24 ноября 1971 года "Боинг-727" "Северо-Западных авиалиний" США начал рутинный рейс из Портленда в Сиэтл. Через 8 минут после взлета пассажир, сидевший в хвосте на месте 18C, передал стюардессе записку. Девушка решила, что хорошо одетый джентльмен в костюме при галстуке зовет ее на свидание. Но на клочке бумаги значилось: "У меня в портфеле бомба... Ваш самолет угнан, сядьте рядом со мной". Последнее требование было выполнено. Мужчина (авиабилет он приобрел на имя Дэна Б. Купера) приоткрыл сумку, где бортпроводница с ужасом разглядела красный цилиндр, обмотанный проводами. Через девушку Дэн продиктовал условия: "Садимся в аэропорту назначения. Мне нужно 4 парашюта и $200 тыс. мелкими купюрами. Затем дозаправляемся и летим, куда я скажу".
"Боинг" благополучно приземлился в Сиэтле, пассажиры сошли с трапа, а агент спецслужб доставил на борт все, о чем просил Купер.
|
Прыжок в неизвестность
- В начале семидесятых подобные преступления были в новинку, а главный герой явно стремился избежать лишних жертв, поэтому спецслужбы пошли навстречу, - говорит "КП" военный эксперт Андрей Сарвень.
Оставшись один в пассажирском салоне, Д. Б. Купер приказал экипажу лететь на юго-восток, над самыми дикими и слабозаселенными землями Штатов. При этом, задавая скорость и эшелон, мужчина сообщил пилотам такие технические подробности, которые как минимум выдавали близкое знакомство с авиацией. Сгущалась ночь, началась гроза, "Боинг" шел с минимальной скоростью на высоте три тысячи метров. При почти нулевой видимости угонщик открыл хвостовой люк и выпрыгнул, прихватив деньги, два парашюта (из четырех) и даже бомбу. Все свои вещи, кроме одной: недалеко от его сиденья нашли галстук. Специально Купер его оставил или забыл - неизвестно.
- То, что он прихватил бомбу, означает - она была ненастоящей, - полагает Сарвень. - При приземлении реальное взрывное устройство могло бы сдетонировать. Что расчетливый преступник прекрасно осознавал. Но, судя по тому, насколько детален и хитроумен был его план, Дэн собирался уцелеть. А значит, он уже до того имел опыт парашютирования в экстремальных условиях и был знаком с тем, как это правильно сделать, - считает эксперт.
И никто больше его не видел
Через три недели после угона в редакцию газеты Los-Angeles Times пришло письмо:
"Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку".
...С тех пор человека, назвавшего себя Д. Б. Купером, никто не видел.
В 1980 году в лесистой местности была обнаружена пачка истлевших баксов из "куперовской серии" (перед передачей денег агенты ФБР переписали все серийные номера), но в количестве всего $6 тыс. Возможно, хитроумный Дэн инсценировал смерть, чтобы запутать следствие. Найти и доказать ничего не удалось. Дело было списано в архив.
Работал на "Боинге"?
Однако загадочное дело не давало покоя энтузиастам. Совсем недавно независимые ученые из Сиэтла (поговаривают, их наняло ФБР) исследовали галстук, 46 лет назад оставленный Купером в салоне "Боинга" перед прыжком. И нашли ключ к установлению личности дерзкого преступника! Здесь ученым очень помогло то, что галстуки стирают куда реже, чем прочие элементы одежды. Электронный микроскоп обнаружил на темной полоске ткани весьма необычные вещества: молекулы титана, стронция, церия и других редкоземельных элементов. Такое сочетание могло встречаться только на авиастроительных предприятиях.
- Мужчина, назвавший себя Купером, хорошо разбирался не только в парашютном спорте, но и в авиастроении, аэродинамике и управлении самолетом, - предположил заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. - Уверен, он работал где-то в авиационной отрасли.
Круг поисков сужался. Выяснилось, в начале 70-х один из американских концернов разрабатывал новую технику, где применялись как раз титан, церий и стронций. И это был... авиахолдинг "Боинг". И один из его заводов тоже находится в Сиэтле, откуда Дэн и отправился в свой заключительный рейс.
- Угонщик не зря выбрал именно "Боинг-727": у того в хвосте есть откидная рампа, позволившая Куперу совершить прыжок. Так что с воздушными судами этого производителя мужчина явно был хорошо знаком, - продолжает Заболотский.
Итак, скорее всего, Дэн работал на корпорацию "Боинг". Причем на довольно высокой должности - грузчики или сварщики галстук на работе не носят. Ученые через журналистов обратились к ветеранам этой авиастроительной фирмы - возможно, кто-то подскажет, в каком подразделении на рубеже 60 - 70-х использовались именно такие редкоземельные металлы, - тогда круг подозреваемых сузится до единиц.
Однако по-прежнему нет ответа на самый главный вопрос...
|
КСТАТИ
После этого случая все самолеты "Боинг-727" были снабжены несложным устройством, которое не позволяет открыть выход в хвостовой части. Это устройство получило название "лопатка Купера".
ИТОГО
Жив ли Дэн?
- Д. Б. Купер был неплохим психологом, - считает Виктор Заболотский. - Перелет от Портленда до Сиэтла - менее 250 километров, времени на раздумья у полиции после известия об угоне очень мало. Далее, запрошенный выкуп в $200 тыс. (примерно $1,5 млн на нынешние деньги) - относительно небольшая сумма, с которой властям психологически легко расстаться. Купер сделал все, чтобы сбить преследователей с толку: например, попросил четыре парашюта, и у спецслужб сложилось впечатление, будто у него есть сообщники среди членов экипажа. Кстати, вначале на борт принесли военные парашюты, но угонщик попросил поменять их на спортивные: такими легче управлять в воздухе. Затем мужчина велел лететь в Мексику с дозаправкой в аэропорту Рино (где его и рассчитывали схватить), но это тоже был блеф: вскоре после взлета Дэн спрыгнул над территорией национального парка. Здесь есть сеть грунтовых дорог с указателями, по которым можно быстро выйти к людям. Выжил ли Купер после прыжка? Думаю, да, и ему благополучно удалось ускользнуть. Иначе на земле рано или поздно нашли бы купол парашюта и останки беглеца...
...Впрочем, есть и конспирологическая версия. Никто, кроме стюардессы, толком не видел Купера, так что весь "угон" мог быть спектаклем, разыгранным экипажем ради получения денег. А возможно, сейчас постаревший Дэн лежит в шезлонге на берегу океана и посмеивается, читая эту статью через интернет-переводчик. Максимум, что грозит небесному экстремисту за давностью лет, - обвинение в неуплате налогов.