Двух одесских моряков, которые находились в плену в Ливии, родные не видели целый год. Механик из Южного Николай Бондарук и электромеханик из Белгород-Днестровского Виталий Сянский, для которого этот рейс стал первым, оказались заложниками боевиков. Судовладельца "Sun Oil I", на котором находились украинцы, обвинили в перевозке контрабанды, и пока шли судебные разбирательства, морякам пришлось оставаться пленниками на борту. Благодаря активности родственников и морских организаций на днях мореплаватели вернулись в родные дома.
"Держали в страхе, но не били"
Моряки отправились в рейс на танкере "Sun Oil I" в декабре 2014 года, согласно контракту они вышли с Мальты на Ливию. Кроме украинцев среди членов экипажа были также граждане Болгарии и Румынии. От хозяина экипаж знал, что в контейнерах, которые они везут, находится дизельное топливо. Но о том, что груз опечатан, наемным работникам не сказали. Буквально через полтора месяца рейса - в январе 2015 года - танкер задержали в ливийской столице Триполи.
- Когда в порту досматривали судно, нашли на контейнерах желтые пометки, - рассказывает старший механик Николай Бондарук. - Оказалось, эти линии означали запрет на пересечение ливийской границы, так нам потом сказали местные жители. А нам откуда было знать, что у корабля и груза не все в порядке с документами? Мы отвечаем за сохранность и своевременную доставку груза, остальное - парафия хозяина. Выходит, за метки нас взяли в плен.
В ливийской прокуратуре моряков обвинили в контрабанде. А вскоре после этого танкер перевели на территорию, подконтрольную военным формированиям.
- Благо люди с автоматами не обижали нас, - вспоминает электромеханик Виталий Сянский. - Нас держали в страхе, но не били. Привозили даже кое-какую еду. Правда, паек был скудным, а из-за нехватки витаминов мы постоянно чувствовали слабость.
Вопрос решили дипломаты
Первой тревогу забила дочь старшего механика Алена Бондарук. Девушка поддерживала с отцом связь по интернету. Когда узнала о проблемах, тут же связалась с морскими организациями.
- В Ливии вновь обострилась военная обстановка, поэтому переговоры с ливийской стороной выдались очень сложными, - рассказала нам председатель правления благотворительной организации "Фонд помощи морякам "Ассоль" Анна Муругова. - Мы вели это дело несколько месяцев и поняли, что справиться можно только на уровне послов и консулов.
Вместе с родственниками аналитики фонда обратились в агентство, в котором трудоустраивались моряки. Там им дали контакты мальтийского работодателя, но в офисе даже не отвечали на звонки. Более того, оказалось, что судно "Sun Oil I", которое числилось за компанией на протяжении последних шести лет, не отвечало зарегистрированному в крюинговом агентстве номеру. В итоге дело сдвинулось с мертвой точки, когда удалось подключить дипломатов Министерства иностранных дел, которые обратились в посольство Украины в Ливии, а также к сотрудникам Международной морской организации. В итоге усилиями международных представителей удалось освободить всех членов экипажа и вернуть их домой.