25 декабря
Загрузить еще

Украинские моряки сидят год без зарплаты

Украинские моряки сидят год без зарплаты

«Комсомолка» встретилась с матросом Сергеем Пичахчи, и он рассказал об ужасах подневольной жизни на  судне «Капитан Валентин К».

Напомним, сухогруз «Капитан Валентин К.» в июле был арестован за долги судовладельца в греческом порту Пирей и украинскому экипажу не выплачивали денег около года. По контракту они не имели права покинуть судно. Когда пленники стали бить тревогу, то СМИ и греческий адвокат помогли разрешить конфликт, и моряки, наконец,  вернулись в Одессу.

Жены и матери моряков предчувствовали неладное, а вот мужчины старались поначалу не обращать внимание на мистику.  Однако когда при выходе из Китая «Капитан Валентин К» налетел на буй, а второй намотался на винт, потом  треснул и вышел из строя цилиндр, увидели в этом знак Судьбы: рейс будет несчастливым. Судовладелец-грек «попал» на 1 миллион 200 тысяч долларов, которые запросили китайцы за свои буи. Судно кое-как доплыло до Европы на одном цилиндре. В мае в Грецию судовладелец вызвал новый экипаж из четырех одесситов. Якобы для того, чтобы перегнать судно (оно примерно 1983 года постройки) на ремонт в Мариуполь.  Когда же ребята прилетели, то их поджидал сюрприз.

- На судне нас встретил старый экипаж - 20 моряков и рассказали нам, что им уже не платят зарплату 11-12 месяцев. Судно старое, плохо работает. Мы прилетели, а восемь человек судовладелец отпустил домой, дав им на дорогу по 300 долларов. А зарплату пообещал перечислить позже, при этом он показал какой-то документ, что, мол, банк гарантирует выплату денег, и те поверили. Как потом оказалось, этот документ был подделкой. – рассказывает матрос Сергей Пичахчи.-  После смены экипажа мы вдруг отправились не в Мариуполь, а  в Алжир, потом в Тунис. В Тунисе  мы должны были загрузиться моющим средством и везти его в Турицю, после чего уже в Мариуполь. Но трюмы были старыми и нам не разрешили грузиться. Мы встали на  рейд в Тунисе и стали оббивать ржвачину, красить трюмы. Вдруг судовладелец дал срочную команду плыть в Грецию пустыми. Мы не поняли его ход действий. В Пирее ждали, что судовладелец приедет к нам. Когда прошло полнедели, то догадались, что у нас большие проблемы. 

Моряки даже не могли выходить в порт, так как не было визы! Один раз пришлось выйти нелегально, чтобы купить телефонные карточки и звонить родственникам. Им они сообщили, что сидят без денег, запасы еды и топлива заканчиваются, а судовладелец на связь не выходит. Матери, жены стали обращаться в диппредставительства и в СМИ, а моряки, чтобы привлечь внимание общественности, обявили забастовку и даже обклеели плакатами судно с просьбой  о помощи.

- Когда к нам на судно прибыл украинский консул, мы поначалу обрадовались. – вспоминает Сергей Пичахчи. – Однако ни еды, ни воды так и не поступило. Мы позвонили в консульство, но нам в помощи отказали. Мы догадались, что консул был заодно с судовладельцем. Консул сказал, что мы не имеем права подавать в греческий суд, потому что судно ходит под панамским флагом.  Тогда наш капитан позвонил греческому адвокату и на судно сразу прибыл его помощник. Оказалось, что мы имеем право отстаивать свои интересы в греческом суде, мы подписали контракт.   К тому времени,  закончилось топливо, мы жили в темноте. Пока были запасы просроченного куриного мяса готовили его на мангале.  В конце августа сидели на одних консервах и печенье. Мы пили ржавую воду, под ней же купались.  Нам помог греческий морской профсоюз. С 7 сентября всю неделю они нам безвозмездно привозили фаст-фуд: сендвичи, картошку фри, воду. И даже лечили нас лекарствами. У меня и у других были проблемы с желудком. У моториста  Петровича было высокое  давление, проблемы с серцем. Профсоюз предлагал забрать его в госпиталь и бесплатно лечить, но мы отказались, так как, если бы нашли у него какую-то инфекцию, то судно поставили бы на картин, а судебный процесс затянулся, а нам побыстрее хотелось вернуться  домой. Я похудел во время последнего рейса на 10 килограммов! Кстати, очень соскучался  за гречкой! В рейсе до голодовки мы ведь ели только рис, макарони.   

27 августа состоялось первое судебное слушание в Греции, в результате чего отпустили пятеро моряков домой, а 9 сентября «Капитан Валентин К.» был продан турку на аукционе  за 960 тысяч долларов. Через неделю остальная часть экипажа покинуло судно.

 -Я сейчас пока в море идти не хочу, подрабатываю на суше. Очень хочется побыть с женой и маленькой дочкой... – говорит Сергей.  

Моряки надеются, что зарплату им все-таки выплатят к концу этого года.