Все чаще в соцсетях и интернет-СМИ можно увидеть сообщение о пропаже человека. Увы, мы к этому уже даже привыкли. Пропадают взрослые, но куда чаще исчезают дети. Всплеск пропаж среди школьников, по словам специалистов, приходится на теплые времена года - весну и лето.
Подростки ищут приключений, не ставя в известность родителей. Те же хватаются за сердце и не знают, куда и к кому в первую очередь обращаться. В полицию? Безусловно. Но вы, возможно, удивитесь, узнав, что кроме правоохранителей к поиску пропавшего ребенка могут подключиться десятки неравнодушных людей - волонтеров общественной организации "Поиск пропавших детей". И еще неизвестно, чьи усилия окажутся эффективнее.
Таких организаций в Украине пока мало. В Киеве и Днепре эти добровольцы опытные и "со стажем". В Днепре такая организация существует уже три года, и за это время штат добровольных поисковиков увеличился в десятки раз. Эти люди, у которых есть работа и семьи, готовы сорваться на поиски в выходные, среди ночи, в лютый мороз.
|
- На сегодня в нашей организации около 500 волонтеров в разных городах области, - рассказала "КП" в Украине" руководитель "Поиска пропавших детей" Елена Жовтобрюх. - Есть так называемый "костяк" - это 50 опытных активистов, остальные подключаются по возможности и по мере необходимости. Это люди разных профессий и разного возраста. У нас не существует возрастного ценза, нужно лишь, чтоб человек был совершеннолетним. А дальше - хоть 30 ему, хоть 50 - не столь важно.
Совсем недавно, говорит Елена, к ним обратилась 71-летняя пенсионерка. Мол, еще полна сил и активна, хочу приносить пользу. Конечно, на прочесывание лесопосадок старушку вряд ли возьмут. Но вот расклеить ориентировки ей вполне под силу.
- Мы ни в коем случае не отбираем "кусок хлеба" у полиции, - поясняет волонтер. - Они делают свою работу. И не правы те, кто обвиняет их в бездействии. Просто реально сотрудников у них не хватает, а мы в силах предоставить то количество человеческого ресурса, которое необходимо для поиска.
Кстати, после того как зимой в Днепре на поиски пропавшей девочки быстро и слаженно организовалось около двухсот волонтеров, правоохранители поняли, что поисковики - хорошая подмога. Теперь действуют в тандеме, и нужно отметить, что довольно успешно.
- Если родители обращаются сначала к нам, то мы говорим, чтобы они обязательно обратились и в полицию, - говорит Елена. - Правоохранители также ставят нас в известность, если необходимо выезжать куда-то на поиски.
Действия волонтеров "Поиска" за три года работы отлажены, как часовой механизм: кто-то дежурит на вокзалах, кто-то прочесывает все возможные места, где может находиться пропавший, а кто-то расклеивает листовки и подключает к поиску соцсети. Поиски не прекращаются до тех пор, пока не будет найден ребенок. Не важно, сколько времени прошло с момента его исчезновения: день, неделя или месяц. К сожалению, не во всех случаях все заканчивается хорошо.
- Это на самом деле большая беда, когда дети убегают из дома, - вздыхает Елена. - Убегают не только из проблемных семей, но и из вполне обеспеченных и благополучных. В процентном соотношении это где-то 50 на 50. И не обязательно причиной тому может служить конфликт. Дети таким образом хотят привлечь к себе внимание, хотя зачастую эйфория от решительного поступка сменяется страхом. Вот ты ушел из дома, а дальше что? Ты замерз, устал, хочется кушать, а денег нет. И идти, кроме как домой, некуда.
Чаще всего, по словам волонтеров, сбегают подростки. И не только мальчики, но и девочки. Елена вспоминает одну из таких "беглянок". 16-летняя девушка решила, что уже достаточно самостоятельная, и отправилась в гости к бойфренду, с которым познакомилась через интернет.
- Телефон девица отключила, - рассказывает волонтер. - Но затем периодически выходила с него на свою страничку ВКонтакте. Было уже за полночь, "окошко" ВКонтакте у меня было открыто, когда я увидела, что она онлайн. Начала писать ей, мол, что ж ты делаешь, мать себе дома места не находит. Она начала отвечать. Я звоню нашему сотруднику, который раньше работал в правоохранительных органах, а он мне "Лена, держи ее как можно дольше, сейчас "пробьем", где она находится".
Женщина смеется: никогда так не "разговаривала" с детьми в соцсетях - и к совести взывала, и ругала. В итоге "операция" завершилась успешно, и отыскалась девчонка аж в Херсонской области.
А еще про одну парочку Ромео с Джульеттой, которые прогуляли уроки и затем решили не идти домой, рассказывает, что нашли их в парке.
- Зима, холодно, темно, а они на лавочке дрожат, - вспоминает руководитель организации. - Начали их спрашивать, зачем ушли. Говорят: да мы уже собирались назад идти, прощения у родителей просить. Просто боялись…
Как таковой статистики пропавших и найденных детей в организации не ведут. Однако отмечают: в 2016 году провели порядка 30 активных поисков. Активных - это с собаками и с отработкой всевозможных мест, где может находиться ребенок.
Как правило, родители тех детей, которых искали поисковики, впоследствии сами становятся волонтерами организации. И это лучшая благодарность. Для самого "Поиска пропавших детей", чьи филиалы также работают в Кривом Роге и Павлограде, важно то, чтобы о них знали и обращались за помощью. За свою "работу" никакой платы не берут. Благодаря спонсору, который не хочет "светить" свое имя, есть и бензин, и рации, и все необходимое для того, чтобы разыскать и вернуть "пропажу" домой. Это и есть главная цель.
|
Психологи уверены: причина ухода ребенка из дома кроется в его воспитании. В последнее время все чаще встречается либо гиперопека родителей, когда ребенка выращивают, как фиалку, либо гипоопека, когда им вообще не занимаются. И второе встречается не только в неблагополучных семьях, а и в тех, где родители делегируют заботу о ребенке либо бабушке, либо няне, либо вообще школе.
- Очень редко встречается так называемая "норма", когда ребенок воспитывается и имеет свои права, обязанности и так далее, - говорит психолог Наталья Валедова. - Ни семья, ни школа, ни государство как таковое для нынешнего подростка не авторитет. Авторитетен интернет. Детей приучили к огромному количеству прав и отсутствию обязательств. Жизненного опыта у подростка нет, не сформировано понятие безопасного окружения и безопасного поведения.
Часто уход из дома, по словам психолога, используется как шантаж. С самого раннего возраста родителям нужно контролировать это и исключать любые манипуляции. Подростковый возраст - очень деликатный возраст, ребенок ищет свою нишу, свой имидж.
- Поэтому начиная с первого дня жизни учите свое чадо принимать решение и нести ответственность за свои поступки, - говорит Наталья Валедова. - А еще с ребенком должен быть постоянный контакт, но при этом и контроль.
Что касается того, что на "побег" решаются девочки, то специалисты объясняют это мощными протестными настроениями и маскулинным типом поведения. Невропатологи отмечают тенденцию: в последнее время много девочек формируется по мужскому типу. Отсюда и такие поступки.
1. Изменения в поведении: становится замкнутым либо агрессивным, не идет на контакт с родителями, игнорирует их просьбы, замыкается в себе.
2. Часто конфликтует в школе и дома как со сверстниками, так и родителями. Такие дети пытаются через побег решить конфликты: нет этих людей - нет проблемы.
3. Открыто заявляет, что уйдет. Иногда это могут быть просто слова, чтобы напугать отца с матерью, но порой ребенок, повторяя, что уйдет, действительно может поверить, что вне дома ему будет лучше.
4. Часто находится в подавленном состоянии. Опасный момент: если ребенок не найдет поддержки у родителей, то может уйти исключительно для того, чтобы на него обратили внимание.
5. Часто прогуливает школу.