Загрузить еще

Остановленные шахты грозят утопить Донбасс

Остановленные шахты грозят утопить Донбасс
Фото: Горняки бесплатно и добровольно выходят на работу. Понимают: если шахту затопит, восстановить ее будет невозможно. Фото: Eastnews

Проблемы в угольной отрасли день ото дня все серьезнее. Задержки зарплат горнякам, остановившиеся и разрушенные предприятия, невозможность проведения модернизации предприятий… Ситуация близка к катастрофической - об этом уже в полный голос говорят официальные лица.

Восстановить затопленное невозможно

- Почти 60% шахт, оставшихся на неподконтрольной территории Донецкой области, затоплены и вряд ли будут восстановлены, - сказал глава Донецкой областной военно-гражданской администрации Александр Кихтенко. - Из 97 шахт региона только 27 находятся на территории, подконтрольной украинской власти. Больше половины шахт на неподконтрольной территории непригодны для работы. И восстановить их практически невозможно.

Тем временем горняки, которые работают на предприятиях за линией разграничения, говорят: затопленные шахты действительно есть. Но их не так много.

- Шахтеры хорошо понимают, что такое затопленная шахта, - поделился с  нами горный мастер одного из донецких угледобывающих предприятий Сергей Михеев. - Это не ванна, где набрал воду, затем спустил - и все опять хорошо. В случае затопления ствола вся электрика и механическая часть тут же приходят в негодность. Горные выработки разрушаются примерно за сутки. Восстанавливать такое предприятие - это почти как строить заново: миллиарды гривен. Но в некоторых случаях невозможно ни за какие деньги. Поэтому горняки без зарплат, без приказов только на своем энтузиазме приходят и поддерживают откачку воды. Потому что понимают: не придут - шахты не будет.

Вода уже стоит в подвалах

Сейчас шахтеры рассказывают: полностью затоплены только те шахты, которые разрушены снарядами или же находятся под постоянными обстрелами.

- Та же шахта "Бутовка" в 15 километрах от Донецка, которая в сводках обстрелов мелькает каждый день, - говорит Сергей Михеев. - Серьезных разрушений там нет, но откачивать воду просто некому, люди боятся ехать туда, где постоянно взрываются снаряды. И такая ситуация уже несколько месяцев. Это значит, что уровень подземных вод предельный. В соседних дачных поселках из-за этого постоянно нет света. Вода уже стоит в некоторых подвалах. И это огромная проблема: уровень воды поднимается, подтопления могут быть очень массовыми. Подземные воды будут толкать на поверхность метан, который может скапливаться в подвалах жилых домов. Это огромный риск взрывов для жителей - стоит только свет включить! Когда шахту консервируют, рядом бурят скважину - за счет этого уровень грунтовых вод понижается, излишки откачивают в отстойники. Но сейчас этим никто не занимается. А значит, вода может подняться на поверхность, затопить и загрязнить все вокруг. 

КСТАТИ

Экономика в руинах

Кроме вполне реальной угрозы экологической катастрофы хватает и других проблем. Военные действия практически обвалили экономику. Официальная статистика говорит: спад произошел примерно в 2,5 раза. Химическая промышленность - в 6 раз. Сейчас Донбасс не может похвастаться ни одной отраслью производства. Специалисты говорят, что восстанавливать потенциал нужно будет долгие годы. И то реально это только при наличии стабильного финансирования. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Половина Донецка может превратиться в Атлантиду

Обесточенное метро за сутки может затопить половину города. Опасный долгострой сейчас держится буквально на энтузиазме пенсионеров. С финансированием здесь было туго в мирные времена, а с началом АТО и вовсе проблема достигла критической точки.

- Ситуация, можно сказать, патовая. Из 220 работников осталось 150, это в основном пенсионеры, которые и держались, собственно, за счет пенсий. Что-то нам "подкидывал" город, а теперь их лишили и этих средств к существованию, - рассказал нам инженер "Донецкшахтометростроя". -  

Пока, несмотря на все, люди выходят на работу, понимают, насколько катастрофические последствия будут, если опустить руки. Откачиваем воду каждый день. Плюс оборудование изношено, на ремонт, а уж тем более на замену тоже нет денег.

Метростроевцы сетуют, что уже потеряли счет долгам перед энергетиками.  Подземку спасает лишь "экологическая броня" - отключать за неуплату подобные объекты запрещено законом. В противном случае рискуют "утонуть"  по меньшей мере два самых крупных  района Донецка - Буденновский  и Калининский.

СПРАВКА "КП"

Донецкий метрополитен должен был стать четвертым в Украине и одним из самых протяженных - буквально на 3 километра короче общей длины линий нынешнего Киевского (около 65 километров).

Решение строить метро власти приняли еще в 1990 году. Работы начали в 1993 году и объявили: затянутся они на 10 лет. Активно процесс шел только первый год, а потом заглох.

В 2009 городские власти объявили: из-за подготовки к Евро-2012 Донецк вынужден отказаться от стройки метро. В конце 2011 года Министерство инфраструктуры отказалось от подземного метро в Донецке, подземные работы (а это почти 2 километра тоннеля) решили законсервировать. 

В ТЕМУ

Дорожники объяснили, как объехать "ДНР" и "ЛНР"

Отправившись в путь по новому маршруту, люди получат больше шансов не попасть в многочасовые пробки на блокпостах. Фото: Eastnews 

Служба автомобильных дорог в Донецкой области определила маршруты движения в объезд зоны АТО с севера на юг и обратно. Как рассказывают в Автодоре, предложенные маршруты являются временной альтернативой национальной автомобильной дороге Н-20 Славянск - Донецк - Мариуполь.

- Первый маршрут Краматорск - Доброполье - Красноармейск - Селидове - Курахово - Волноваха - Мариуполь протяженностью около 273 км рассчитан на передвижение легковых автомобилей и осуществление пассажирских перевозок, - сообщают дорожники. - Второй маршрут Краматорск - Константиновка - Красноармейск - Великая Новоселка - Мариуполь протяженностью более 260 км проложен по автомобильным дорогам государственного значения, технические характеристики которых соответствуют требованиям осуществления движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта.

Сейчас движение транспортных средств по территории Донецкой области осуществляется в объезд занятых территорий с использованием сети местных дорог. Из-за военных действий в зоне АТО частично заблокированными остаются автомобильные дороги государственного значения М-03 Киев - Харьков - Должанский, М-04 Знаменка - Луганск - Изварино, Н-15 Запорожье - Донецк и Н-20 Славянск - Донецк - Мариуполь.

Новости по теме: ООС (АТО) Шахты Донбасс