Официальная биография Алексея Пукача (на сегодня главного фигуранта по делу об убийстве Георгия Гонгадзе) - как армейский устав: все четко и сухо. Родился под Хмельницким, служил в армии, сделал успешную карьеру в милиции... Но мало кто знает, что после дембеля будущий генерал приехал в город Славянск (Донецкая область), где устроился на работу машинистом железнодорожного депо. А уже оттуда по направлению трудового коллектива (тогда существовала такая практика) попал в Донецкую школу милиции, которая входила в пятерку лучших в УССР. Каким он парнем был, мы расспросили Василия Лямзенко, преподававшего в 70-х годах в Донецкой школе милиции. Сейчас он - председатель совета ветеранов Донецкого юридического института.
ЕГО СОКУРСНИК УЖЕ СИДИТ ЗА ГОНГАДЗЕ
- В 1975 году мы набрали очень сильный курс - из 189 человек 80 дослужились до полковничьих погон, а двое - до генеральских: Пукач и Рудик. К слову, на этом курсе учился и Николай Протасов, который сейчас отбывает наказание за причастность к убийству Гонгадзе, - рассказывает Василий Лямзенко.
- Алексей Пукач чем-то выделялся?
- Он был простой сельский парень. У Леши была удивительная самодисциплина и исполнительность. У него цель была - стать по-настоящему хорошим работником. Есть студенты, которым все легко дается. Пукач же был трудягой - не блистал, но всего добивался упорством. Некоторые предметы ему давались сложно - теория государства, история КПСС… Так он в библиотеке часами мог сидеть, чтобы подтянуть их. А уголовное право, криминалистику знал отлично. Когда начальник так называемой «семерки» - главного управления милицейской разведки в Киевском горУВД - меня попросил порекомендовать ему человек десять из моих курсантов (ему нужны были люди со стороны, без родственников и связей в Киеве), я предложил Пукача.
- У него были близкие друзья во время учебы?
- Он был общительный, его уважали. Но близкого друга не имел.
- Был ли случай, в котором наиболее ярко проявился характер будущего генерала?
- Как-то перед курсом была поставлена задача - прорыть траншею для теплотрассы от школы к котельной, около 400 метров. Стояла осень, отвратительная погода. Все копали максимум свою норму. Пукач молча прокопал аж четыре нормы! А еще он вошел в историю школы как модель.
- Это, простите, как?
- Как-то сделали фотографию стоящих на плацу курсантов, одетых по форме №1 (сапоги и трусы). Наши художники обратили внимание, что у Алексея просто классическая, идеальная фигура. После этого только с него и писали агитационные плакаты.
|
МОГ СЛАБОГО НАЗВАТЬ ШВАЛЬЮ
- Он, наверное, спортом занимался?
- Да, он серьезно занимался борьбой и гиревым спортом. Однажды один из членов сборной школы милиции приболел, и Пукача попросили заменить его. В первом же поединке без труда он одолел мастера спорта по самбо. Но продолжать спортивную карьеру не захотел - чтобы не пропускать учебу из-за сборов, соревнований...
- Наверное, у каждого студента бывают срывы и какие-то конфликты с преподавателями, сокурсниками...
- У Пукача - никогда. Было видно, что внутри у него все кипит, но держался. Правда, был самолюбив. Может, поэтому и общался только с теми, кто был готов ему подчиняться. Тех же, кто был физически слабоват или в учебе отставал, мог назвать швалью. Или же осадить: «Не сачкуй, пахать надо!» - когда видел, что некоторые свои обязанности игнорируют. Вообще говорил резко, своего мнения не скрывал.
«ВЫ ЖЕ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ МИЛИЦИЯ, - КРУТЯТ, ВЕРТЯТ ЧТО-ТО»
После окончания учебы Пукач уехал в «семерку» в киевское УВД, но связей с Донецком не разрывал. Со своим начальником курса продолжал общаться до самого 2003 года.
- Он своей настойчивостью и природными данными карьеру делал, - продолжает наш собеседник. - Не зная никого в Киеве, он после двух лет работы в «семерке» стал старшим опером, а это крайне сложно.
- Кого-то из Донецка забрал с собой?
- Только Протасова. Он его вел все время за собой. Пукач в подчинение себе выбирал людей, которые были готовы принимать его лидерство. Прямого подхалимажа не любил, но все-таки ему было важно чувствовать главенство.
- На встречи выпускников приезжал?
|
- У нас это не принято. Но он очень хорошо относился ко всем своим бывшим преподавателям. После выпуска мы встречались. И когда я в Киев приезжал, он помогал гостиницу заказать, причем самую лучшую. Но когда достиг вершины в своей карьере, от друзей отделился.
- После того как разразился скандал, вы с ним общались?
- Я приехал в Киев в 2003 году, когда началось это громкое дело. Алексея тогда под подписку выпустили, он уже был в бегах, но я этого еще не знал. Мы с ребятами собрались компанией, среди прочих был Протасов. Я тогда спросил: что у Пукача случилось? Он отвел меня в сторонку, набрал его, дал мне мобильный. Алексей тогда сказал, что у него неприятности, сложное дело. И заметил: «Ну вы же знаете, что такое милиция! Крутят, вертят что-то... Я думаю, что все будет нормально. Я сейчас не в Киеве, но, когда буду, встретимся и я вам все расскажу». Так мы и не встретились...
А В ЭТО ВРЕМЯ
Однокурсник Алексея Пукача капитан милиции в отставке Владимир БУРИК: «Леша и в настоящий момент исполняет приказ»
«Комсомолке» удалось пообщаться с однокашником экс-генерала, который во время учебы жил с ним одной комнате. Сейчас Владимир Бурик оставил службу и занялся правозащитной работой. Но годы учебы запомнил надолго.
- До сих пор благодаря Леше продолжаю заниматься спортом. Как мы еще в 75-м году с ним завели традицию бегать по утрам, так до сих пор это и делаю! - признается Владимир Бурик. - Вообще близких друзей у него не было, но мы тесно общались. Помню, брал его на какие-то праздники к себе домой в Красноармейск, ему на родину далековато было ехать. Леша был немногословным, всегда собранным.
Сохранились в памяти Владимира Бурика и пара баек о студенческих годах. Как, например, курсанты Пукач и Бурик на пару бегали в самоволку. Да не куда-нибудь, а на кондитерскую фабрику! Молодой Пукач был крайне неравнодушен к сладкому, да и женский коллектив всегда находил чем угостить молодых курсантов.
Как вспоминает Владимир, был еще один эпизод, который он надолго запомнил. Вечером после практики ему вместе с будущим генералом пришлось возвращаться на трамвае. В нем ехала задиристая компания, и парочка самых дерзких из них решила поприставать к пассажирам.
- Мы с Лешей в гражданском были. Он в какой-то момент не выдержал и стал заступаться за людей. Один парень из этой компании стал демонстративно наматывать цепь от велосипеда на руку. Так Леша с этой компанией вышел и всех раскидал, - поделился Владимир Бурик.
В своем друге Бурик не сомневается до сих пор, хотя и видел его в последний раз в 1989 году. О нынешних событиях вокруг экс-генерала его сокурсник говорит однозначно.
- Я думаю, что Алексей выполнял задание и в настоящий момент продолжает это делать. Чтобы человек с таким опытом и не мог скрыться, пересечь границу? Это смешно. Поэтому он просто ждал своего часа, ждал задержания. Если бы у меня была возможность, я хотел бы выступать общественным защитником. Я готов его защищать на процессе! - признается Владимир Бурик.
К слову, сейчас Бурик подумывает над тем, чтобы собрать передачу своему другу по учебе, и хочет попасть к нему на свидание.
- Понимаю, насколько это маловероятно. Но, если честно, сейчас готов даже с плакатом «Леша, скажи правду!» стоять под СИЗО. Нужно же понимать, что чем выше поднимаешься по служебной лестнице, тем разнообразнее могут быть приказы, - сокрушается Бурик.
Кстати, как вспоминает Владимир, будущий генерал еще в годы учебы не любил фотографироваться - знал, для какой работы готовится. Поэтому сейчас сохранились только две фотографии, на которых Алексея Пукача можно увидеть с сокурсниками.