22 декабря
Загрузить еще

Азовское море станет мертвым?

Азовское море станет мертвым?

Ученые выясняют, грозит ли России и Украине экологическая катастрофа. Из разломанных штормом кораблей в Керченском проливе вылились тонны нефти и мазута.

- Если пятно в ближайшее время не соберут, вода покроется тонкой нефтяной пленкой, - говорит Борис БЕЛЯЕВ, старший научный сотрудник Севастопольского института биологии южных морей. - Один литр накроет как минимум один квадратный метр воды. Самое скверное, что икра большинства черноморских рыб, например, кефали, развивается именно в верхних слоях моря.

Ученых утешает лишь то, что у большинства черноморских рыб нерест весной. Случись подобный выброс в марте, он стал бы настоящей катастрофой.

- В основном пострадали лысухи (их зимовки пролегают через Керченский пролив), а также большие бакланы, чомга, утки, чайки, - сказал орнитолог Александр ГРИНЧЕНКО, эксперт по биоразнообразию Общества охраны птиц Украины. - Те птицы, которые прихватили нефтепродукты, получили «гроб в рассрочку»: они обречены, ведь мазут склеил перья, и они умрут от переохлаждения - не смогут взлететь.

Пока спасатели и экологи пытаются ликвидировать последствия катастрофы, политики уже начинают выяснять, кто виноват и кому платить за ущерб. Между тем мазут, если его не собирать, может постепенно оседать на дно. Тогда возникнет угроза гибели морских обитателей.

Не дает покоя экологам и затонувший в Керченском проливе сухогруз, на борту которого был груз серы. Некоторые эксперты высказывают мнение, что сера неплохо растворяется в морской воде. Из-за этого в пострадавших районах могут начаться кислотные дожди.

- Сера, которая в результате трагедии оказалась в море, по-моему, особой угрозы не представляет, - успокаивает Алексей ФРИДМАН, начальник отдела радиационной и химзащиты населения управления МЧС в Крыму. - По правилам перевозок она должна быть в металлических контейнерах. И сколько бы она ни лежала на дне, никакой опасности для экологии это не представляет. Серу будут доставать водолазы, они ждут, когда пройдет шторм.

ВОПРОС РЕБРОМ

Курортный сезон под угрозой?

Специалисты Института биологии южных морей (г. Севастополь) считают, что это может произойти только в одном случае - если часть загрязнения будет вынесена на берег и впитается в песок. Однако вероятность этого невелика. Впереди - целая зима, с неизменными штормами, которые «перемешают» воду Черного моря.

- Из-за шторма у нас нет еще полных данных, нельзя сделать окончательные выводы, - говорит Владимир Савельев, министр курортов и туризма Крыма. - Пока ясно, что серьезного разлива нефти нет, поэтому, соответственно, нет и угрозы экологии на нашей территории - Керченского полуострова и Азовского моря. Меньше повезло Тамани. Но на следующий курортный сезон в Крыму это не повлияет.

СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ

Капитан выбросил корабль на берег, но спас экипаж

Людей из холодной воды вытаскивали с помощью альпинистского снаряжения

Украинский сухогруз «Вера Волошина» шел из румынского города Константа в Новороссийск. Шторм застал судно, перевозившее сельскохозяйственную технику, недалеко от Судака. Пограничники говорят, что капитан Виктор Буримский вышел с ними на связь и сообщил: корабль встал на якорь в километре от берега, пытаясь переждать непогоду. Волны высотой с двухэтажный дом сносили в море груз - тракторы и бульдозеры.

- Мы организовали с ним постоянную связь, на берег выслали дополнительные отряды пограничников, - рассказывает Олег Левчук, начальник отдела пограничной службы Феодосии. - В воскресенье в 9 утра капитан сказал, что идет на берег, потому что не справляется со стихией.

То есть опытный моряк принял нелегкое, но единственно правильное решение - посадить свой корабль на мель и спасти людей.

Сухогруз выбросило на прибрежные камни. Корпус дал трещину, но утечки горючего не было. Спасательные работы начались сразу же - экипаж из 19 человек эвакуировали местные сотрудники МЧС и пограничники. С полузатонувшего судна моряков вытягивали с помощью веревки альпинистского снаряжения. Других способов переправить экипаж на берег не было.

- Вытаскивали людей из пропасти, снимали со скал, но с корабля - впервые, - рассказал «КП» Сергей Славин, начальник отряда горноспасательной службы из города Судак. - Самая большая сложность - это сильный ветер и волны, которые подбрасывали судно на 6-12 метров вверх. Нельзя было жестко натянуть тросы - их рвало.

Сейчас моряки с сухогруза «Вера Волошина» находятся в доме отдыха «Судак». Общаться с журналистами они отказываются, но, по словам врачей, состояние их удовлетворительное. К некоторым из них приехали родственники. В ближайшее время они отправятся домой. Что будет с выброшенным на берег судном, сейчас неизвестно. Пока от мародеров его охраняют милиционеры и таможенники.

ОФИЦИАЛЬНО

В Керченский пролив не пустят танкеры без двойного дна

С таким заявлением выступил премьер-министр Украины Виктор Янукович

Украинские власти занимаются не только ликвидацией последствий катастрофы в Керченском проливе: на специальном брифинге премьер-министр Янукович сообщил, что правительство озабочено предотвращением подобных чрезвычайных ситуаций.

- Только что я провел совещание, на котором наметили мероприятия, направленные прежде всего на ликвидацию происшедшего в Керченском проливе. Безусловно, мы должны учитывать, в каком режиме будет работать Керченский пролив в дальнейшем, причем очень важно, чтобы мы учитывали последствия стихийного бедствия и отработали совместно с нашим соседом - Россией, - рассказал Виктор Янукович. - В этой ситуации мы все время поддерживали связь с президентом и пришли к таким выводам, что касается перспективы: нам нужно этот вопрос отработать с учетом точки зрения ученых, экспертов и международного опыта. Как пример - эксплуатация проливов Босфор и Дарданеллы, где невозможно движение танкеров без двойного дна. А чем отличается Керченский пролив? Ничем.

Одна из главных проблем, по словам Януковича, - это несоблюдение законодательства. Ведь даже получив штормовое предупреждение, капитаны судов не зашли в бухты, как предусматривает украинское законодательство.