Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Почему Шотландия хочет развестись с Британией?

Почему Шотландия хочет развестись с Британией?
Фото: Национальный вид спорта в Шотландии - бросать тяжести на дальность. Сегодня многие шотландцы уверены, что главная тягота для их края - правление Лондона. И северяне готовятся сбросить эту обузу раз и навсегда. Фото GLOBAL LOOK PRESS.

За годы работы в Альбионе мне не раз довелось побывать в шотландской столице Эдинбурге - одном из самых красивых городов мира. Но на сей раз было не до красот этих мест. Хотел лучше понять настроения шотландцев. Действительно ли они намерены порвать с официальным Лондоном и создать независимое государство? Ведь в таком случае старая добрая Англия окажется в глубоком нокауте.  

"ПТИЦУ НЕ ВЕРНЕШЬ В КЛЕТКУ"

Алекс Салмонд - премьер-министр Шотландии и лидер правящей Шотландской национальной партии (ШНП). Наполовину англичанин, наполовину шотландец. Еще будучи депутатом парламента в Лондоне, воевал с Маргарет Тэтчер за независимость севера. Годы, похоже, не властны над 57-летним мистером Салмондом. Закалился в боях и не сомневается в победе?

- Конечно, не сомневаюсь, - кивает политик. - Веками Шотландия была плененной птицей! А теперь она вылетела и ее не вернешь в клетку. Скоро проведем национальный референдум и согласно воле населения обретем самостоятельность. 

Но с 1999 года у Шотландии есть сторманд - собственный парламент, который имеет право решать немало своих проблем. Есть свой флаг и свои футбольные команды. Да, оборона и внешняя политика остались в компетенции британского правительства, однако в целом разве механизм деволюции (передачи полномочий от центра в регионы) не работает? 

- Чепуха! - отмахивается мистер Салмонд. - Нужны более серьезные действия, чтобы закреплять наши достижения. Я по профессии экономист и легко докажу, что в Шотландии уже сейчас лучше, чем в Англии. Безработица у нас упала, а на юге ее рост побил все рекорды. Многое бесплатно: высшее образование, медицинские рецепты, дома для престарелых. Нет и зияющей пропасти между богатыми и бедными.

"ШОТЛАНДЦЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ"

Эту фразу часто слышишь в Эдинбурге. Трудно определить, чего в ней больше: гордости или уязвленного самолюбия. Северяне не забывают, что их нация была великой и могучей, что она дала миру Марию Стюарт и Вальтера Скотта, Роберта Бернса, отца политэкономии Адама Смита... Но после того как в 1707 году Шотландия стала частью Британии и появился единый парламент, южный сосед уже не разговаривал с Эдинбургом на равных.

Добиваясь "освобождения от британских пут", ШНП играет именно на национальных чувствах. Нередко с большими передержками. К примеру, убеждает, будто гэльский язык уничтожен. Но вот что сказал мне известный здешний лингвист Рой Макивер:

- Да, язык, на котором говорило древнее население, знает сейчас меньше 80 тысяч человек. Однако на нем теперь издаются книги, идут регулярные передачи по радио и ТВ.  

Зачем же разжигать страсти? Это коронный прием националистов повсюду. Тем более что шотландцы действительно не похожи на англичан. Они не любят "дома-крепости", легко сходятся с людьми, через пять минут уже называют нового знакомого по имени, приглашают в гости. Обычаи тоже иные. Так, в Англии отмечают Рождество, а здесь - Новый год. 

- Как мы заживем, став независимыми! - продолжает мечтать мистер Салмонд. - И миру себя покажем. У нас будет свой голос в ООН. Избавимся от ядерного оружия на нашей земле. Перестанем посылать наших парней на "незаконные войны", как в Ираке.  

- А в ЕС боятся, что Шотландия, добившись суверенитета, станет второй Грецией, - говорю я.

- Бред! - отмахивается Салмонд. - Мы ни в чем не уступим Норвегии или Дании. Особенно когда нам будут принадлежать нефтяные и газовые месторождения в нашем Северном море.

Лидер ШНП, несомненно, яркий и хитрый политик. Сейчас его политический покер с Лондоном в самом разгаре.

У КОГО БОЛЬШЕ КОЗЫРЕЙ?

Их у британского правительства немало. Прежде всего финансовых и экономических. Ведь около 65% шотландских бизнесменов против независимости. Им непонятно многое. Например, какая валюта будет у нового государства: фунт или евро? Мистер Салмонд - за фунт, однако согласится ли Лондон? А членам ЕС совсем не нужна в еврозоне еще одна маленькая нестабильная страна.  

Еще один важнейший вопрос - национальный долг. У независимой Шотландии он сразу превысит 110 миллиардов фунтов. Откуда брать деньги, чтобы его гасить, не отказываясь от соцпрограмм, которыми так гордится Салмонд? Ведь они действуют благодаря ежегодной 10-миллиардной (!) субсидии из Лондона.  

Британский премьер Дэвид Кэмерон заявил, что его страна будет "очень, очень огорчена", если Шотландия получит независимость. "Вместе мы лучше, вместе мы сильнее, вместе мы честнее, вместе мы богаче", - стенает премьер.

НОВАЯ СТРАНА - "АНГЛИЯ И Ко"

- В случае ухода Шотландии мы станем другим государством, - не сомневается известный лондонский политолог Мэтью Харрис. - Ведь вся концепция Соединенного Королевства изменится: Уэльс и Северная Ирландия превратятся в придатки Англии. Я бы назвал такую новую страну "Англия и Ко".

- Что же, на ваш взгляд, делать?

- Вначале нужен всебританский референдум, - отвечает политолог. - И если мы согласимся на отделение Шотландии, тогда спросить ее жителей. Но дать им время тщательно продумать последствия своего решения.

Еще больше мрачного недоумения в словах депутата от лейбористской партии Джима Мерфи:

- Соединенное Королевство - самый успешный союз наций на планете. Если он разрушится, что произойдет с нашим членством в ЕС? Другая острейшая проблема - оборона. Закрыв базу атомных подлодок близ Глазго, мы вообще останемся без ядерного оружия!

Тем не менее 43% англичан выступают за отделение Шотландии. Зачем, мол, бесконечно ублажать и кормить этот неблагодарный край. Пусть покрутятся сами. Британские власти, понятно, не в восторге от этой ситуации. Но коль уж от референдума в Шотландии никуда не деться, то, по их мнению, организовать его должен Лондон, а не Эдинбург. И задать северянам нужно единственный вопрос: хотят ли они полной независимости? Расчет понятен: вряд ли большинство потенциальных "раскольников" решится на окончательный разрыв.

ШНП же предлагает вынести на плебисцит два вопроса: "Хотите ли вы полной независимости или предпочитаете более высокую степень автономии?" Это куда компромисснее.

Но основные споры идут вокруг даты референдума. Центральное правительство - за следующую осень. Чтобы побыстрее определиться с ситуацией. Кроме того, в битве при Флоддене в 1513 году английские войска разгромили шотландцев. Но мистер Салмонд категорически возражает. Референдум, по его твердому убеждению, должен пройти на год позже. Ведь в 1314 году король Эдуард Английский потерпел сокрушительное поражение от "скоттов" в битве при Бэннокберне. Вот это юбилей!

Для шотландцев даты - не пустой звук. Вся их история - сплошные сражения. "Мы боремся не за славу, не за богатство, мы боремся за свободу, от которой нельзя отказываться даже под угрозой смерти". Эти слова из протокола заседания шотландского парламента от 1320 года стали девизом и новых битв - теперь против англичан.

Легендарный Шон Коннери агитирует за свободу родины лучше любого политика. Фото GLOBAL LOOK PRESS.

В ТЕМУ

Шон КОННЕРИ, шотландец и знаменитый киноактер, первым воплотивший на экране образ Джеймса Бонда:  

"Сейчас я больше, чем когда-либо, верю, что Шотландия находится на расстоянии вытянутой руки от обретения независимости и равноправия. Я убежден, что это случится на моем веку. Алекс Салмонд - лучший лидер, который когда-либо был у Шотландии. Впервые с 1707 года, когда кучка негодяев продала свободу Шотландии, ее руководству удалось обеспечить работу своего собственного парламента".