Кузьмина при этом считали еще и главным «ньюсмейкером» Генпрокуратуры - ведомства достаточно закрытого. Он никогда не стеснялся говорить откровенно, и его публичные заявления не нравились многим властям предержащим точно так же, как и расследование «неудобных» преступлений. Полтора месяца назад Александр Медведько отстранил Кузьмина от руководства управлением по расследованию особо важных дел. Что изменилось после этого в жизни и взглядах прокурора? Об этом «КП» и говорила с Ренатом Равильевичем.
«Онопенко интереса у меня не вызывает»
- Ренат Равильевич, на вас, как на прокурора, часто оказывают давление?
- Управление, которое до недавнего времени я курировал, занималось расследованием особо важных дел. Это и дело Гонгадзе, и дело об отравлении президента Украины, дела депутата Лозинского, судьи Зварыча, о незаконной прослушке известных политиков, о крымских бандах Башмака и Сейлем, о донецкой банде Немсадзе и многие другие. Следователи ГПУ перешли дорогу многим влиятельным людям, постоянно подвергаясь опасности. Многие сотрудники награждены государственными наградами за образцовое выполнение служебного долга, а умение выдерживать давление людей со связями - очень важное профессиональное качество. Ну а если я начну перечислять все факты, то вряд ли страниц вашей газеты хватит для такого повествования.
- Недавно вы в связи с делом Онопенко упоминали о том, что в ваш адрес поступают угрозы. Вы планируете и дальше заниматься этим делом?
- Как вы знаете, я официально отстранен от расследования уголовных дел и курирую другие вопросы. Кроме того, председатель ВСУ - это всего лишь чиновник в сложной системе взаимоотношений бизнес - криминалитет - власть - политика. И, увы, быстро и легко эта проблема не решится - здесь нужно менять всю систему. Поэтому господин Онопенко сам по себе не вызывает у меня интереса...
- В феврале вы внесли в Высший совет юстиции предложение уволить 350 судей. Рассматривался ли этот вопрос?
- Всем, на мой взгляд, незаконно назначенным председателям судов предложено дать письменные объяснения по существу поднятой проблемы. Многие таким правом воспользовались и проинформировали Высший совет юстиции о своей позиции. Сейчас все эти данные анализируются, готовится обобщенная справка о результатах проверки, после чего вопрос будет вынесен на заседание Совета юстиции.
- Генпрокуратуру часто обвиняют в том, что она не занимается вопросами коррупции среди чиновников, особенно верхнего эшелона. Как вы можете это прокомментировать?
- Это не так. Только управление, которое я курировал, за шесть месяцев 2009 года направило в суд более 40 уголовных дел о «беловоротничковых» преступлениях. В суд направлены уголовное дело по обвинению председателя Госкомзема Украины в различных злоупотреблениях, дело в отношении начальников ГП «Донецкий облавтодор», «Одесский облавтодор», «Сумской облавтодор», «Киевский облавтодор», «Полтавский облавтодор», «Харьковский облавтодор» за совершения различных служебных преступлений. В суд направлены дела: за получение взяток в отношении пяти работников прокуратуры и трех судей; за различные преступления по службе в отношении двух заместителей председателя ГАК «Хлеб Украины» и начальника управления Кабинета министров Украины. Список можно продолжить дальше. Безусловно, эта работа требует улучшения, имеются недостатки, но сказать, что прокуратура «не занимается вопросом борьбы с коррупцией» - это слишком!
- Скоро выборы президента, которые, как не раз бывало и прежде, начались с перебирания грязного белья. На этот раз скандал вокруг одного из вероятных кандидатов в президенты - Арсения Яценюка. Как вы относитесь к подобным вещам и считаете ли их уместными в предвыборной борьбе?
- Я, как и многие граждане нашей страны, через несколько месяцев буду выбирать президента Украины, и поэтому я отвечу как простой избиратель. Все устали от интриг и обманов. Мы просто хотим знать, кого выбираем, знать всю правду о человеке: кто он, где работает, какой он национальности и вероисповедания, большая ли у него семья и многое другое - это поможет нам выбрать человека, в чьих руках будут судьбы миллионов украинцев. А что касается скандалов и компромата, то практически о любом политике можно найти информацию, способную в корне изменить о нем мнение избирателей, и господин Яценюк вовсе не исключение. Как правило, в украинской политике при отсутствии реального черного компромата кто-нибудь его обязательно выдумает и подаст как достоверно установленный факт.
«Все чаще говорят о сильной руке»
- Российские СМИ недавно растиражировали новость: вам якобы предложили возглавить избирательный штаб одного из кандидатов в президенты. Правда ли это, и если да, то чей именно?
- Конечно (улыбается). Я только и ждал, когда же мне сделают такое заманчивое предложение! Если серьезно, я не собираюсь возглавлять ничей избирательный штаб.
- Сейчас существенно обострились российско-украинские отношения. Говорят чуть ли не о возможности вооруженного конфликта между Украиной и Россией...
- Я считаю, что любые конфликты между государствами неуместны. Они ослабляют и так измотанные финансовым кризисом страны, сеют страх среди людей. И украинский, и российский народ вместе пережил много испытаний - и в мирное, и в военное время, так что сейчас нам нужно вспомнить об этом, а не искать предлоги для ссор. И нельзя забывать о простых людях, которые воспринимают этот конфликт не как политический, а как личную драму, ведь волею известных всем политиков два братских народа оказались разделенными государственной границей. Но, скажите, может ли граница разделить семьи, друзей и любимых?
- И еще один предвыборный вопрос: каким лично вы видите идеального президента Украины?
- Считаю, будущий президент Украины должен быть мудрым и справедливым, при этом решительным, волевым и бескомпромиссным. Сегодняшняя ситуация в стране требует радикальных решений - псевдодипломатия и окольные пути уже не способны ее изменить. Недаром люди все чаще и чаще говорят о сильной руке, которая нужна Украине.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Ренат Кузьмин родился в 1967 году в Донецке. В 1991-м окончил Украинскую юридическую академию (Харьков). С 1999 года - прокурор Макеевки, затем - зампрокурора Донецкой области. В ноябре 2003 года возглавил прокуратуру Киева, откуда ушел после оранжевой революции на должность помощника прокурора Киевской области. В 2006 году стал заместителем генерального прокурора Украины.
Государственный советник юстиции 3-го класса, член коллегии ГПУ, кавалер ордена «За заслуги» III степени.