История иорданца Мохаммеда Далаина, которого поймала в свои сети ИГИЛ во время учебы в Харьковском университете, наделала много шума. Пока силовики пытаются вычислить, кто завербовал в международную террористическую группировку студента, в мусульманском сообществе Харькова уверяют, что давно знали о подпольной деятельности радикалов.
Существует ли для Украины реальная угроза распространения исламистского фундаментализма и кто может оказаться в группе риска, пыталась разобраться "КП" в Украине".
Родители заметили перемены в сыне
О том, что их студент оказался террористом-смертником, в Харьковском национальном университете узнали из СМИ. И были поражены. 23-летний парень, который 3 октября подорвал себя среди людей в Багдаде, ничем особым не запомнился.
- Закрывал сессии вовремя - на тройки. Ничего хорошего, ничего плохого сказать нельзя, - пожимает плечами замдекана медицинского факультета ХНУ Татьяна Севастьянова.
- Знаю лично отца и брата Мохаммеда. Хорошая семья, никакого экстремизма. С отцом познакомились в начале лета, когда он приезжал в Украину, но каких-либо разговоров о том, что сына завербовали в ИГИЛ, не было, - вспоминает замдиректора центра международного образования Максим Белевский.
Но родные все же заметили перемены в поведении Далаина.
- Мохаммед в последнее время стал более религиозным. От нас отдалился, жил с женой, - рассказал двоюродный брат Далаина, который тоже учится в ХНУ.
Отец молодого иорданца приезжал в июне в Харьков, чтобы отговорить сына от поездки в Сирию. Мохаммед заверил, что отказался от этой идеи, но слова не сдержал - в том же месяце с женой-украинкой, принявшей ислам, и ребенком улетел в Турцию. Мама молодой харьковчанки до сих пор не знает, где ее дочь, ставшая уже вдовой.
|
Неправильно читают Коран
В харьковских вузах учатся тысячи студентов из мусульманских стран. Одних только иорданцев - 7 тысяч. Представители исламской общины уверены, что легкая добыча для агентов ИГИЛ - это молодежь, которая не получила истинной трактовки Корана.
- Если бы Мохаммед ходил в мечеть, такого бы не случилось. Там бы ему дали правильные понятия, рассказали, что надо жить мирно, соблюдать законы Украины, законы шариата, - вздыхает председатель иорданской общины Харькова Раги Равашдех.
В мечети "Аль-Барокят" тоже сожалеют о случившемся с 23-летним иорданцем, хоть парень и не был здешним прихожанином.
- Молодежь, которая не получала религиозные знания из достоверных источников, попала в руки вербовщиков. Они читают тот же Коран, но неправильно его понимают, - объясняет имам Дамурали.
Мусульманский священник уверен: вербовщики в Харькове действуют не первый год.
- О том, что в городе есть люди, которые распространяют неправильные сведения об исламе, книги экстремистского содержания, мы говорили еще до Евро-2012. Копию одной из таких книг, которая была напечатана в Украине на русском языке, "Как мы понимаем единобожие", даже передали в соответствующие органы, - говорит имам.
Комментарий специалиста
|
"У нас нет информации, что украинские мусульмане поддерживают ИГИЛ"
- Среди боевиков ИГИЛ граждане РФ представлены больше, чем граждане других немусульманских государств. Некоторым образом это коснулось части диаспорных групп украинских мусульман, где сторонники Исламского государства могут заниматься рекрутингом. Такая деятельность на территории Украины, безусловно, несет определенную угрозу - так же, как для любой другой страны, где проводят вербовку, - говорит замдиректора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов. - Но нужно адекватно оценивать масштаб этой угрозы. "Красная лампочка" не загорелась. Более того, среди европейских стран Украина сегодня является государством, которое наименее подвержено угрозе распространения радикального исламизма.
Эксперт отмечает, что из-за событий на востоке нашей страны уменьшился приток мигрантов в Украину. Это во-первых. Во-вторых, многие иностранцы, в том числе из арабских стран, покинули Украину.
- Есть жители Крыма, материковой Украины, которые выступают за ту или иную группировку в Сирии. Но у нас нет информации, а мы изучали этот вопрос, что украинские мусульмане поддерживают ИГИЛ. Также мы знаем, что часть сирийской диаспоры поддерживает "Сирийскую свободную армию", которая сейчас находится под перекрестным огнем сторонников Асада и исламистов, - говорит Сергей Данилов.
В ТЕМУ
Миграция и конфликты
О том, что в Украине могут существовать радикальные исламистские группировки, ведутся разговоры давно, но только на уровне теории и слухов. Эта опасность была призрачной для преимущественно христианской страны, где и понятие "терроризм" больше двадцати лет воспринималось как нечто чужеродное. Близко к сердцу принимать его мы стали только сейчас. Поэтому самое время задуматься о том, что кроме внутренних рисков могут добавиться и внешние, считает кандидат политических наук, эксперт по геополитике Южного Кавказа Анжела Элибегова, которая много сил отдала проблеме противодействия пропаганде и распространению терроризма.
- Эта угроза существовала и в Армении. Сейчас мы уверены, что смогли ее преодолеть, - говорит Анжела Элибегова. - Но у нас маленькая и более спокойная страна, ее легче контролировать. Украина значительно больше, и некоторые процессы сейчас выходят из-под контроля.
Эксперт отмечает, что на Украину приходится определенный процент экономических мигрантов из мусульманских стран бывшего СНГ. Среди них есть представители нацменьшинств, которые могут исповедовать радикальный исламизм.
- Пропаганда этой идеологии ведется среди бедного населения - из-за своей ущербности оно наиболее подвержено внушениям. По той же причине - из-за нищеты - люди покидают родную страну, принося с собой в чужую то, что им вложили в головы, - отмечает политолог. - Распространению исламизма способствуют также военные конфликты.
В качестве примера эксперт приводит Карабахский конфликт, в который были вовлечены боевики-исламисты из Афганистана, Чечни. Такие люди могут оказаться у нас по обе стороны линии размежевания на востоке.
Теоретические риски
Помимо притока мигрантов, опасность несет и иммиграция
- В Сирии очень сильная армянская община, мы знаем о событиях в этой стране больше, чем показывают в новостях, - говорит Элибегова. - На стороне ИГИЛ воюют русские, украинцы, беларусы, прибалты. Но когда-то же эти люди будут возвращаться - такими, какими они стали.
Еще одна пороховая бочка - это экстремизм внутри страны. В Украине, и это мы демонстрируем, к сожалению, миру, популярны крайне радикальные молодежные движения. Этакий вечный революционный романтизм, вера в "страну вечной охоты". Представители таких сообществ могут если и не принять ислам, то узреть в исламистах братьев по духу и оказывать им поддержку.
Под угрозой вовлечения в террористические группировки юные девушки, с молоком матери всосавшие тайную мечту советских женщин выйти замуж за иностранца. "Брачные агентства", вербующие девушек в ИГИЛ, тайно работают по всему миру. В Украине подтверждения этому нет, но угрозу исключать нельзя.
- Безусловно, по всем направлениям должны работать спецслужбы. Но не менее важна просветительская работа, - говорит Анжела Элибегова. - В первую очередь родители должны уделять вниманиe тому, о чем говорят, что читают их дети, не избегать отвечать на вопросы.
Пока мы говорим только о теоретических рисках. В Европе же, куда ИГИЛ проникает с многотысячным потоком мигрантов, их называют реальными. Но и остальная территория континента, уверена Элибегова, в том числе страны бывшего СНГ, также входят в интересы радикального ислама.