Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Наши в Косово вторая часть

Наши в Косово вторая часть
Фото: Украинский джип на улице косовского городка Штрпце.

Продолжение. Начало см. в номере от 28 октября.

Прилетев в Косово вместе с солдатами украинского контингента 11-й ротации, наш корреспондент поехал на самую большую в Европе военную базу миротворцев «Бондстил». 

Пища духовная и обычная

Теперь можно и поесть: все-таки обед, а у нас со вчерашнего вечера во рту не было и маковой росинки. Идем в ближайшую столовую. Она на «Бондстиле» ничем не отличается от других на любой штатовской военной базе. Тот же типовой огромный зал, вереницы столов, огромные мониторы с неизменными новостными программами CNN. Американец имеет право на информацию, где бы он ни находился! 

Процедура тоже обычная. Берешь пластиковый поднос с отделениями и показываешь поварам, что накладывать. Основных блюд шесть-семь. Много мяса. В основном курятина и говядина. А вот свинину американцы недолюбливают. Выдают здесь стандартные порции, но можно брать и больше. Салаты, фрукты, хлеб выбираешь сам. Вдоль стен стоят баки с краниками. Это напитки: кока-кола, фанта и спрайт. 

Кстати, нет разделения на офицерские и солдатские столовые, как принято у нас и в Европе. За одним столом едят полковник и рядовой, причем данное правило распространяется на весь KFOR, в том числе на национальные базы.

Удивительно, но при таком же меню, как в Ираке, пища намного вкуснее. Почему, не знаю. Может, местные повара-косовары, работающие на «Бондстиле», по-другому готовят из стандартных полуфабрикатов, нежели «кабээровцы»-филиппинцы в Ираке?

- Главное - не набрать лишний вес, - признается украинский подполковник, рядом с которым я обедаю. - Проблема характерна для всех миротворческих миссий. Кормят как на убой, еда калорийная, если не умеешь себя сдерживать, толстеешь на глазах. Я вначале тоже лопал все подряд, за два месяца «приплюсовал» 12 кило, пришлось срочно задуматься. Сейчас ем только мясо, овощи, фрукты - и нормально.

Край «заробитчан»

Вечером у нас первый брифинг, то бишь рабочее совещание (модное словцо позаимствовали у натовцев). Цель - ввести в курс дела сменщиков.

- Сейчас ситуация находится под контролем и характеризуется как стабильная, - докладывает старший лейтенант-разведчик. - Уровень опасности в целом низкий. 

- А возможна ли деятельность вооруженных экстремистов? - спрашивают у разведчика.

- Среди местных жителей это маловероятно. Хотя, согласно данным американской разведки, в нашу зону ответственности прибыла группа из семидесяти вооруженных боевиков из Сербии. Их около сорока человек, они безоружные, явились для агитации. Подбивают народ на акции протеста, это у них получается плохо, поскольку для косоваров экономические вопросы сейчас куда важнее политики. Сербы и албанцы постоянно высказывают друг другу различные претензии, но при этом ведут совместный бизнес на одних фирмах, а там разногласия моментально забываются.

И вправду, экономика для Косово - сегодня проблема номер один. Львиная доля предприятий не работает. Промышленность пребывает в глубоком ступоре с 90-х без намека на улучшение. Три четверти экономики - сфера услуг. Повсюду открываются магазины, рестораны, торговые центры, кафе. В крае почти ничего не производят, все привозное. Добрая половина трудоспособного населения - безработные. Особенно больно это ударяет по молодежи, две трети граждан возрастом до 35 лет нигде легально не числятся. Отсюда огромный сектор теневой экономики (до 30%), предпосылки для расцвета коррупции, контрабанды, криминалитета.  


Главное занятие местных жителей - торговля.

- За чей же счет они живут, если никто не работает? - удивлены в оперативной группе.

- Мы фиксируем активность только в сфере услуг, мелкой торговли и строительства, - объясняет подполковник, отвечающий за связи с общественными и государственными учреждениями. - Если раньше местные шутили, что в Косово производят и экспортируют политику, то теперь это неактуально: политика отходит на второй план. Существенная часть местного населения постоянно находится на заработках в Европе, в основном в Германии и Швейцарии. Помогают ООН и ЕС. В прошлом году Объединенные нации влили в косовскую экономику 150 млн евро, 380 млн поступило от албанской диаспоры. Также в Косово активно финансируют строительство - по большей части новые дороги. Это делают Германия, Италия и Чехия. На протяжении последующих трех лет Евросоюз собирается вложить в республику около 2 млрд инвестиций. Суммы, как считают эксперты, должно хватить для подъема ее экономики.

После брифинга я направляюсь в Брезовицу - небольшое сербское селение в горах близ Штрпце, административного центра одноименного муниципалитета. Там, на украинской базе «Бреза», мне и предстоит обосноваться. Едем вместе с начальником медицинской службы контингента старшим лейтенантом Дмитрием Лушниковым.

«Фольксваген» за 300 евро

По обе стороны дороги мелькают селения с небольшими аккуратными двухэтажными домиками, в основном под красными черепичными крышами. В албанских деревушках и городках снова изобилие флагов, опять-таки косовских, албанских и американских. Везде полно мелких магазинчиков и кафе, но строятся и внушительные здания типа супермаркетов или даже торговых центров. Вдоль трассы, в том числе и в поле (а на окраине селений - всенепременно), уйма автостоянок с полуразобранными легковыми машинами.

- Вот они, «тачки» со всей Европы, - говорит мой попутчик. - Здесь купить авто без документов, то есть ворованное, проще простого, причем за копейки. «Фольксваген Гольф», почти новый, обойдется в 300 евро. 

После провозглашения независимости Косово власти в Приштине начали бороться с «хобби» местных жителей тянуть домой машины из всей Европе. Хорошенько запугали косоваров тем, что ЕС от них отвернется, и однажды утром поля возле дороги оказались забиты ворованной техникой! Попригоняли из разных укромных мест многие сотни и тысячи. Но прошло время, и косовары снова торгуют угнанными авто: что делать, жить-то надо.

Дорога, петляя между селениями, поднимается в горы, и мы въезжаем в Брезовицу - сербский городок, где расположена база украинского контингента «Бреза».


Журналист «КП» Дмитрий Тымчук на базе миротворцев.

КСТАТИ

Отпуск миротворца

Сослуживцам наших соотечественников в укрполбате, полякам и литовцам, через полгода службы в контингенте предоставляют десять суток отпуска. Это серьезнейшая моральная поддержка: встретившись хоть ненадолго с родными, боец охотнее и бодрее несет службу в дальнейшем. Причем командование поляков организовывает по желанию своего военного целую операцию под условным названием «отпуск миротворца». Вызывает с родины, допустим, его жену, выделяет казенный автомобиль, обеспечивает документами для проезда в соседнюю Македонию, а оттуда в Грецию. И человек отдыхает с супругой в свое удовольствие. Понятно, нашим служивым такое может только присниться. Для них несбыточная радость - и несколько дней побывки во время ротации.

СПРАВКА «КП»

За время реализации задач в Косово украинский контингент 10-й ротации во главе с подполковником Александром Загородним выполнил немалый объем работ в рамках деятельности KFOR. Было проведено больше 1 000 патрулей, выставлено 170 наблюдательных постов, осуществлен обыск свыше 9 000 автомобилей и почти 25 000 гражданских лиц. Также украинские миротворцы провели 85 совместных рейдов с косовской полицией и 3 MEDCAP (прием военными медиками контингента местного населения).

АНОНС

В завтрашнем номере вы узнаете, почему украинские военные живут в раздолбанном мотеле и вынуждены работать малярами, куда деваются подарки миротворцев и почему люди, вынужденные день и ночь ходить с оружием в руках, так и не получают статус участника боевых действий.

Продолжение следует.