История того, как в руки наших пограничников попали заблудившиеся в Перекопском заливе Черного моря их русские коллеги, взбудоражила общественность необычайно мягким приговором Херсонского суда. Военнослужащие Пограничной службы ФСБ получили 15 суток ареста и штраф 320 гривен.
Нарушителей границы задержали утром на Малой Косе, в шести километрах от Александровки Херсонской области. Нелегалы были без документов, но с небольшой резиновой лодкой, мобильными телефонами и личными вещами в сумке. Вскоре выяснилось, что они - российские пограничники из Крыма. Там проходили учения, и они должны были изображать роль нарушителей границы. Как видим, это у них получилось на самом деле. Военные сбились с маршрута и потеряли ориентир. Задержанными оказались Аскар К. из Ростовской и Владимир К. из Амурской областей. В соцсетях посыпались предложения обменять пленных на наших бойцов, но все перечеркнул местный суд – 15 суток ареста и штраф 320 гривен. И это сразу вызвало вопросы: если мы ведем войну со страной-агрессором, то почему отпускаем ее военных?
Как рассказал "КП" в Украине" столичный адвокат Иван Либерман, судью обвинить не в чем. Статья "Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее", по которой решалась судьба нелегалов, более строгого наказания не предусматривает.
- Суд не может выйти за рамки процессуального кодекса, даже если бы сам того хотел или видел, что наказание смехотворно. Есть "развилка" от минимального до максимального наказания, и суд назначил, как я понимаю, максимум, - считает адвокат. - Какие могут быть вопросы к судье? Тут скорее вопросы надо задавать стороне, которая привлекала нарушителей к ответственности. Это они, возможно, неправильно что-то квалифицировали или установили, не до конца собрали доказательную базу и далее. А судья делает все исключительно из того, что ему положили на стол.
|
Если так, то обвинять суд действительно нелогично. Но и доводы тех, кто считает неправильным отпускать солдат противника на волю, понять можно. Что тогда делать?
- Можно было открыть уголовное дело, а не административное. Формально использовать какую-то серьезную статью. Даже "Шпионаж". Мог же это быть шпионаж по факту? Мог, – говорит Иван Либерман. – Военных потом можно признать свидетелями, провести негласные следственные действия, и если будет достаточно информации, вынести подозрение с перспективой запретить им покидать Украину, и держать "под колпаком". Такое дело можно тянуть месяцами, решая что-то с обменом на наших солдат.
Адвокат как в воду глядел. Буквально через полчаса после разговора с экспертом на сайте СБУ появилось сообщение, что уголовное дело против российских погранцов открыто.
- …Следствие установило, что граждане РФ… в период с декабря 2016 года до 30 июня 2017-го выполняли служебные задачи в интересах РФ с целью изменения границ территории или государственной границы Украины. Сейчас задержанные находятся в изоляторе временного содержания. Следствие продолжается. В ближайшее время следователи СБУ объявят сотрудникам ФСБ о подозрении в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины и инициируют перед судом избрание им меры пресечения в виде содержания под стражей.
|
Данный прецедент показал некоторую уязвимость закона в случае российских военных, которых не задержали с оружием в руке и не в зоне АТО. Может быть, границу с Крымом также объявить территорией проведения Антитеррористической операции и на основе этого действовать, принимая определенные решения?
Как рассказал "КП" в Украине" Анатолий Лопата, бывший первый заместитель министра обороны Украины, в этом нет никакого смысла.
- Страна пребывает фактически в состоянии войны, а по документам мы ведем какое-то АТО, которому сейчас пытаемся найти замену. С самого начала Украина в лице первых лиц, возможно, руководствовалась подсказками третьей стороны и не смогла сразу определиться с обозначениями. С большой вероятностью могу утверждать: они на том уровне тогда не читали законы Украины про оборону. Поэтому появились проблемы с Крымом. Поэтому сегодня мы не имеем полноты применения законов военного времени, - считает Анатолий Лопата. - Мы не перекрыли границу, не прекратили торговые отношения, применяем законы мирного времени и в отношении своих же военнослужащих, и по оценке деятельности противника или нарушителя границы. Какое АТО может быть с тем же Крымом? Нет с ним и войны. Так что делать? Думаю, президент и другие поднимают этот вопрос, а принять решение не могут.
В отношении задержанных Анатолий Лопата считает, что их можно было бы сразу задержать на более длительное время.
- Разобраться, кто они, что делали, а затем использовать их в качестве аргумента для переговоров с другой стороной. Вообще, если бы были условия войны, их бы задержали, отнесли в разряд военнопленных и отправили в лагеря или места заключения, где они ожидали бы окончания войны.