоро мы можем забыть о Рубане, как забыли о других делах, вокруг которых тоже поднимали много шума.
- Есть версия, что на самом деле речь шла о торговле оружием…
- По факту можно строить десятки версий. И незаконное перемещение оружия имеет право на жизнь.
- …И о конкуренции в этом вопросе между СБУ и ГУР Минобороны.
- Во всех странах - и в странах бывшего СНГ, и на Западе между правоохранительными органами есть конкуренция. У нас на войне зарабатывают очень большие деньги - наркотрафики, углетрафики, деревотрафики. Есть такие, кто считает, что первыми должны получить с этого прибыль.
Владимира Рубана задержали 8 марта на КПП "Майорск", когда он перевозил мебель, в которой было спрятано оружие. Операцию по разоблачению и задержанию спланировал офицер с позывным "Кедр".
Майор "Кедр" - достаточно известная личность. Ему даже посвящена глава украинской Википедии. Это Павел Балов - военнослужащий 8-го отдельного спецполка МО, полный рыцарь ордена Богдана Хмельницкого. Принимал участие в освобождении Краматорска и Славянска.
Балову приписывают ликвидацию таких известных командиров "ДНР", как "Гиви" и "Моторолла", что официально не имеет подтверждения. Также в соцсетях говорят, что он был причастен к устранению гражданина России Армена Багиряна по прозвищу Багги, который являлся свидетелем по делу о расстреле группы внештатного сотрудника СБУ Андрея Галущенко (Эндрю).
"Эта группа фиксировала факты нелегального пересечения грузов через линию разграничения и сильно донимала военных разведчиков, для которых контрабанда была и, наверное, есть и сейчас главным источником дохода", - написал в Фейсбуке бывший глава Консультационного совета при ГПУ Владимир Бойко.
Не улеглись еще страсти по Рубану, как в СБУ заявили, что проводят более 25 обысков в разных регионах Украины у лиц, которые "содействуют стране-агрессору в проведении антиукраинских акций". Среди тех, кто попал в поле зрения спецслужбы, оказался и ряд журналистов. Изъяты пропагандистские материалы, оружие, взрывчатка и другие доказательства подрывной работы.
По мнению директора "Института глобальных стратегий" Вадима Карасева, у громкого разоблачения руководителя "Офицерского корпуса" и массовых обысков может быть общий политический подтекст.
- Это желание сыграть на страхах людей. А какая власть может дать им защиту? Не разгульная демократия, а только сильная, консолидированная, сконцентрированная вокруг президента власть, - говорит политолог. - И люди ради собственной безопасности должны захотеть такую власть поддержать на грядущих выборах.