Загрузить еще

Самолет в Казани разбился по сценарию голливудского фильма?

Самолет в Казани разбился по сценарию голливудского фильма?
Фото: Оскаровский лауреат Дензел Вашингтон сыграл главную роль в этом фильме. Фото: кадр из фильма.
До сих пор появляются новые версии авиакатастрофы в Татарстане, унесшей жизни 50 человек.   
 
Как сообщил нам наш источник, имеющий отношение к комиссии по расследованию, не исключается, что во время посадки у "Боинга" заклинило руль высоты. Это случается либо из-за поломки какой-либо детали в механизме, либо из-за резкого пикирования, когда усилия на ручку управления увеличиваются настолько, что даже двое здоровых пилотов не могут ее потянуть на себя. 
 
 
Подобная проблема уже встречалась в истории авиации. Самый громкий случай произошел в 2000 году, когда под Лос-Анджелесом неудачно зашел на аварийную посадку пассажирский "Аэробус". Расследование показало, что до самого падения пилоты скопом боролись с заклинившим рулем горизонтального стабилизатора, который отказал из-за плохой смазки.  Из-за этого самолет постоянно клевал носом, но нечеловеческими усилиями летчики удерживали его целых одиннадцать минут. В конце концов 
 
"Аэробус" слишком сильно накренился, вошел в штопор и рухнул в океан. Погибли все 88 человек.
 
Примерно то же самое могло произойти и в казанском случае (см. схему 2). Был ли у пилотов шанс спасти самолет? В очень далекой теории - да. И на решении этой проблемы построен голливудский блокбастер "Экипаж" с оскароносным Дензелом Вашингтоном. 
 
Актер играет роль командира корабля, который спас пассажиров в безнадежной ситуации. На его самолете руль высоты заклинило в посадочном положении, и машина, сильно клюнув носом, перешла в прямое пикирование, отвратительно слушаясь рулей. И тогда, чтобы выровнять самолет, командир принял фантастическое решение... перевернуть борт! Ведь тогда заклинившие рули высоты будут работать на взлет (см. схему 1). Выровняв таким образом машину и сбросив скорость, пилот снова повернул ее вокруг оси и произвел пусть и жесткую, но все-таки удачную посадку.  
 
Здесь возникают два вопроса. 
 
Первый - насколько подобные действия могут спасти не на экране, а в реальности? 
 
Опять же - теоретически - не исключено, что все закончится благополучно. Американские летчики-испытатели консультировали режиссера Роберта Земекиса (который и сам имеет летные права). И допускали именно такое развитие событий. Однако при условии, что пилот имеет колоссальный опыт налета, умеет нестандартно мыслить, до винтика знает свою машину и имеет нечеловеческую реакцию. 
 
Второй важный вопрос - выдержит ли пассажирский самолет подобные перегрузки? И это тоже не исключено. В 1955 году пилот Элвин Джонстон исполнил на пассажирском "Боинге" фигуру высшего пилотажа - двойную бочку (то есть два поворота вокруг своей оси). Самолет выдержал. Пилота, правда, наказали за риск. 
 
Так что в очень далекой теории подобный фантастический трюк мог бы спасти казанский "Боинг". Но  при одном условии: если бы у него был значительный запас скорости и высоты. И - конечно же - при наличии очень опытного экипажа. А как раз в последнем специалисты, ведущие расследование, пока сомневаются. 
 
СХЕМА 1: В КИНО
 
 
1. Самолет срывается в пикирование. Руль высоты заклинен - удар о землю неминуем. 
2. Пилот принимает решение перевернуть самолет кверху шасси - тогда заклинивший руль высоты будет поднимать нос самолета вверх и пикирование прекратится. 
3. Самолет удается выровнять, пилот выпускает тормозные щитки, чтобы сбросить скорость. 
4. Самолет начинает набирать высоту, пилот снова переворачивает его, чтобы приземлиться: 
скорость уже достаточно сброшена. 
5. Борт начинает снова клевать носом, но это уже не страшно - скорость и высота минимальные. 
6. Аэробус совершает аварийную посадку на поле. 
 
СХЕМА 2: В ЖИЗНИ 
 
 
А Оценив положение самолета как "непосадочное", пилот начинает уходить на второй круг. 
Б Двигатели начинают переходить на взлетный режим. 
В От тяги движков нос резко задирается, скорость уменьшается. 
Г В этот момент что-то происходит с рулем высоты - его заклинивает из-за неисправности или из-за слишком резкого перевода штурвала в положение "пикирование". Самолет начинает клевать носом. Д Перейдя через высоту 770 метров, самолет срывается в пике. 
Е На скорости 450 километров в час борт врезается в землю.