20 июня
Загрузить еще

Тайна пропавшего "Боинга": такие катастрофы случаются не в первый раз?

Пытаясь понять, куда исчез малайзийский "Боинг", мы столкнулись с уникальной ситуацией. Противоречивые факты, которые известны о его полете, собрать в один пазл никак не удается. Эксперты в один голос утверждают, что на борту лайнера случилось нечто такое, чего раньше в небе не происходило. Но как говорил капитан Жеглов: "Неслыханных преступлений не бывает, каждый раз что-то подобное с кем-то уже было. На том наш брат сыщик и стоит - на сходности обстоятельств..."
 
ПИЛОТЫ ТЕРЯЮТ СОЗНАНИЕ
 
2005 год. Афины. Крушение "Боинга-737" авиакомпании Helios Airways.
 
Причина: Потеря экипажем сознания от недостатка кислорода после разгерметизации кабины.
 
Что случилось: Через 9 минут после взлета из кипрской Ларнаки связь с пилотами "Боинга-737" была потеряна. В воздух подняли истребитель F-16, военный летчик разглядел, что кресло первого пилота было пусто, в кресле второго пилота сидел человек в бессознательном состоянии. Затем в кабине "Боинга" появился еще один человек. Впоследствии выяснилось, что это был бортпроводник Андреас Продромоу, он некоторое время учился в летной школе. Андреас был в сознании, потому что успел воспользоваться кислородным баллоном. Ему удалось отключить автопилот, он пытался направить самолет в сторону аэропорта, но навыков для управления лайнером не хватило. Самолет врезался в гору, погиб 121 человек.
 
Чем похоже: Есть основания полагать, что управление малайзийским "Боингом", после того как пилоты "вышли из игры", тоже пытался взять на себя посторонний человек. Им мог быть авиаинженер Мохд Хайрул Амри, он 10 лет работал в швейцарской авиакомпании Swiss.
Одиннадцать дней - с 13 по 24 марта - российские спутники дистанционного зондирования земли "Ресурс-П" и "Канопус-В" были задействованы в операции по определению места крушения "Боинга-777" Malaysian Airlines. Согласно Международной хартии по космосу и крупным катастрофам в штаб по поиску самолета были переданы материалы космической съемки в Южно-Китайском море и в Индийском океане общей площадью около 120 тыс. кв. км (на схеме как раз видны участки, отснятые российскими спутниками). Увы, по предварительным данным, ничего, что бы указало на место гибели лайнера, на снимках не обнаружено. Загадка исчезновения "Боинга-777" пока так и не разгадана. Фото: "Роскосмос". Кликните для увеличения
 
ГОСТИ В КАБИНЕ
 
1994 год. Междуреченск. Катастрофа Airbus A310 компании "Аэрофлот".
 
Причина: Командир посадил за штурвал 15-летнего сына, который непреднамеренно свалил самолет в штопор.
 
Что случилось: Командир экипажа Ярослав Кудринский пригласил в кабину свою 13-летнюю дочь Яну и 15-летнего сына Эльдара. Подросток сначала покачивал штурвал, потом нажал сильнее - и это привело к отключению автопилота. Самолет накренился, возникли большие перегрузки. Из-за этого командир долгое время не мог попасть в свое кресло. Второй пилот отодвинулся в кресле до упора назад и из-за перегрузок долго не мог занять рабочее положение. Самолетом мог управлять только мальчик. Он пытался выполнить непоследовательные и противоречивые команды старших, но спасти лайнер так и не удалось. Погибли 75 человек.
 
Чем похоже: В 2011 году второй пилот самолета-призрака Фарик Абдул Хамид пригласил в кабину двух девушек. Пилоты фотографировались с гостьями, флиртовали, курили. Вероятно, любвеобильный Фарик делал это не в первый раз. Возможно, и на этот раз в кабине пилотов были гости, которые и совершили роковые действия.
 
ЗАГОРЕВШИЕСЯ ПОКРЫШКИ ШАССИ
 
1991 год. Джидда. Дуглас DC-8 компании Nigeria Airways.
 
Причина: Взрыв и воспламенение шины основного шасси при взлете.
 
Что случилось: Давление в шинах было ниже минимального, а бетонка взлетно-посадочной полосы была, как раскаленная сковородка (ЧП случилось 11 июля). Свидетели видели под самолетом пламя, которое исчезло, когда горящие шасси убрали внутрь фюзеляжа. Через некоторое время произошла разгерметизация самолета, начало отказывать оборудование. Летчики развернули лайнер и попытались совершить экстренную посадку, но не успели. Пол в салоне нагрелся, появились дым и резкий запах гари. Затем огонь прожег фюзеляж, люди начали выпадать из самолета. 
 
Чем похоже: Командир "Боинга" тоже совершил разворот почти на 180 градусов и двигался в направлении аэродрома на остров Палау Лангкави. Можно предположить, что он собирался совершить аварийную посадку. Маневр, когда "Боинг" резко набрал высоту до 13 000 метров, а потом моментально снизился до 7000 метров, тоже говорит о том, что экипаж пытался сбить пламя. Возможно, им это удалось. Но пожар мог запустить цепную реакцию: разгерметизацию, потерю сознания летчиками, отключение систем навигации и связи.
 
ТЕРРОРИСТЫ-НЕУДАЧНИКИ
 
1996 год. Коморские острова. "Боинг-767" авиакомпании Ethiopian Airlines.
 
Причина: Захват террористами, нехватка топлива.
 
Что случилось: Сразу после взлета в кабину пилотов ворвались трое террористов, размахивавших топором и огнетушителем. Они потребовали лететь в Австралию, поскольку читали в журнале, что "Боинг-767" при полной загрузке топливом способен покрыть расстояние от Аддис-Абебы до Зеленого континента. Летчик пытался объяснить, что залит неполный бак и топлива хватит только на четверть пути. Но террористы заявили, что взорвут бомбу. Пилот попытался обмануть захватчиков и летел вдоль побережья Африки. Через некоторое время обман раскрылся и террористы заставили экипаж повернуть на восток. Пилотов это устраивало, поскольку они рассчитывали посадить самолет на Коморских островах. В решающую минуту летчики дали условный знак военному журналисту Мохаммеду Амину, место которого было возле кабины пилотов, и тот с другом Брайеном Тетли попытался блокировать накачанных наркотиками террористов. Двигатели в этот момент заглохли - кончилось топливо, и пилоты решили сажать самолет на воду (видео посадки - на сайте kp.ua). Из 175 человек спаслись 50.
 
Чем похоже: Малайзийский "Боинг" также ушел с первоначального маршрута и, судя по маневрам, мог быть захвачен. Не исключено, что преступники вели себя неадекватно, заставляли экипаж выполнять  самоубийственные приказы. Рухнул тоже, когда закончилось топливо. 
 
ОТ РЕДАКЦИИ
 
Мы понимаем, что все четыре истории лишь частично совпадают с тем, что происходило с малайзийским "Боингом". У каждой версии есть аргументы за и против. Наверняка роковым стал не какой-то один фактор - к катастрофе привела цепочка причин. Но, только сопоставляя версии, сравнивая факты друг с другом, мы можем приблизиться к пониманию происшедшего.