Пока по всему Донбассу практически не стреляют, жители одного из самых печально известных населенных пунктов в зоне конфликта - Широкино - думают над возвращением домой. Впрочем, и областные власти, и военные, и саперы в один голос твердят: возвращаться уже некуда.
После нескольких месяцев боев в окрестностях приморского поселка сейчас на нем практически поставили крест. Специалисты говорят: разрушения такие, что вовек не восстановить, только отстраивать заново. Но даже если стройку и затеют, сделать это можно только после разминирования. А это займет как минимум несколько лет.
|
Карт минных полей нет
- Все посадки возле Широкино заминированы. Их активно минировали год обе стороны. Это разминировать придется десять лет, и это большая проблема по всей линии соприкосновения, - считает командир разведки полка "Азов" Сергей Коротких.
Солидарны с ним и саперы. Они рассказывают: трудностей процессу добавляет то, что карт минных полей ни у кого нет. Именно из-за этого трагедии на растяжках постоянно случаются даже с военными, которые, казалось бы, должны знать, где прячутся мины. Но карт минирования, на деле, никто не составлял. Бойцы говорят: виной всему частые ротации. Попросту не успевали оформлять все как надо.
|
Кроме мин в фактически демилитаризованном Широкино есть масса других проблем. На первом месте огромное число разрушений. Еще в середине лета миссия ОБСЕ заявляла: до фундамента снаряды уничтожили 80% всех зданий.
- По нашим оценкам, эти 80% уже не подлежат восстановлению, - сказал в июле замглавы специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг. - К тому же, вся территория поселка усыпана неразорвавшимися боеприпасами.
Отстраивать заново
Окончательный крест на Широкино, а заодно и Песках - поселке вблизи донецкого аэропорта - поставил губернатор Донецкой области. Павел Жебривский заявил: населенные пункты практически полностью разрушены и восстановлению не подлежат.
- Есть необходимость отстроить эти села заново, - считает глава обладминистрации. С просьбами помочь в этом он уже обращался к МИДу Дании и другим заграничным дипломатам. Впрочем, рабочей схемы, как и когда это можно сделать, у чиновников пока нет. А вот местные жители - те, почти 1,5 тысячи широкинцев и больше 2 тысяч людей из Песок в огромные инвестиции в их поселки уже не верят. Говорят: и в мирное время финансирование маленьким городкам сельским головам приходилось выбивать с боем. Что же говорит сейчас, когда бюджет области, охваченной боевыми действиями, трещит по швам.
|
- Не так давно мы съездили в Пески посмотреть на свой дом, - рассказала "КП в Украине" Лариса Гришук, которая родилась и выросла в небольшом поселке под аэропортом. - Зрелище жалкое, от строения почти ничего не осталось - часть фундамента и кусок стены с окном. В таком состоянии большинство домов. Даже если туда будет безопасно вернуться, вряд ли мы поедем. Ведь денег строить новый дом у нас нет, тут бы на еду хватало. В компенсацию от государства я не верю. Мои родственники из Авдеевки, семья с детьми, в чей дом прилетел снаряд, помощи на ремонт ждут уже пятый месяц, хотя обратились со всеми бумагами как положено по закону и жить им негде. И сколько таких? Тысячи людей! Поселки так и останутся заброшенными. Как страшное напоминание о войне.
|
Не верят в мирную жизнь в родном поселке и широкинцы. Большинство из них уже обосновалось в соседнем Мариуполе. Только по официальным данным, из поселка в промышленный центр переехали больше половины жителей. На деле же, в Мариуполе, который в 10 километрах от "горячего" поселка, осели едва ли не все широкинцы.