Вслед за мятежом в Кривом Озере поднялось на бунт село Лощиновка в Одесской области. Люди схватились за камни и палки после убийства 9-летней Ангелины. Но гнев их был направлен не против полиции, которая оперативно нашла подозреваемого, а против племени местных ромов, к которому принадлежит 20-летний задержанный. Такие конфликты в Украине возникали не раз, но впервые под давлением народного гнева на уровне местных властей и полиции принято решение о выселении этнической группы.
"Если бы жили нормально, так нет!"
Ангелина пропала 26 августа. А рано утром 27-го ее истерзанное тело со следами колотых ранений нашли в одном из заброшенных домов. С помощью кинологов полиция быстро вышла на подозреваемого. 20-летний цыган Миша сознался, что убил малышку. После подтвердилась страшная догадка: перед смертью девочку изнасиловали.
Год назад родители Ангелины уже потеряли одного ребенка. И снова такое горе! Мама убитой говорит таким голосом, будто сама собралась идти за дочерью в могилу.
- Мы с Мишей дружили с детства. Он приходил к нам домой. Как он мог? - монотонно причитает она, даже не вытирая слез.
Жители села, узнав о трагедии, изначально стали кивать на ромов. А как только стало известно, что задержанный сознался, у людей закипела кровь.
Десять домов, на которые обрушился гнев, расположены на одной улице. Обычные сельские хаты, в каждой живут по 10-15 человек. Может, кто предупредил, а может, цыганская интуиция, но когда люди пришли громить дома, там хозяев не было - сбежали, побросав свое добро.
- Они уехали куда-то ближе к Измаилу, - считают местные жители. - В соседних селах нет ромов, только у нас они жили. Да если бы жили нормально, так нет!
Утром в воскресенье, разгромив дома, люди пришли к Дому культуры. Сельский голова попытался заманить их в здание, чтобы немного сбавить страсти, но народ смекнул - отказался. Один из мужчин хотел заступиться за ромов - не все, дескать, такие плохие, так его самого чуть не разорвали.
Конфликт назревал давно
- С советских времен у нас жила только одна семья цыган. А года три назад стали приезжать еще и еще. Так вот разрослись, - нервно рассказывают местные.
- Так вы им сами дома продавали. Не продавали бы! - пытается укорить селян глава сельсовета Виктор Паскалов.
Дискуссию прерывают злобные детские вопли. Две старые цыганки и девочка рискнули прийти за вещами и оказались в окружении агрессивных малолеток. Взрослые бросились на крик, чтобы присоединиться к расправе, но полиция защитила женщин. Отправила через поля - подальше от опасности.
- Не будут цыгане жить в нашем селе. Никогда! - неслись им в спину крики.
Ромов обвиняют в торговле наркотиками и воровстве. Впрочем, это неудивительно. Открытый конфликт назревал давно. Неделю назад, рассказывают люди, между местными и ромами даже была перестрелка. Но если бы не смерть Ангелины, люди бы мирились с ситуацией, как и раньше. А сейчас даже глава ромского поселения, которого величают цыганским бароном, не смог загладить конфликт.
На сходке приняли решение, что 29 августа с 9 до 11 часов утра правоохранители создадут коридор для ромов, чтобы те могли забрать свои вещи и с ними навсегда покинуть Лощиновку. А как будут продавать свои дома и землю, это их дело.
Выселению подлежат все ромы. Даже те, кто жил в селе с советских времен. Как отец арестованного Михаила, который в Лощиновке обитает 40 лет. Он только наполовину цыган, мама мужчины - болгарка.
Чтобы горячие головы не устроили провокации и самосуд, в селе на несколько дней запретили продавать алкоголь. Цыгане в свою очередь пообещали, что не будут мстить.
В ТЕМУ
Полиция устроит для ромов коридор, чтобы они навсегда покинули село, где убили 9-летнюю девочку
Депутат местного совета Юрий Шишман рассказал, о чем договорились на встрече. Завтра, 29 августа, с 9 до 11 правоохранители и спецслужбы устроят коридор для ромов, чтобы те могли забрать свои вещи и навсегда покинуть село. А уже после они будут как-то продавать свои дома и землю. Это решение касается всех ромов без исключения, даже тех, кто живет в Лощиновке еще с советских времен. Отец 21-летнего Миши, который который убил девочку, проживает в селе на протяжении 40 лет. Он только наполовину цыган, его мама - болгарка.