НЕРЕАЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Утром 20 апреля большинство европейских стран открыли свое воздушное пространство для авиаперелетов. Решено покончить с блокадой, которую эти страны сами себе объявили в связи с извержением вулкана Эйяфьяллайекюль в Исландии. Долгожданное освобождение принесло совещание 27 европейских министров транспорта, которые не рискнули ехать куда-нибудь на очную встречу. Они пообщались посредством телекамер.
Решено: самолеты впускать и выпускать. И «осуществлять безопасность полетов на основании рекомендаций Евроконтроля». Пока рекомендовано разбить воздушное пространство Европы на три зоны. И не разрешать полеты в первой - там, где трассы расположены ближе всего к исландскому вулкану, а концентрация пепла недопустимо высокая.
Во второй зоне, где пепла меньше, чем в первой, летать можно. Но «под пристальным наблюдением». И с разрешения национальных правительств, которые обязаны «тесно взаимодействовать друг с другом и с европейскими службами безопасности полетов».
Третья зона объявлена совсем свободной от вулканической пыли. Однако сообщений о том, где проходят границы зон, пока не поступало.
БОЛЬШАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА
Во вчерашнем номере «Комсомолка» задавала наивные вопросы. Про этот самый пепел. Очень хотелось узнать, в самом ли деле он накрыл Европу столь густо, что потребовалось отменить более 60 тысяч рейсов и закошмарить почти 10 миллионов человек. Кто определил, что пепел есть в конкретном месте и его концентрация опасна для авиадвижения?
Выяснилось: непосредственных измерений - в смысле определения точного количества твердых частиц пепла в кубометре воздуха на высоте полетов - никто не проводил. А если верить ученым, то и методик таких нет. И неизвестно, как точно измерить концентрацию вулканического пепла в атмосфере или скорость его оседания на землю. Все выводы основаны на компьютерном моделировании. А оно - на данных наземной аппаратуры.
Немцы, к примеру, первыми возмутились жестким запретом на полеты. А глава AirBerlin Йоахим Хунольд открыл тайну, откуда он - запрет - взялся: «Закрытие воздушного пространства происходило исключительно на основе данных компьютерной имитации центра Vulcanic Ash Advisory Centre в Лондоне».
Иными словами, с миллионами людей сыграли в большую компьютерную игру. Но насколько правильными были действия, предпринятые на ее основе? Особенно в связи с карантином по пеплу. Очевидно, неизвестно и другое: обосновано хоть чем-то нынешнее снятие карантина?
В любом случае многие специалисты сейчас сходятся во мнении, что применяемые компьютерные модели могут быть несовершенны. Следовательно, эксперты, скорее всего, перестраховались и сверх всякой меры преувеличили угрозу. Об этом, кстати, свидетельствовали пробные полеты самолетов нескольких стран, которые все завершились благополучно.
А тем временем вулкан в Исландии мощно плюнул новой порцией пепла - уже третьей. Но и на вторую почему-то не последовало какой-либо панической реакции от могущественного Евроконтроля. Как это случилось после первого выброса. Где логика? Или нас каким-то образом дурят?