Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

На малине. Пожизненно

На малине. Пожизненно
Фото: Вячеслав Гандрабура, как и другие узники, надеется на досрочное освобождение. Эта надежда и помогает тут жить

Первое, что чувствуешь, приближаясь к Бердичевской исправительной колонии №70 (в Житомирской области), - неистребимый запах сапог и многовекового человеческого пота. Тюрьма, в которой сидели еще генералы Деникин и Марков, была построена во времена царицы Екатерины II. Уже около 250 лет в ней держат самых опасных преступников. Журналистов к ним, как правило, не пускают. Кто знает, чего ждать от убийц? Но на этот раз сделали исключение... 

«Я и сам не пойму, как получилось, что убил человека»

«Семидесятка» встретила гостей… отборной малиной. Нет, не воровской малиной, о которой, сидя за решеткой, мечтает каждый матерый преступник. А самой обычной, со вкусом той, свободной жизни. Дело в том, что сразу же за многослойным охранным периметром разбит маленький, тщательно ухоженный руками заключенных сад. Но даже растения здесь - узники. Кусты малины, чахлые лимонные деревца и виноградные лозы посажены за решетками.

Удивительно, как в этом месте вообще может что-то расти: пятиметровые стены и очень узкие, тесные проходы царской тюрьмы практически не дают солнечному свету добраться до земли…

Буквально в 20 метрах от малиновых кустов, прямо у входа в жилой блок, на стене - местный «боевой листок» с красноречивым названием «Колючка», а также рисунки зэков-художников и сообщение о том, что один из заключенных, пытавшийся пронести сюда запрещенные предметы, был закрыт в карцер на 15 суток.

Вопреки ожиданиям, самих заключенных в жилом блоке оказалось немного. Как выяснилось позже, руководство колонии отправило большинство обитателей камер в другое место, оставив лишь дневальных.

Даже малина здесь растет за решеткой.

- Это сделано из соображений безопасности, - объяснил начальник колонии Александр Доробалюк. - В нашем заведении более 600 заключенных. И треть из них совершила особо тяжкие преступления - убийства. Мы просто не смогли бы обеспечить безопасность гостей, если бы оставили всех осужденных здесь...

Живут узники в тесноте, но при этом довольно комфортно. Над кроватями - книжные полки, иконы, фотографии родных. На полу небольшие коврики, а на окнах - занавески. В одной из камер я даже заметил письменный стол.

- Здесь созданы все условия, чтобы мы могли нормально работать и отдыхать, - рассказывает Сергей Дердиенко, который отбывает срок за убийство. - Кормят нормально, есть с кем пообщаться и что почитать. Проблема в другом - здесь происходит очень мало событий. Человек находится наедине со своими мыслями, а они далеко не всегда легкие и приятные. Я, например, все время думаю о преступлении, которое совершил. И понимаю: убийства могло не быть. К сожалению, человеку не всегда удается контролировать свои действия...

На воле Сергей Дердиенко занимался бизнесом. Ему казалось, что жизнь налажена: семья, жена, машина…

- А потом две минуты - и все пошло кувырком, - вздыхает он. - Я и сам не пойму, как так получилось, что убил человека... Как только освобожусь, поеду к семье. Меня ждут жена и дочка, которой уже 24 года...

К сожалению, узнать, кого именно и за что убил Сергей Дердиенко, я не успел. Сотрудники колонии попросили журналистов пройти в сектор, где содержатся осужденные пожизненно.

В гостях у серийных убийц

Камеры в этом блоке закрываются тяжелыми треугольными дверями. В них два крупных «глазка», чтобы сотрудники колонии при необходимости могли увидеть, что происходит внутри. Дальше решетки, которые запираются автоматикой. В одной комнате содержат не более трех человек. А некоторые из осужденных (самые опасные, в том числе и серийные убийцы) сидят в одиночках. В общей сложности в этом блоке обитают 30 осужденных.

При первом же взгляде на этих людей невольно пробирает дрожь: интеллигентные лица, умные и проницательные глаза. Но рядом с ними ощущаешь какую-то мистическую опасность, внутренний ужас. Мне вспомнился блестящий британский актер Энтони Хопкинс в роли доктора Ганнибала Лектора в «Молчании ягнят». Как точно он воплотил в кинофильме образ серийного убийцы: взгляд, движения, манера говорить... Правда, общаться с журналистами они отказались.

Вариант стенной газеты по-тюремному.

34-летний Вячеслав Гандрабура находится в заключении уже 9 лет. Он - один из пяти осужденных по резонансному делу о компании «Топ-Сервис» (см. СПРАВКУ «КП»). Вину свою не признал.

- Есть люди, например я, получившие пожизненное только за попытку преступления, - утверждает Вячеслав Гандрабура. - А есть убийцы, у которых «на руках» по пять, по десять кровавых расправ. Содержать нас вместе и применять к нам одинаковое наказание неправильно. Кстати, я живу в одной камере с человеком, который был осужден за преступление, которое не совершал. Он уже обратился в Европейский суд. Ждет ответа...

Больше всего осужденные недовольны еженедельным переселением из камеры в камеру. Это делается для того, чтобы сокамерники не задумали побег или не передрались друг с другом.

Есть тут и свой иконописец

Впрочем, в колонии есть и другие способы отвлечь осужденных от неправильных мыслей. Каждый из них может здесь учиться (иногда за решетку попадают люди, не закончившие школу либо вообще никогда не сидевшие за партой). А еще - работать в саду, на ферме по разведению перепелок или в производственных цехах по металлообработке, изготовлению паркета и мебели.

- Я до тюрьмы знать не знал, как работать с деревом, - рассказал Руслан Осипчук, занятый на производстве паркета. - Научился работать столяром уже здесь и очень этим доволен. Получаю в месяц 600 гривен. Могу купить себе самое необходимое в магазине, который есть на территории колонии...

Руслан попал в «Семидесятку» за угон автомобиля. Казалось бы, не самое страшное преступление. Но осудили его почти на 10 лет. Сказалась предыдущая «ходка».

- Меня дома ждет жена и 6-летняя дочка, но вернусь я к ним только через семь лет, - вздыхает Руслан.

Производят узники и сувенирную продукцию, в основном из дерева. Журналистам показали небольшую выставку их работ: кресла, огромные нарды и деревянные аисты. Гордость экспозиции: модель колумбовской каравеллы.

Есть в колонии и свой иконописец. Вместе с местным священником он оформил необходимую утварь для маленькой церквушки, которая разместилась в одной из комнат учреждения.

В целом заключенные говорят, что живется им не так уж и плохо. Но один из них признался:

- Мы все готовы променять годы спокойного существования в колонии на месяц свободы!

По словам работников колонии, все осужденные (даже серийные убийцы) верят в досрочное освобождение. Эта надежда и дает им силы жить за решеткой...

Двери в камеры пожизненников оснащены двумя большими «глазками» - чтобы видеть все помещение.

СПРАВКА «КП»

Руководитель компании «Топ-Сервис» Игорь Шагин создал преступную группировку в составе 16 человек, которая на протяжении 1997-2000 годов совершила в Киеве и других регионах Украины 17 тяжких преступлений, в том числе вымогательства, три убийства, два разбойных нападения и пять покушений на жизнь. В 2004 году сам Шагин, а также его ближайшие подручные (в том числе и Вячеслав Гандрабура) были осуждены на пожизненное заключение.

КСТАТИ

Тюремная столовая поражает своим меню. Естественно, красной икры здесь не найдешь, однако обед из трех блюд с десертом - пожалуйста. Я попал туда как раз в обеденное время: на столах уже стояли кастрюли с ароматным борщом, а в кухне сковородки с рисом и рыбой. Спросил у офицеров охраны: не показуха ли это? Мне ответили, что такие обеды у заключенных каждый день. Кроме того, в тюрьме существуют 8 различных рационов. Они предназначены для тех, кто нуждается в диетическом питании.