Первое тбилисское утро чрезвычайного положения. Я уже видел образцово-показательные разгоны демонстраций в Минске и готов был к любым извращениям органов правопорядка. Но не ожидал увидеть ЭТО...
При вылете из «Домодедово» рейса Москва - Баку азербайджанцы удивленно переглядывались - обычно полупустой самолет был забит до отказа... грузинами.
- Они посмотрели новости, оделись и рванули в аэропорт, - уверял меня сосед. - Я слышал их разговор. У них даже нет билетов из Баку на Тбилиси (прямых авиарейсов Москва - Тбилиси до сих пор нет). Они так боятся за своих родственников, что готовы идти туда пешком!
Тбилиси на первый взгляд выглядел благопристойно - он был удивительно спокоен, чист и немноголюден. Видимо, потому что избитые дубинками оппозиционеры уже сидели в камерах, а еще неизбитые скрывались в подвалах у родственников. Видимо, потому что некоторые журналисты после «массажа» дубинками (спецназовцы страха ради арестовывали дикторов прямо во время прямого эфира) тоже вышвырнуты из города. По слухам, их отвезли в одно из красивейших горных ущелий и бросили прямо на дороге на произвол алчных грузинских таксистов. Меньше всего повезло одному из лидеров оппозиции, Кобе Давиташвили. Сначала ходили слухи, что его вообще убили. Но, к счастью, выяснилось - он жив. Давиташвили оказался в реанимации после того, как зашел в магазин купить деталь звукоусилительной аппаратуры для митинга. Забежавшие следом люди в штатском проломили ему голову железным прутом, а заодно (видимо, для конспирации) избили всех посетителей заведения...
Люди плачут от страха
Но все это не удивляло. Темперамент Саакашвили, помноженный на грузинскую эксцентричность, - штука страшная! Поразило другое. Меня просто перепахал легендарный проспект Руставели. Когда-то живой, говорливый, смеющийся, он был мертв. И тысячи военных жгли на нем костры, не обращая внимания на жмущихся к стенам прохожих. От него разило казармой и чем-то еще тоскливым, оскверненным.
Сначала я думал, что грузинки, потерянно бродящие по проспекту, утирают слезы от дыма.
- Люди плачут от бессилия и страха, - сказала мне моя коллега, местная журналистка. - Теперь нам страшно. Мои знакомые политики не подходят к телефону. Значит, они или арестованы, или прячутся, ждут ареста. Телефоны прослушивают. Спецслужбы вот уже несколько лет работают на «западный манер» и официально платят информаторам по 200 долларов в месяц. И теперь стукачи кругом...
Чтобы узнать, кто из оппозиционеров еще на свободе, я стал обзванивать их со своего мобильника. Из десятка номеров ответили только двое. Но более всего меня впечатлила реплика, оброненная одним из грузинских журналистов: «Звони, звони, мы для этого уже не такие смелые».
Запад надавил
Надо отдать должное Саакашвили: то, что из критических ситуаций Михаил выпутывается мастерски, он доказал уже через несколько часов. Когда стало очевидно, что мордобитие в Тбилиси Запад не одобрит, грузинская власть сделала хитрый ход.
Предчувствие, что грузинский президент придумал что-то неординарное и уже договорился со своими противниками, можно было заподозрить уже вчера. Именно тогда брат лидера оппозиции Георгия Хаиндравы - Ивлиан - в разговоре со мной повел себя неожиданно. Зверства омоновцев он вдруг стал называть «не самыми серьезными для таких битых парней, как грузины». А его помощник настойчиво предлагал мне включить через пару часов телевизор.
- Саакашвили скажет что-то удивительное! - предупредил он меня.
- Что именно? - спросил я Ивлиана.
- Не могу сказать, - улыбнулся он. - Но на Саакашвили так давит Запад, что он обязан пойти на компромисс.
Последние мои сомнения, что торг между избитой оппозицией и придавленным Западом Саакашвили состоялся, исчезли, когда после речи президента я снова позвонил Ивлиану. Казалось бы, президентские выборы 5 января для него - верный проигрыш. Меньше чем за 2 месяца раскрутить соперника Саакашвили невозможно. Я ожидал проклятия в адрес «хитрого Саакашвили». Но...
- Почему заведомый проигрыш?! - удивился Ивлиан. - Попробуем. Это уже наша победа.
- А Россия в случае успеха оппозиции может на что-то рассчитывать? - тоже начинаю торговаться я.
- Могу обещать одно, мы будем более конструктивны, - вздыхает Хаиндрава. - Но у Москвы не может быть иллюзий - 80 процентов грузин голосуют за вхождение в НАТО. Что нам, политикам, желающим получить голоса народа, вы прикажете делать?
Владимир ВОРСОБИН (Наш спец. корр.)
АУДИО: НАШ СПЕЦКОР ПЕРЕДАЕТ ИЗ ТБИЛИСИ ПО ТЕЛЕФОНУ (СЛУШАТЬ ИЛИ СКАЧАТЬ, 3,8 Мб)
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Эдуард ШЕВАРДНАДЗЕ, экс-президент Грузии:
Не стоит винить Россию
- Я пока окончательно не разобрался, что происходит. Но уж точно не считаю, что грузинской оппозицией управляют из Москвы. Это внутренний кризис. Как он повлияет на отношения наших стран? Лучше они явно не станут. Но я хочу через «Комсомольскую правду» донести до российской общественности и руководства: если бы Россия помогла урегулировать проблемы с Абхазией и Южной Осетией, все вопросы в Грузии решались бы с учетом российских интересов.
Сергей МАРКОВ, политолог:
Хитрый ход
- Назначение досрочных выборов - очень хитрый ход Саакашвили. Он решил воспользоваться тем, что у его противников сейчас нет единого кандидата в президенты. Им сложно договориться за малый срок.
Но все три столпа, на которых Саакашвили держится - народная любовь, поддержка силовых структур и дружба с Западом, - под ним зашатались. Думаю, грузинский президент, как и все предыдущие, будет свергнут.
Константин ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ:
Он испугался, что США ищут ему замену
- Саакашвили явно обеспокоен тем, что США ищут ему замену. Усиливается международная критика его режима. И досрочными выборами он хочет упредить появление нового ставленника США.
Сами же выборы, по сути, большое надувательство. Саакашвили не боится лишь тех выборов, которые он сам и организует. Но теперь шансов на победу у него все же нет.
Грузинский политолог Рамаз САКВАРЕЛИДЗЕ:
Миша отступил и наступил
- Со стороны Саакашвили ход гениальный. И отступил, как говорится, и наступил... При варианте выборов 5 января 2008 года непопулярное в народе парламентское большинство всеми силами будет работать на него. А оппозиция не успеет подготовиться.
Проголосует ли народ за Саакашвили после того, как он раздавил мирный митинг?
Рациональные расчеты тут неуместны. Примерно месяц назад был проведен опрос: за кого в случае президентских выборов проголосовали бы грузины? У представителя оппозиции Левана Бердзанишвили было 7 процентов. У экс-министра обороны Ираклия Окруашвили - 12. А у Саакашвили - 14. Не тот, согласитесь, уровень рейтинга, при котором можно было бы делать такие шаги, какие были сделаны 7 ноября. Его новый ход с досрочными президентскими выборами трудно оценить однозначно. Ясно одно: грузинская политика становится азартной опять.
ПОСЛАНИЕ
Московские грузины наехали на вторую родину
И написали письмо в поддержку Саакашвили
В Интернете появилось удивительное Открытое письмо от «представителей грузинской диаспоры в России». Его авторы осуждают действия грузинской оппозиции и предлагают «дорогим соотечественникам» сплотиться перед общей угрозой. Источник этой угрозы назван как «большой сосед». Учитывая антироссийскую истерию в Грузии, мы наивно решили, что имеется в виду Россия. «И вновь они (враги Саакашвили. - Ред.) постараются поставить во главе Грузии кого-нибудь, кто «поможет» нам вновь оказаться в пасти у нашего «доброго» соседа» (цитата из Открытого письма. - Ред.). Мы в «КП» не поверили своим глазам. И это пишут люди, живущие в России, являющиеся лидерами российских грузин?! Мы позвонили авторам письма.
- Да, письмо подлинное. Но почему вы сразу думаете, что мы имели в виду Россию? - осторожно ответил нам один из авторов - президент московского грузинского землячества Теймураз Стуруа. - Большим соседом может быть и Турция, и Иран. Даже Китай может быть большим соседом...
Ну что тут добавишь?
КСТАТИ
Выслан открытый разведчик
МИД Грузии объявил персонами нон-грата трех сотрудников посольства РФ в Тбилиси (советника-посланника Ивана Волынкина, советника Петра Соломатина и третьего секретаря Александра Куренкова) и потребовал, чтобы они покинули страну. А вчера российский МИД сообщил, что в качестве ответной меры из Москвы высылаются три грузинских дипломата.
Как стало известно «КП», Петр Соломатин одновременно являлся официальным представителем российской Службы внешней разведки в Грузии. Институт таких представителей был создан еще в 90-е годы, когда страны СНГ подписали соглашение о том, что не будут вести друг против друга разведывательную деятельность, а напротив - начнут взаимодействовать в борьбе с глобальными внешними угрозами. В Тбилиси Соломатин вместе с партнерами из грузинских спецслужб вполне официально координировал противодействие международному терроризму, транснациональным криминальным структурам, наркотрафику.
Поэтому, по мнению профессионалов, утверждения Тбилиси о том, что открытый представитель разведки «занимался шпионажем», попросту абсурдны. И его высылка - прецедент в отношениях между странами СНГ.
Подготовили: Артем АНИСЬКИН, Андрей БАРАНОВ, Никита КРАСНИКОВ.
ПРОЧИТАНО В БЛОГАХ
Кровь на полу церкви
Сейчас вся грузинская оппозиция и те, кто ей сочувствуют (а это, по некоторым данным, до 70% населения), ушли в Интернет. Выразить протест другим способом или просто обсудить происходящее возможности нет: нелояльные режиму СМИ закрыты, телефонная связь - на прослушке.
Вот о чем люди пишут в блогах:
- Пишу этот пост, но может он будет для меня последним. Может, я и ошибаюсь, но правда - довольно страшно. Вчера в Грузии были уничтожены последние признаки демократии... Сегодня с утра на кабельном канале были отключены НТВ, РТР, ОРТ, Рен-ТВ, CNN, BBC. По нашему ТВ идут только фильмы.
Сухути
- Мобильные телефоны в Тбилиси не работали, так что, несмотря на жгучий интерес, я не мог обменяться инфой с друзьями. Кроме митингующих, пострадали и случайные люди - священники в церкви неподалеку, учащиеся театрального института и консерватории, расположенных в радиусе 150 метров от парламента. Особенно страшно выглядела кровь на полу церкви, куда также ворвались спецназовцы...
Этот режим реально напоминает Пиночета, только более зависимого от западных денег. Пространства для маневра у него меньше, и стрелять на поражение он не может. Но все остальное уже сделано. Раненых полно, политзаключенных еще больше...
athanatoi
- Накаленность в городе повсюду... Ходят слухи о том, что будет вооруженное сопротивление правительству и даже не исключена гражданская война.
tony-geo
РИКОШЕТ
Мердок погорел на грузинской цензуре
Захват телеканала «Имеди» обрушил акции ее хозяина из США
Пока в Тбилиси перекрывают кислород «нелояльным СМИ», в медиаимперии американского магната Руперта Мердока News Corporation подсчитывают убытки. Корпорации Мердока получила от грузинского олигарха Патаркацишвили главный рупор грузинской оппозиции - телеканал «Имеди». После его закрытия властями акции Мердока упали на Лондонской бирже на 2,5%. В самой корпорации жесткую цензуру называют явным признаком тоталитаризма.
Британская газета The Independent возмущается, в свою очередь, тем, как был произведен захват «Имеди». «Когда спецназ ворвался в здание телекомпании, сотрудников уложили на пол и уничтожили оборудование, - сообщает газета. - У всех были отобраны и разбиты мобильные телефоны. При этом к головам журналистов приставили автоматные стволы».
Артем АНИСЬКИН
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Живут, под собою не чуя страны
После очередной грузинской революции прошел всего день, а ситуация изменилась кардинально. Еще вчера граждане не очень благополучной экономически, но однозначно свободной Грузии запросто отвечали на вопросы иностранных журналистов. А днем раньше едва ли не поучали россиян основам демократии. И вот...
Пытаюсь найти хоть кого-то из лидеров грузинской оппозиции. Телефоны молчат. Представитель консервативной партии Звиад Дзидзигури, сравнивший Саакашвили с Гитлером, вроде бы арестован. Сын первого грузинского президента Константин Гамсахурдиа вообще бесследно исчез. Избитого полицией Кобу Давиташвили из больницы вчера отпустили, но и он немедленно залег на дно. Тенденция, однако!
Что делать? Звоню «Новым правым» - это тоже оппозиционная партия, но члены ее входят в парламент, а значит, подлежат депутатской неприкосновенности. «Это не имеет никакого значения! - полушепотом говорят там. - Любой разговор с московской прессой может закончиться обвинениями в шпионаже». Приехали...
Если бы я не побывала в Тбилиси две недели назад, ей-богу, не поверила бы, что речь идет о Грузии. Поэтому я не сдаюсь. Я звоню тележурналисту Вахтангу Комахидзе - парню смелому и мужественному, который буквально только что снял фильм-расследование о гибели прежнего премьер-министра Зураба Жвания. Человек, который созвал на премьеру своей картины 10 тысяч человек, не должен испугаться режима чрезвычайного положения. Но голос его тоже звучит глухо: «В сегодняшней Грузии говорить опасно».
Наконец дозваниваюсь до грузинской Патриархии - уж им-то бояться точно нечего! Не испугались же там открыть двери церквей для людей, бежавших от пуль и газа! Но и там сухой совет: «Читайте заявление, которое сделал наш Патриарх».
- Да не в страхе дело, - нехотя пояснил директор тбилисского центра стратегических исследований Ираклий Менагоришвили. - Бывает и хуже. Просто после того, что случилось, говорить больше не о чем.
Как больно, что фраза Мандельштама «мы живем, под собою не чуя страны» оказалась бессмертной...
Галина САПОЖНИКОВА
ВОПРОС ДНЯ
Чего теперь нам ждать от Тбилиси?
Тина КАНДЕЛАКИ, телеведущая:
- Брат идет на брата! Грузин - на грузина! Никогда такого не было. Я призываю Саакашвили прекратить блокировать работу журналистов, отпустить людей, которых полиция задержала во время митинга.
Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник:
- Можно смело предполагать, что нынешняя грузинская власть будет упорно переводить стрелки, обвиняя во всех грехах Россию. Но если Грузия выберет нового лидера, можно ожидать нового, независимого от США курса.
Сосо ПАВЛИАШВИЛИ, певец:
- Очень тяжело мне слышать, что грузины начали бить грузин! Все это последствия вмешательства США. Нигде еще американская демократия ни к чему хорошему не приводила. Я не политик, но будущее Грузии в ближайшее время, если не случится чудо, рисуется мне в черных тонах.
Валерия НОВОДВОРСКАЯ, правозащитница:
- Ничего не ждать. Перестать свергать Саакашвили, перестать лезть в жизнь чужой страны и заняться своими невеселыми делишками.
Роман ЦИНДАЛИАНИ, чемпион России и мира по армрестлингу:
- Я не верил, что Саакашвили поднимет руку на свой народ. Грузины не те люди, которых можно остановить. Через 15 дней они снова выйдут на улицы. Сейчас там не разрешают даже говорить против власти. Такого не было никогда. У меня там семья, я постараюсь скорее перевезти их в Россию.
Давид МУДЖУРИ, полузащитник футбольного клуба «Крылья Советов»:
- Пострадают обычные люди. Я сам испытал это на себе, когда мне около трех месяцев отказывали в визе. Воздушное сообщение между нашими странами уже прекратилось. Например, чтобы прилететь в Самару, мне приходится летать через Франкфурт. Я очень волнуюсь, как бы в Грузии не началась гражданская война. И, находясь сейчас в Самаре, беспокоюсь за свою семью и друзей, которые живут в Тбилиси.
Андрей САВЕЛЬЕВ, депутат Госдумы:
- Не стоит нам ждать там стабильности в ближайшие годы. В Грузии уже сложилась традиция - смена власти с помощью переворотов Гамсахурдиа, Шеварднадзе, Саакашвили. Последний уже потерял авторитет - это можно сказать точно.
Павел, читатель сайта KP.RU, Тольятти:
- Саакашвили обвинит Россию в неурожае апельсинов.