Пока спрос на недорогие, пускай и не новые иномарки существует, профессия угонщика остается популярной. Трижды подумайте, прежде чем оставлять на ночь машину под открытым небом: а вдруг на нее уже положили глаз? В столице около полугода банда автоворов охотилась за японскими джипами.
ДЖИПЫ ИСЧЕЗАЛИ В ПОЛНОЧЬ
Спальный микрорайон на Левом берегу Киева в считаные годы превратился в лес высоток. Новостройки налепили едва ли не впритык, не заботясь о том, куда жильцы будут ставить автомобили. Каждый вечер улицы превращаются в подобие автовыставки: вдоль дорог, на тротуарах бок о бок стоят самые разнообразные модели. Вот только с лета прошлого года некоторые хозяева джипов "Митцубиси", "Тойота", "Хонда" и "Субару" утром не находили свои авто. Раз, а то и два в неделю жители Дарницы бежали в милицию с заявлением об угоне.
- Я год парковал свою "Митцубиси" на улице Урловской в моем маленьком дворе - ее вечером некуда впихнуть, но никаких проблем не было, - жалуется потерпевший Владимир. - А тут с вечера поставил машину, снял магнитофон, документы забрал, сигнализацию включил, пошел домой. Утром прихожу - нет моей "лялечки"! Пусто!
Потерпевших с одной только Урловской набралось больше десятка. Аналогичные заявления посыпались и от жителей других районов города.
Первым делом оперативникам пришлось обойти авторынки в поисках угнанных автомобилей, перерыть на сотне СТО груду запчастей. В одной из торговых точек обнаружили кое-какие детали с недавно украденных иномарок. За хозяином установили наблюдение, и через время он вывел оперативников на похитителей, которые поставляли ему на разборку или перепродажу краденые машины.
ВАЖНЫЕ "КОРОЧКИ" ПРИКРЫВАЛИ КРАЖУ
Как выяснилось, похитителей иномарок было трое, каждый из них давно крутился в автобизнесе, но честный труд больших доходов не приносил, вот и занялись незаконным промыслом. Один из организаторов группировки - 27-летний Антон - в Киев приехал из Одессы и первое время крутился на столичном авторынке. Занимался продажей б/у автомобилей и запчастей, но тоже не смог разбогатеть, так как работал на хозяина. Иное дело - на свой карман!
Антон стал подыскивать знакомых, готовых рискнуть угонять иномарки, и такие нашлись среди земляков.
С рынка в целях конспирации Антон ушел. Устроился в жэк простым слесарем. Один из его друзей держал СТО, другой - точку на рынке. Каждый из них сколотил группу из одесситов, которые разбирались в японских машинах и имели устройства для разблокирования сигнализаций и вскрытия замков зажигания. К делу привлекли сотрудника Службы внешней разведки и Управления госохраны (УГО). Их "корочки" должны были спасти в случае провала, а они сами за одну вылазку получали столько, сколько зарабатывали на службе за два месяца.
- Злоумышленники похищали популярные среди автолюбителей джипы, - рассказывает следователь следственной группы горуправления столичного милицейского главка Павел Иванин. - Заранее присматривали подходящую машину. Как только хозяин ставил автомобиль на сигнализацию, сканером считывали код. Специальным устройством подбирали ключ в обход иммобелайзера, заводили и уезжали прочь. За рулем всегда был один человек. Другие стояли на "стреме" или ехали в машинах сопровождения. Продумали, как вести себя, если вдруг нарвутся на патруль ГАИ: если ехать один за другим, даже с превышением скорости, первая машина всегда имеет шанс проскочить. Тормозят, как правило, следующую. Поэтому во главе колонны всегда ехала угнанная, за ней следовал на авто или же разведчик, или же госохранник, которые должны были показывать свои удостоверения гаишникам и уверять, что они на задании. Таким образом угонщики спокойно добирались до гаражей, где ставили автомобили на отстой.
К примеру, за "Митцубиси Паджеро" заказчики платили $8-9 тысяч. За риск непосредственному угонщику полагалось $4-5 тысяч. Остальные подельники получали по $500. Заказчики же, после того как снабжали машину липовыми документами, продавали ее за полцены от рыночной. Или же разбирали на запчасти.
ДЕСЯТКИ МАШИН ПРОПАЛИ БЕЗ ВЕСТИ
Интересно, что из 14 человек, состоящих в бригаде, знали друг друга в лицо единицы. Каждая группа получала указания только от своего босса.
Бригады работали самостоятельно, о существовании других не знали. Был у них и свой адвокат, который не только помогал в юридических вопросах, но и лично угонял автомобили.
|
Как только оперативники установили заказчиков и непосредственных исполнителей, провели аресты. При этом четыре человека были задержаны при попытке очередного угона. Всего за решетку сели 12 человек, двоим удалось скрыться. Предположительно за полгода было угнано около 40 автомобилей. "Живыми" нашли только 9 автомобилей и огромное количество деталей. Семь человек узнали судьбу своего авто по запчастям.
- Пока в деле 26 эпизодов угонов, но их значительно больше, - говорит начальник отдела столичной прокуратуры Ольга Варченко. - В отношении задержанных возбуждено уголовное дело за незаконное завладение транспортным средством в составе организованной преступной группы. Дело угонщиков со дня на день будет передано в суд.
Единственное, чего не удалось узнать, - это кому реализовывали автомобили. Есть предположение, что иномарки перегоняли через Молдову в Россию по поддельным документам. Часть осталась в Украине. Теперь остается ждать, где "всплывут" угнанные автомобили.
К СВЕДЕНИЮ
В 2010 году только в столичную милицию обратились 795 автовладельцев с заявлением об угоне машины. Было возбуждено 554 уголовных дела, из которых 180 раскрыто. За 9 месяцев этого года возбуждено 387 дел по факту угона, 165 раскрыто.
Чаще всего автомобили угоняют, чтобы разобрать на запчасти. Только дорогие иномарки похищают под заказ.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ У УГОНЩИКОВ МАРКИ
2010 2011 (9 мес.)
ВАЗ 79 45
"Митцубиси" 79 23
"ДЭУ" 36 24
"Тойота" 37 42
"Лексус" 37 23
"Хонда" 29 17
БМВ 13 13
"Субару" 13 2
"Фольксваген" 13 10
"Шевроле" 0 15