Сегодня 25 сентября +23°C
Командир Ту-154, разбившегося под Донецком, - второму пилоту: «Тебе платят за экономию? Смотри, чтобы платили»

Командир Ту-154, разбившегося под Донецком, - второму пилоту: «Тебе платят за экономию? Смотри, чтобы платили»

Комментарии: 12
Командир воздушного судна Иван Корогодин. По версии психологов МАК - «склонный к риску». По свидетельствам руководства и коллег - профессионал высшего класса. 11 876 часов налета, пилот-инструктор.
Трагедия, произошедшая с бортом № 85185 «Пулковских авиалиний» 22 августа 2006 года, унесла 170 жизней. Напомним, пилоты Ту-154, летевшие из Анапы в Питер, оказались в грозовом фронте и попытались обойти его сверху. Самолет свалился в плоский штопор и разбился неподалеку от Донецка. Мы неоднократно писали об этом случае, задаваясь вопросом: что привело к трагедии и кто в ней виноват? Практически одновременно с докладом МАК в Интернете впервые появилась полная стенограмма переговоров пилотов с момента подготовки к взлету до последних секунд. Она позволяет по-новому взглянуть на произошедшее. Публикуем самые интересные отрывки из расшифровки записей «черного ящика».
 
Премии за топливо
 
Итак, аэропорт «Анапа». Экипаж проверяет приборы и поднимает лайнер в воздух. В креслах экипажа - командир Иван Корогодин, второй пилот-стажер Андрей Ходневич, бортинженер Виктор Макаров и штурман Игорь Левченко. За спиной у стажера стоит сверхопытный второй пилот этого экипажа Владимир Онищенко. В салоне - 4 стюардессы, стюард и 160 пассажиров. В 11.03* лайнер отрывается от земли и начинает набирать высоту... 
 

Аудио

11:10:51 - до катастрофы 35 минут. КВС: - Ой (нрзб) Анапа, да, Игорек, я (нрзб) это место.
 
11:11:01 ШТ: - (Одно радует) - экономика (нрзб).
 
Из следующего диалога ясно, что компания выплачивает пилотам премии за экономию топлива. Так что, возможно, именно это и подтолкнуло их в неоднозначной, рискованной ситуации все же вести лайнер дальше, а не развернуться обратно.
 
11:11:05 КВС: - Один х..., Андрюха, работает.
 
11:11:07 Э: - (нрзб) 20 процентов.
 
11:11:11 КВС: - Тебе платят за экономию?
 
11:11:13 ШТ: - Премия прошлого месяца.
 
11:11:14 2П-ст: - (нрзб) Стали платить.
 
11:11:17 2П-ст: - Два месяца не платили.
 
11:11:18 Э: - Смотри, чтоб платили.
 
11:11:25 КВС: - Должны были в июле заплатить, а ему правильно в июле и заплатили за июнь.
 
11:11:42 2П-ст: - За месяц сколько платят?
 
11:11:44 ШТ: - За август заплатят в октябре.
 
Что глотали пилоты перед полетом
 
Дальше в кабине состоялся очень странный диалог, посвященный, очевидно, предпилотному медобследованию...
 
11:16:47 - до катастрофы 22 минуты. БИ: - Я же (нрзб) не глотал, поэтому я лучше себя чувствую.
 
11:16:54 КВС: - (нрзб) В жизни не пойду больше, попробуйте заставить меня.
 
11:17:01 КВС: - Не имеете права, б..., когда наши космические корабли бороздят просторы Мирового океана, заставить глотать эту х... (нрзб) ради эксперимента! Мы вам платим здоровьем, вам хочется посмотреть, б..., полюбоваться, вот х...
 
11:17:21 КВС: - Нашли, б..., клоунов.
 
11:17:32 Э: - (нрзб) 4 года глотал.
 
11:17:56 КВС: - (нрзб) все врачи п...сы, елы-палы, мучают нас.
 
11:18:01 КВС: - Здоровых пацанов, да?
 
11:18:01 Э: - Да.
 
...
 
11:18:38 КВС: - А если будут сильно зазывать, посылай всех на х... (нрзб). Скажи: у меня там свои врачи и я у них наблюдался, и не собираюсь менять, меня это устраивает.
 
11:18:42 КВС: - Посылай всех на х...
 
Что не глотал бортинженер? От чего он отказался и поэтому «чувствует себя лучше»? Мы спрашивали у пилотов и других авиаспецов: о чем может идти речь? Оказывается, о чем угодно: от таблеток до желудочного зонда. Но почему-то на этот фрагмент записи комиссия, расследовавшая катастрофу, прежде всего медики, не обратила внимания. На 115 страницах акта расследования - ни одного пояснения. А ведь этот факт может иметь непосредственную связь с работоспособностью летчиков.
 


 

Лето 2006 года. Украинские спасатели разбирают обломки лайнера. В катастрофе погибли 170 человек...
Лето 2006 года. Украинские спасатели разбирают обломки лайнера. В катастрофе погибли 170 человек...
«Тупой турок»
 
Полет продолжается, экипаж запрашивает у диспетчера и получает разрешение увеличить высоту. Тем временем на связи появляется пилот турецких авиалиний, очень плохо говорящий на английском.
 
Диспетчер сообщает турецкому борту на английском языке: «Примите информацию: гроза над Донецком, сообщите, какой ваш запасной аэродром».
 
В ответ турок дает свои нынешние координаты. В разговор вмешивается пилот «Тбилисских авиалиний» рейса № 322, тоже находящегося неподалеку. Он повторяет вопрос диспетчера: «Turkish 1451, пожалуйста, сообщите диспетчеру свой запасной аэродром. Запасной». И опять - тот же ответ.
 
11:25:38 - до катастрофы 13 минут. КВС: - П...ц.
 
11:25:41 ШТ: - Вот тупой б...
 
Вообще реакция экипажа понятна: обычно на международные рейсы пилотов со столь слабым знанием английского языка, как у турка, не допускают.
 
11:26:37 ШТ: - Вот тупой б..., для турка, б..., все делается (нрзб).
 
Действительно, диспетчер нянчится с турком как с младенцем. Это, похоже, немного раздражает штурмана. Ведь ему надо получить разрешение набрать высоту. Важный момент: международные правила полетов запрещают экипажу снижаться или набирать высоту без разрешения диспетчера. КВС, имевший огромный опыт международных полетов, свято придерживался этого правила.
 
...
 
11:26:55 ШТ: - Сейчас быстрей набрать надо.
 
...
 
11:27:06 ШТ: - «Харьков-Радар», Пулково 612, разрешите набор 3-8-0.
 
Эшелон 380 - это 11 600 метров.
 
11:27:10 КВС: - По «Грозе» скажи.
 
Речь о бортовом радиолокаторе «Гроза». Он показывает облачную обстановку впереди по маршруту. Показания прибора говорят, что грозовой фронт можно обойти сверху.
 
11:27:11 Д: - Пулково 612, следуйте эшелон полета 3-6-0. Внешняя связь.
 
Диспетчер оставляет самолет на прежней высоте.
 
11:27:15 ШТ: - Разрешите набрать 3-8-0.
 
Штурман вновь повторяет просьбу разрешить подняться выше.
 
И наконец получает это разрешение.
 
11:27:17 Д: - Пулково 612, набирайте эшелон полета 3-8-0.
 
...
 
11:27:21 ШТ: - Набираю эшелон полета 3-8-0, Пулково 612
 
11:27:24 КВС: - (Кру)той, б... он (смех) он тоже там перепуганный сидит.
 
11:27:28 ШТ: - Ага, б..., турок-то напугал.
 
Речь тут, очевидно, идет о диспетчере, который весьма напряжен непонятливостью турецкого пилота. Легко себе представить, что практически все внимание харьковского «диспа» сосредоточено именно на госте из зарубежья.
 
...
 
11:27:56 ШТ: - (нрзб) с провалами, б...
 
Штурман визуально оценивает грозовую тучу впереди. Провалы - места, где облака менее интенсивны и соответственно не опасны.
 
11:27:59 КВС: - Надо ее, наверное, выше (нрзб).
 
11:28:09 ШТ: - Вот сверху тут (нрзб).
 
...
 
Переговоры с турком продолжаются в том же духе. Наконец диспетчер сообщает, что с ним они «разобрались», а турок - что решил дальше не лететь, уходит обратно на аэродром вылета. Тем временем экипаж «тушки» пытается найти спасительный путь меж грозовыми облаками. Машина поднимается выше и попадает в серьезную болтанку...
 
11:32:58 Сигнал АУАСП (указатель угла атаки).
 
Прибор дает сигнал, что самолет близок к критическому углу атаки, то есть чересчур высоко задрал нос.
 
Сильная болтанка
 
11:33:07 - до катастрофы 5 минут. КВС: - Давай временно 400 или какой, твою мать, а то это х... полная, да. Проси 390, а то нам не обойти.
 
Самолет в это время находится на эшелоне 380, то есть на высоте 11 600 метров. Командир хочет, чтобы штурман запросил у диспетчера разрешения подняться выше, обойти грозу.
 
...
 
11:33:25 ШТ: - Пулково 612, разрешите набор временно эшелон 3-9-0.
 
11:33:29 КВС: - Сильная болтанка и т. д. скажи.
 
11:33:32 Д: - Пулковский 612-й, набирайте 3-9-0.
 
Диспетчер спокойно дает разрешение подняться.
 
11:33:35 ШТ: - Набираем эшелон 3-9-0. Спасибо большое, Пулково 612.
 
11:33:38 КВС: - Еще х... наберем его.
 
11:33:39 КВС: - 3-9-0.
 
11:33:40 КВС: - Набираем.
 
...
 
11:33:46 КВС: - Куда от них уйти.
 
11:33:48 Э: - Гроза внизу.
 
11:33:49 КВС: - Е...шит здесь на 380-м.
 
11:33:50 Э: - Тоже (нрзб).
 
11:33:52 КВС: - И здесь (нрзб) поехали влево.
 
Самолет буквально обложило; грозовые тучи повсюду, а просвета не видно.
 
...
 
«Не убивайте!»
 
11:34:25 - до катастрофы 4 минуты. КВС: - Ни х... е...шит, б...
 
11:34:28 КВС: - Мама не горюй, б...
 
11:34:33 КВС: - Опа, еще и град, б...
 
11:34:44 КВС: - Там куда-нибудь можно в сторонку, Игорек, отойди еще.
 
11:34:47 КВС: - Игореш.
 
11:34:49 КВС: - Игорь!
 
11:34:50 ШТ: - Что?
 
11:34:50 КВС: - В сторону можно куда-нибудь еще от нее отойти, б...?
 
11:34:53 Э: - (нрзб) нет.
 
...
 
В это самое время самолет «подхватывает» и происходит «сваливание» - грубо говоря, воздушный поток больше не держит лайнер и тот начинает падать.
 
11:35:06 Э: - Снижаемся (нрзб). Углы, углы.
 
Кто-то из членов экипажа понимает, что самолет теряет высоту.
 
11:35:07 КВС: - Куда снижаемся, дураки! Б...
 
Командир, по всей видимости, решил, что идет контролируемое снижение. Увы, самолет уже очень слабо контролируется экипажем. Дальше на записи - попытки командира поймать курс, удержать лайнер. Увы, сделать что-либо в такой ситуации уже невозможно. Стальная махина с захлебнувшимися двигателями, безжизненная, вращаясь в потоках воздуха, словно падающий кленовый лист, со скоростью около 100 метров в секунду стремительно приближается к земле...
 
11:37:35 ШТ: - Пулково 612, S.O.S. S.O.S. Снижаемся, у нас уже... высота 3000.
 
...
 
11:37:55 ШТ: - Высота 2000, Вань, 2000.
 
11:37:58 ШТ: - У нас 2000, Вань, 2000.
 
11:38:00 КВС: - Ё-моё.
 
11:38:02 Э: - Брось это делать.
 
11:38:04 КВС: - Крутите вправо.
 
11:38:05 Э: - 2000.
 
...
 
11:38:09 2П: - Боже мой.
 
11:38:10 ШТ: - 2000, Вань.
 
11:38:11 Э: - Без крена.
 
11:38:11 КВС: - На себя, на себя, на себя, на себя, на себя. Андрюха, тяни на себя. Андрюха, тяни на себя. На себя, Андрюха, теперь (нрзб).
 
...
 
11:38:25 Э: - Не убивайте, ну не убивайте.
 
11:38:27 КВС: - (Земля).
 
11:38:28 Э: - (нрзб).
 
11:38:29 Крик
 
11:38:29 Конец записи
 
* В авиации действует единое гринвичское время UTC. По московскому времени полет длился с 15.03 до 16.39.
 
Сокращения:
 
КВС - командир воздушного судна;
 
2П-ст - второй пилот-стажер (сидел за штурвалом);
 
2П - второй пилот (стоял у стажера за спиной);
 
БИ - бортинженер;
 
ШТ - штурман;
 
Д - диспетчер;
 
Э - один из членов экипажа, кто именно, не установлено;
 
(нрзб) - неразборчиво;
 
- Красным цветом выделены переговоры по внешней связи - то есть не в кабине, а с диспетчером, или между диспетчером и другими бортами.
 
- В скобки взяты фразы, которые не удалось расслышать с гарантированной четкостью.


 

 
 
 
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
 
Эксперт по безопасности полетов Виктор ТИМОШКИН:
 
- Вывод комиссии о единственной причине происшествия - неверный. К ЧП привела совокупность неблагоприятных факторов в организации полета. Например, посадка на кресло второго пилота абсолютно неподготовленного юноши. Сводка погоды, выданная пилотам в Анапе, тоже отличалась от реальности. Экипаж к действиям при входе в грозовую болтанку был неподготовлен, что характерно для большинства пилотов гражданской авиации. Харьковский диспетчер вел себя пассивно, занимался больше турком.
 
Иван Корогодин был полноценным командиром экипажа, о чем свидетельствуют его сослуживцы и начальники. Он стал жертвой недостатков в отечественной гражданской авиации (которой руководят не летчики). Теперь о мате: резкие выражения КВС не относились ни к одному члену экипажа, а были «выпуском пара» в трудной ситуации.
 
 
 
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
 
Нужны ли «летчики-испытатели» гражданской авиации?
 
Первое: вывод комиссии однозначен - командир Корогодин повел самолет на грозу, там его раскачал, свалил, не смог вывести из штопора, разбил. Зачем, почему полез - непонятно. Вернее, намекается, что, дескать, неуравновешенный был. Но что же тогда начальство его за штурвал посадило и два десятка лет считало профессионалом?
 
Затем: в авиационных интернет-форумах активно обсуждают другие известные случаи, когда Ту-154 обходили грозу поверху и попадали в похожие ситуации. Только с другим финалом. Один командир согнал всех пассажиров в переднюю часть лайнера, чтобы задранный нос опустился вниз, другой осторожно управлял штурвалом, третий придумал что-то еще. В глазах некоторых - они герои. Можно понять: мол, не растерялся пилот в критической ситуации, сообразил, среагировал, спас людей! И в докладе МАК - целый раздел о том, что командир неправильно рулил, не те команды отдавал...
 
А нужны ли в гражданской авиации такие нештатные пилоты-экстремалы? Наверное, нет. Точно так же, как не нужны в автобусном парке действующие пилоты «Формулы-1». У этих людей разные цели, разные навыки, разные обязанности и, главное, разная ответственность. Чем рискует военный летчик, выписывая в небе рискованные фигуры? Только собой и истребителем. А линейный пилот гражданской авиации?..
 
Так какой смысл обсуждать и осуждать действия экипажа пассажирского лайнера в той ситуации, в которой он ВООБЩЕ не должен был оказаться? Может быть, запретить самолетам, для этого не предназначенным, вообще обходить грозовой фронт сверху? И не надо принуждать летчиков пилотировать гражданский лайнер в экстремальных условиях. Увидел грозу - вернись назад или обходи стороной.
 
Но этому наших пилотов в отличие от «дураков-турков» фактически не учат. И поощряют не за безопасность полета, а за экономию топлива...
 
Антон ЮЛАЕВ
 
 
 
А В ЭТО ВРЕМЯ
 
Все останется по-прежнему?
 
С опубликованием доклада МАК официально точка в деле о трагедии борта № 85 185 была поставлена.
 
Увесистый документ (целиком его можно скачать с нашего сайта), как водится, предваряет ремарка: «Данный отчет выпущен с единственной целью предотвращения авиационных происшествий. Расследование, проведенное в рамках настоящего отчета, не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности».
 
Да вот только есть опасение, что своей цели отчет не достигнет. Почему? Да потому что в который уже раз подряд комиссия ничьей вины, кроме пилотов, в произошедшем странным образом не обнаружила.
 
Но ведь известно, что одной-единственной причины в такой беде не бывает и быть не может! Катастрофа - всегда следствие определенной цепочки опасных факторов.
 
Но опять никто ни при чем. А раз виновные погибли, стало быть, и наказывать некого. Такая позиция, конечно, удовлетворяет администраторов всех уровней и позволяет не вкладывать средств и ничего не менять в сложившемся положении вещей.
 
Все выглядит так, словно на земле нет людей, ответственных за погибший лайнер.
 
А значит, никого не надо судить, увольнять, штрафовать, наказывать и даже критиковать. Все останется по-прежнему?

Политика

Власть решает: отбирать собак у нерадивых хозяев или помогать владельцам
Власть решает: отбирать собак у нерадивых хозяев или помогать владельцам 54

Электронная петиция, требующая запретить попрошайничество с животными, принята к рассмотрению в Киевсовете.

Украина и Венгрия обсудят закон об образовании
Украина и Венгрия обсудят закон об образовании 40

Глава Минобразования Лилия Гриневич встретится с главой Министерства человеческих ресурсов Венгрии Золтаном Балогом.

В Днепре Филатову посоветовали уволить зама из-за гибели девушки в центре города 144

Глава правления днипровской общественной организации "Громадський контроль", член общественного контроля НАБУ Артем Романюков считает, что за гибель девушки в Днипре от падения сухой ветки должен понести ответственность заместитель Бориса Филатова Михаил Лысенко.

Происшествия

На границе задержали экс-главу Информационных судебных систем
На границе задержали экс-главу Информационных судебных систем 18

Леонид Богданов подозревается в завладении 6,4 миллионов гривен при закупке оборудования для видеоконференцсвязи для судов.

В Умани хасиды устроили между собой поножовщину
В Умани хасиды устроили между собой поножовщину [фото] 311

Один паломник из Израиля ударил другого раскладным ножом во время ссоры.

Нападение на православный храм организовал сирийский бизнесмен
Нападение на православный храм организовал сирийский бизнесмен 168 1

Экономика

Канада построит в Украине заводы, чтобы торговать с Европой?
Канада построит в Украине заводы, чтобы торговать с Европой? 223

"КП" в Украине" вместе с экспертами изучила заявление Петра Порошенко о приходе в нашу страну инвесторов, и что их может заинтересовать.

Украинская экономика выходит из тени: к чему это приведет?
Украинская экономика выходит из тени: к чему это приведет? 167

Эксперты ждут увеличения объемов иностранных инвестиций уже в самое ближайшее время.

Эксперт: Продукты продолжат дорожать и дальше
Эксперт: Продукты продолжат дорожать и дальше 406

По мнения аналитика, продукты будут дорожать из-за отмены госрегулирования стоимости социальных продуктов и постоянного роста внутреннего и внешнего спроса.

Общество

Украинцев предупредили о первых заморозках
Украинцев предупредили о первых заморозках 170

Температура опустится до нуля ночью 27 и 28 сентября.

Шкиряк, Булатов и Филатов стали героями новых сказок
Шкиряк, Булатов и Филатов стали героями новых сказок [фото] 167 2

Для специального благотворительного проекта от снайпера Амины Окуевой известные украинцы превратились в сказочных героев.

Скончалась самая толстая женщина планеты
Скончалась самая толстая женщина планеты 414

Египтянка весила 500 килограммов, из-за чего в течение 25 лет не выходила из дома.

Светская хроника и ТВ

У The Hardkiss теперь есть любовник
У The Hardkiss теперь есть любовник [фото, видео] 230

Модная украинская прогрессив-поп-группа поведала миру историю о поиске свободы, драйва и любви.

Звезда  Супермодели по-украински  снялась на вершине Мачу-Пикчу для Harper s Bazaar
Звезда "Супермодели по-украински" снялась на вершине Мачу-Пикчу для Harper's Bazaar [фото] 417

Девушка примерила образ индеанки - пестрые платья, массивные украшения, перья в волосах.

Камалия - о  Танцах со звездами :  Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав
Камалия - о "Танцах со звездами": "Впервые в жизни я доказала Захуру, что он был не прав" 1513

Певица прокомментировал свой уход из танцевального шоу и рассказала, что супруг не разрешал ей участвовать в украинских телепроектах.

Спорт

Стало известно, когда состоится свадьба Роналду
Стало известно, когда состоится свадьба Роналду 220

Звездный игрок "Реала" подарил своей беременной невесте кольцо за 265 тысяч евро

Свитолина гарантировала свое участие в Итоговом турнире
Свитолина гарантировала свое участие в Итоговом турнире 60

Стало известно, что украинка точно поедет в Сингапур в октябре

Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018
Глава USADA требует отстранения России от участия в Олимпиаде-2018 260

При этом WADA должна позволить российским нейтральным спортсменам принять участие в играх.