Вчера с острова Хоккайдо ушел туман. И участники саммита наконец-то смогли увидеть прекрасный вид из окон своего отеля «Виндзор»: на озеро Тоя и вулкан Усудзан (последний раз он извергался в 2000 году, сейчас еще есть дымящиеся кратеры).
В «Виндзоре» происходят дела серьезные и смешные. Сначала о втором. Французский президент Саркози во время церемонии фотографирования увидел в холле французскую кондитерскую. И, видимо, из патриотических чувств зашел в нее. Лидеры уже все собрались, ждут, а Саркози болтает с продавцами-красотками. Первым не выдержал Буш. Прибежал за Саркози со словами: «Николя, тебя все ждут» - и утащил француза в компанию. При этом в руках у месье Саркози оказалась булка. Он дожевывал ее на ходу, но, поняв, что не успеет, предлагал откусить от нее всем.
Лидеры отказались, в том числе представители голодающей Африки. История умалчивает, успел ли французский президент съесть булку, но если нет, то на историческом снимке он будет запечатлен с ней в руке.Из серьезного. Лидеры вчера приняли заявление по мировой экономике, в котором выразили свою озабоченность растущими ценами на товары, особенно на нефть и продовольствие. «Поскольку, - как сказано в заявлении, - они представляют собой значительную угрозу для устойчивого роста во всем мире, серьезно сказываются на положении наиболее уязвимых групп населения и усиливают глобальное инфляционное давление». В заявлении также сказано, что «восьмерка» будет противодействовать препятствиям росту международной торговли и инвестиций.
Также в заявлении лидеры подтвердили приверженность провозглашенным на саммите в Санкт-Петербурге принципам энергетической безопасности. И решили созвать энергетический форум. В документе также говорится о необходимости противодействия коррупции во всем мире: «Мы удвоим свои усилия по устранению пробелов в нашем законодательстве, оставляющих лазейки для чиновников, виновных в коррупции».
- Как раз «восьмерка» для того и была придумана, чтобы лидеры крупнейших экономик могли пообщаться и найти какие-то нестандартные решения, - сказал Медведев. - Что касается моих коллег, то с частью из них я был знаком. С кем-то познакомился. Но самое главное, что мы общаемся неформально, в галстуках и без, по именам - это тоже облегчает контакты: не нужно титулы и должности перечислять. Общение более простое, более продуктивное, сказать можно все, что угодно, можете не сомневаться. Можно сказать и за «круглым столом», можно и в сторонку отвести и там что-то на ухо сообщить.
- А как вам японская кухня? - спросила я президента.
- Нравится, - подтвердила я.
- Ну о чем тогда говорить? - улыбнулся президент. - Готовят здесь хорошо.
- Мне нравится хорошая кухня, - ответил президент. - Это кухня, которая хорошо приготовлена. Главное, чтобы качественно, чтобы хорошие продукты, а не генно-модифицированные.
Кстати, о кухне. В магазинчике в нашем отеле продаются расписные японские чашки, приготовленные для банкета лидеров «большой восьмерки». Узнав, что я из России, японские продавцы предложили мне чашку, точь-в-точь такую же, из которой на банкете пил российский президент. На ней инициалы: МДА. Стоит чашка 40 долларов.