Пятница, 28 марта
0.15: В ночь на пятницу пещера пензенских затворников, которые ушли туда ждать конца света, начинает разрушаться сумасшедшими темпами. Сильный дождь сделал свое дело: огромный пласт земли обрушивается на молельную комнату. Слава богу, в этот момент там никого нет, но начинается дикая паника. Рыдают дети. А сами затворники начинают прощаться друг с другом. Они уверены - это конец.
- Земля падает на голову! - слышится из-под земли через вентиляционную трубу.
- Выходите! Выводите детей! - Спасатели в который раз уговаривают сидельцев.
В кромешной тьме и впрямь создается ощущение, что начался конец света.
- Никого не отпущу! - истерично кричит в ответ подземный предводитель затворников Виталий Недогон.
Спасатели бросаются прочь от пещеры: Недогон трижды стреляет из ружья через вентиляционную трубу. Переговорщики считают, что он палит от бессилия: под землей уже произошел раскол. Часть затворников хотят покинуть убежище. Другие, во главе с Недогоном, решают оставаться до последнего...
10.00. Утром из-под земли снова раздаются крики о помощи. В землянке - очередной обвал, теперь - в начале пещеры: в районе кухни и склада. Земля завалила родник, запасы еды и - самое страшное - сдвинула вытяжку, лишив затворников воздуха! Через пласт земли слышно, что в пещере начались авральные работы: видимо, затворники начали делать подкоп. К этому времени засыпало больше половины жилого пространства.
11.00. Спасатели пытаются пробиться к несчастным, но снова слышат Недогона:
- Не смейте копать. Или я встречу вас выстрелами.
Приходится подчиниться...
14.00. У оврага у села Никольское тихо. Светит солнце. Пахнет весной. Но примешивается горький запах тревоги. Овраг оцеплен, к нему стягивается все больше милиционеров, дорога в деревню перекрыта. В «Скорых», кроме шприцев и лекарств, запасены черные повязки на глаза. Это чтобы затворники не лишились зрения, выйдя из тьмы на волю.
15.00. В овраге появляются три человека в камуфляже. Рассматривают пещеру и долго совещаются на пригорке, что-то рисуя палочкой на земле. Уже ни у кого нет сомнения: готовится штурм. Если люди останутся внизу, они задохнутся через двое суток.
16.30. Спасателям удается наладить временную вентиляцию. Недогон не оставляет угроз пустить в ход охотничье ружье, если кто-то попробует пробиться под землю.
17.00. В овраге в окружении милиционеров и врачей появляется Петр Кузнецов, духовный отец затворников - его привезли из психбольницы. Склоняется над вентиляционной трубой:
- Братья и сестры. Пришло время покинуть пещеру. Переходите в молельный дом - там безопасно.
Все предыдущие попытки Петра уговорить сидельцев выйти провалились: те заявляли, что отреклись от старого лидера. Тем не менее люди просят время для размышления.
17.25. Затворники соглашаются покинуть свое разрушающееся убежище! Однако ставят два условия: чтобы им разрешили жить в молельном доме, что рядом с оврагом, и чтобы с ними остался духовный наставник Кузнецов. Тогда затворники готовы дожидаться «конца света» (по их расчетам, он наступит в мае) на земле.
С выполнением первого условия проблем не возникает - власти готовы разрешить им жить где угодно, лишь бы эта история поскорее закончилась. Но второе ставит руководителей области в тупик. Петр находится в психбольнице. Можно ли его выпустить, решают на уровне губернатора.
18.30. Спасатели готовятся к выходу затворников. Спускают в яму, где обвалилась почва, недалеко от входа в пещеру, пожарную лестницу.
19.10. Разрешение получено: Петра отпускают на волю. Об этом сообщают затворникам. Спасатели начинают рушить земляную стену.
19.20. Быстро темнеет. Милиционеры начинают выводить сидельцев. Но только тех, кто согласился сам покинуть пещеру. Таких оказалось семь человек - женщины с детьми. Они гуськом карабкаются наверх из оврага, где их встречает Петр Кузнецов. Их никто не поддерживает - идут сами, хотя и медленно. В темноте повязки на глаза им не понадобились.
Женщины в основном молчат. Лишь изредка что-то говорят Петру, и он тихо им отвечает. До молельного дома их доводят милиционеры. И вся компания исчезает внутри, не включая там света. На часах - 19.30...
Под землей еще остались 22 человека во главе с Виталием Недогоном. Они отказываются покидать пещеру.
Вместе с затворниками из-под земли вышли две кошки и попугай
Как оказалось, вместе с семью женщинами, покинувшими вчера пещеру, на поверхность вышли две кошки и попугай в клетке! Все это время они находились под землей со своими владельцами, а теперь - в молельном доме.
У вышедших на поверхность есть несколько требований к властям. Во-первых, они просят ограничить внимание журналистов к ним. А во-вторых, хотят... корову. Заместитель губернатора Пензенской области Олег Мельниченко заявил, что их просьбы будут выполнены с точностью до мелочей.
Кстати, Петр Кузнецов сейчас никакие медикаменты не принимает. Признано, что он не предоставляет угрозы для окружающих. Вместе с двумя женщинами он продолжает разговаривать с заточенцами. Переговоры затруднены, так как "подземные жители" в ответ на уговоры приводят цитаты из Библии.
Суббота, 29 марта:
Молельный дом, где поселились сектанты, охраняет милиция. Петр Кузнецов то находится в доме, то вновь отправляется к оврагу, где по-прежнему ведутся переговоры: оставшихся под землей затворников убеждают в необходимости выйти на поверхность. Увы, пока сидельцы выходить отказываются.
В тоже время спасатели продолжают укреплять стены пещеры, чтобы предотвратить новые обвалы. Угроза обрушения по-прежнему существует.
12.10. У молельного дома появляется мать Петра Кузнецова. Сын в это время в овраге, женщину в дом не пускают. На мать больно смотреть: женщина непрерывно плачет. Наконец, появляется Петр и они вместе входят в дом.
15.00 Корреспондентам "КП" удалось пообщаться с матерью Петра Кузнецова.
Она вышла из молельного дома, где общалась с соратницами Петра.
"Петр мне все равно сын, что бы про него ни говорили и ни писали газеты. Да, он уже шесть лет больной, не похож на себя. Эти идеи... А ведь этот дом раньше был нашим, пока мы в Беково не переехали, - рассказывает женщина. - Помню, как-то раз прихожу сюда и не узнаю его - на дверях эти кресты. Мне тогда сказали, что здесь устроили монастырь"
Пообщаться матери с сыном толком не удалось, потому что Петр буквально через несколько минут после встречи снова уехал к пещере.
Антонина Кузнецова подтвердила, что в молельном доме сейчас находятся семь женщин, детей там нет. Выглядят они хорошо. О жизни в пещере почти не рассказывают, но пару раз упоминали, что им там нравилось.
15.10. Затворники, оставшиеся в пещере, взяли время на раздумье до 17.30. Тогда они скажут, будут ли выходить из-под земли...
15.28. Петр Кузнецов вернулся в молельный дом. Когда он заходил, один милиционеров, охраняющих здание, сказал женщине, открывшей дверь:
- Докладывайте обстановку.
- Все хорошо, никого не пускаем, никому не открываем.
После этого Петр с единомышленницами снова заперлись в доме.
19.00. В 17.30 отшельники так и не сделали обещанное заявление - будут они выходить или нет.
Зато выяснилось, что теперь пещера поделена завалом на две части . В одной есть выход, оттуда и вышли вчера 7 женщин. По предварительным данным, в настоящий момент здесь находится 14 человек. А в другой части еще 18 человек буквально заперты, единственная связь с внешним миром у них - через вентиляционную трубу. Так что, если учесть, что 7 человек уже вышли, оказывается, что под землей сидело гораздо больше людей, чем предполагалось - как минимум 39 человек.
Группой из 18 человек руководит Недогон, который и думать не хочет о выходе на поверхность. Вторая группа колеблется...
Спасатели считают нецелесообразным пытаться добраться до затворников сверху, разрывая землю, так как все может обвалиться. Это надо сделать, разбирая завал изнутри пещеры.
Пока все работы в овраге прекращены. Ситуация становится все более угрожающей - обвалы могут произойти в любой момент.
Вместе с семью женщинами, покинувшими вчера пещеру, на поверхность вышли две кошки и попугай в клетке. Все это время они находились под землей со своими владельцами, а теперь - в молельном доме.
У вышедших на поверхность есть несколько требований к властям. Во-первых, они просят ограничить внимание журналистов к ним. А во-вторых, хотят... корову. Заместитель губернатора Пензенской области Олег Мельниченко заявил, что их просьбы будут выполнены с точностью до мелочей.
Кстати, Петр Кузнецов сейчас никакие медикаменты не принимает. Признано, что он не предоставляет угрозы для окружающих. Вместе с двумя женщинами он продолжает разговаривать с заточенцами. Переговоры затруднены, так как "подземные жители" в ответ на уговоры приводят цитаты из Библии.
Суббота, 30 марта
10.00. Сегодня утром в овраге села Никольского продолжились работы. Пещеру затворников продолжает затапливать, и специалисты делают все возможное, чтобы люди не пострадали.
Было решено опустить в подземелье 13-метровую трубу, к ней прикрепить помпу и откачать воду изнутри.
Сами затворники сидят спокойно, не жалуются. И в ответ на попытки как-то облегчить им жизнь уже не отстреливаются.
12.40. К оврагу привезли Петра Кузнецова и двух женщин, которые сейчас живут в молельном доме. Лидера пензенских затворников не допускают к переговорам, поскольку для тех, кто остался в заточении, он уже больше не авторитет. Поэтому к пещере решено отправить бывших «сидельцев».
Женщин учат, как правильно разговаривать с единомышленниками. Их важно убедить, что все выдвигаемые ими условия выполняются и нет смысла оставаться под землей, тем более что это очень опасно.
Наши корреспонденты продолжают следить за развитием событий
КСТАТИ
Им заготовили успокоительное
Мы проверили слух, что затворников якобы отправят в Пензенскую областную психбольницу на принудительное лечение и уже даже освободили там места. «Никто насильно их помещать туда не будет: недобровольная госпитализация санкционируется только судом», - ответили нам психиатры.
- У нас в больнице несколько реанимобилей дежурят, - сказали нам в райбольницах рядом с Никольским. - Вдруг все-таки вызовут оказывать помощь затворникам. Скорее всего, им придется давать успокоительные и психотропные вещества, а также повышающие или понижающие давление препараты. Люди же перенесли громадный стресс.
|
КОММЕНТАРИИ ВРАЧЕЙ
«У детей может быть задержка развития»
- Явно их еда была неполноценной и по витаминному, и по питательному составу, - говорит кандидат медицинских наук, невролог Виктор КОСС. - Многих ждут проблемы с желудочно-кишечным трактом. И, несомненно, пострадала психика. Особенно к тяжелой обстановке чувствительны женщины. Можно предположить, что процентов 90 из них получат, если не страдают уже сейчас, истерический невроз. А это прямой путь к депрессивно-маниакальному психозу.
Но хуже всего, несомненно, пришлось детям. Из-за отсутствия солнца в организме образуется нехватка витамина Д, что приводит к хрупкости костей. Из-за неполноценного питания и темноты у детей может быть задержка физического и психического развития.
- Мы не исключаем анемию, туберкулез легких, экзему, - добавляет Юлия БУГЛОВА, терапевт пензенской горбольницы № 15. - Вполне вероятны развитие рахита, ухудшение зрения, появление гипотонии.
Анна КУКАРЦЕВА.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Конец света за 1 000 000?
Точную цифру назвать никто не может. В администрации области нам заявили, что из бюджета не затрачено ни копейки. Сложив затраты на милицейский пост, бензин, спасателей и многие другие «мелочи», мы получили в среднем 4000 рублей в день. За 5 месяцев это примерно 600 000. А если прибавить сюда гуманитарную помощь в виде продуктов - их передавали почти каждую неделю, - то стоимость этой истории доходит до миллиона.