Во время программы на СТБ женщина созналась, что это она - убийца. Но потом взяла слова обратно.
С 16-летним Русланом Сиренко медсестра Надежда Маслюк познакомилась, когда ее перевели в детское отделение больницы в Народичах. Белобрысый подросток с чистым открытым лицом сразу запал ей в душу. Надежда знала, что этого мальчика обвиняют в страшном - в убийстве отчима. Но знала и то, что в клинике все говорили: он не виноват!
|
"Мне сказали, что не посадят"
Сухая информация пресс-центра милиции Житомирской области появилась в начале октября 2013-го: "Заступаясь за мать, юноша убил своего отчима… По словам подростка, в тот вечер (2 октября. - Ред.) отчим пришел домой нетрезвым и начал цепляться к его матери. Когда спор между взрослыми перерос в драку, парень не выдержал и взял в руки топор".
Подобное признание Руслан сделал год назад. Ему тогда не исполнилось и 15 лет. Однако во время недавней записи ток-шоу "Один за всех" на СТБ оказалось, что все было совсем не так...
Соседи с первого дня не верили, что Руслан один убивал Александра и сам прятал его большое тело в сарае. Выросший в неблагополучной семье, Руслан не походил на детей зоны риска. Хорошо учился, был самостоятелен не по годам, пытался даже зарабатывать - взрослые в семье этим не занимались.
А главное - искренне любил младших братика и двух сестренок, которых мама родила от отчима. Особенно крошку-Лизоньку, недавно появившуюся на свет.
Больше всех в невиновность невестки не верила мать покойного - Ольга Яковченко. Она всегда осуждала сына за то, что в неполных 18 ушел жить к непутевой женщине, которая старше была на 9 лет и имела ребенка.
Этот брак шел по накатанной: пили, спали, Анна рожала детей, которые были источником доходов - семья жила на соцпособие. Сашка жену колотил, она ему закатывала истерики, требуя идти на работу. Утром всех все устраивало - похмелялись.
- Но меня отчим не бил, если и были претензии, предъявлял их только маме, - рассказал парень "КП". - Мама сказала, что нас четверых по детским домам раскидают. А если я убийство на себя возьму, то меня не арестуют - я еще маленький и получу условный срок. Мы все останемся вместе. Мама обещала бросить пить и найти работу.
"Показания поменяешь - хуже себе сделаешь"
Договоренности были достигнуты спустя два дня после убийства - когда тело Александра обнаружили в сарае, а мать с сыном привезли в райотдел. Сначала в разных машинах, потом посадили в одну. С Анны сняли наручники. Руслан говорит, что начальник отдела сам проводил для него юрликбез, обещал, что не арестуют. И правда, не взяли под стражу - отправили с сестричками, братиком и мамой в больницу на реабилитацию. Анна некоторое время старалась держать данное сыну слово, а потом махнула рукой и ушла к новому мужчине, начав жить по-старому. В итоге лишилась родительских прав.
- Руслан, когда понял, что мама не собирается ничего менять, сознался персоналу, что ради нее оговорил себя. Потом к следователю пришел: хочу поменять показания. А она, следователь, пригрозила, что только хуже будет. Так условное получишь, а так - до 5 лет за ложь. Это еще до нашего знакомства было, - вспоминает Надежда Маслюк. - Когда же мы познакомились, я проконсультировалась у юриста, и тот сказал: условного за убийство не бывает! Руслану грозит до 15 лет!
Что двигало следователем и его начальником - нежелание возиться с "готовым" делом или другие мотивы, должна разобраться прокуратура. И правозащитник Эдуард Багиров очень рассчитывает, что это случится.
- Меня удивляет, как милиция могла встать на сторону матери, которая сознательно оговорила своего сына, - сказал Эдуард Багиров "КП".
Впрочем, сам он и нашел ответ. Человек, который сейчас возглавляет райотдел милиции в Народичах, был инспектором на участке, где жила семья Анны, и находился с ней в дружеских отношениях.
Когда начался суд, Руслан после нескольких заседаний снова решился все сказать.
- Это было месяцев пять тому назад, - вспоминает подросток. - Двое судей (из коллегии. - Ред.) вроде нормально восприняли, а третий как-то так… Маму допрашивали, она призналась, что убила. Но потом заявила, что ей плохо, скорая помощь приехала. А на следующем заседании снова говорила, что это я убил. И начальник милиции потом вызывал, требовал, чтобы я ни от чего не отказывался. Иначе скажут, что я отчима во сне зарубил, а не во время драки…
|
"Она снова меня обвиняет"
- Наши журналисты почти год отслеживали эту историю, - говорит руководитель проекта "Один за всех" Юлия Охрименко. - А в начале лета Руслан сам позвонил нам и сказал, что хочет рассказать в эфире правду.
Так и произошло. И Анна покаялась прямо в студии! Созналась, что зарубила супруга, когда сын был в кухне, а потом заставила помогать прятать тело. Дальше как в кино - в студию вызвали милицию, Анна трепетно простилась с Русланом и покорно ушла. Потом… снова началась жизнь, какая она есть.
- Мама снова поменяла показала и снова обвиняла меня на суде, - констатирует Руслан.
|
Паренек по-прежнему остается обвиняемым, его мать - свидетелем. Сейчас Надежда Маслюк ищет для Руслана адвоката. После смерти мужа она оформила официальную опеку над подростком и очень этому рада.
- Мой сын Андрей, ему 30 лет сейчас, когда узнал, что я хочу Руслана к нам взять, согласился. Они сразу стали близкими - вместе на речку, в лес. Руслан под влиянием Андрюши курить бросил, в тренажерный зал с ним ходит, - улыбается Надежда.
8-летнего Максимку взяла к себе бабушка - мать покойного Сашки. 7-летнюю Юлю и годовалую Лизочку усыновит другая семья. Руслан по-прежнему общается с сестрами и братом. И маму видит иногда. Только она делает вид, что как бы его не помнит. Связаться с Анной после передачи нет возможности - телефон молчит.
Очередное заседание суда намечено на 23 сентября. Эдуард Багиров уверен, что после того, как эта история стала достоянием телезрителей, реакция обязательно последует. Либо суд отправит дело на доследование, либо новое производство откроет прокуратура. Правозащитник также ожидает кадровых решений по руководству Народичного райотдела милиции от МВД - на имя Арсена Авакова уже направлено письмо.
"Комсомолка" будет следить за развитием событий.