В прошлом номере «толстушки» мы сопоставили ситуацию с продуктами питания и социального обеспечения в СССР и в современной Украине, параллельно выяснив, что за советский рубль в 1980-м можно было купить примерно столько, сколько на нынешние 15 гривен. По каждому пункту «материальных ценностей» выставили баллы, показывающие, насколько и когда было лучше. В итоге в «матче» Украина - УССР со счетом 26:33 вперед вышел «развитой социализм».
Теперь поговорим о товарах длительного пользования, услугах и отдыхе граждан.
ТОВАРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Полжизни за памперсы
Быть мамой в СССР и нынче, как говорят в Одессе, две большие разницы. Тогда, к примеру, не выпускали одноразовых подгузников. Моя соседка, став бабушкой, вообще заявила, что в молодости отдала бы полжизни за памперсы! Современные барышни вряд ли поймут, каково это - каждый день стирать горы пеленок, причем нередко вручную, поскольку машинка имелась далеко не в каждой квартире. Зато приучить ребенка проситься на горшок получалось быстрее, чем теперь.
Отдельно хочется вспомнить детскую одежду и обувь. Как-то родители завели меня в магазин и предложили выбрать ботинки. Я с недоумением уставился на прилавок, откуда на меня смотрели ряды идентичных коричневых пар. Там продавали только одну модель, но зато всех размеров!
Естественно, я выбрал просто коричневые. О том же, чтобы достать импортную обувь, речь в нашей семье вовсе не шла. Примерно та же ситуация была и с одеждой.
Сегодня найти приличные «боты», костюмчик или платьице намного проще. Правда, стоит удовольствие дороже. Если в ту эпоху обуть чадо удавалось за червонец (если перевести на гривны - 150), то в наше время сносная пара обходится минимум в 300 грн.
Советские игрушки также крепко проигрывали дефицитным зарубежным аналогам. Порой на прилавки выбрасывали чудесные товары из ГДР. Ой, какое счастье - детская железная дорога на полкомнаты! Или мототрек! Или резиновые, раскрашенные до мельчайших деталей солдатики - ковбои, индейцы, викинги!
Но стоила немецкая железная дорога или мототрек минимум 25 рублей - немалые деньги! А новых солдатиков удавалось добывать только в результате кропотливейшего поштучного обмена с приятелями.
Ну и, конечно, многие помнят, каким дефицитом считалась жевательная резинка. Выпускать «бубль-гумы» в стране начали перед Олимпиадой-80. Помню, на день рождения мне вручили блок из 20 упаковок по пять штук - это был лучший подарок! И я серьезно пытался растянуть удовольствие на год - в надежде снова получить такой же подарок…
ТЕХНИКА
До чего дошел прогресс
Собственно, за 30 лет он убежал так далеко, что практически ничего функционирующего из бытовой техники, выпускавшейся в 1980-м, в современных квартирах не осталось. У кого-то, не исключено, еще тарахтит на даче старенький холодильник «Донбасс» или черно-белый телевизор «Весна-308». Теперь же большинство украинцев хранят продукты в двухкамерных рефрижераторах, установили стиральные и посудомоечные машины, обзавелись цифровой фототехникой, а японский телевизор с диагональю 21 уже считается анахронизмом: в моде широкоформатные ЖК-панели и «плазмы».
Да и цены… Одно время «ящики» в СССР слыли дефицитным товаром. Например, в олимпийском году за «Электрон-712» просили 400 рублей (2,67 средних зарплаты советского труженика), а в независимой Украине 32-дюймовый «японец» стоит 4000 гривен (это всего 1,33 средней зарплаты).
ДОСТУПНОСТЬ ЖИЛЬЯ
Сравним несравнимое
Рынок недвижимости в СССР был настолько мал, что мерить его с современным просто смешно. Разве попытаться вспомнить, какие взносы платили за квартиры в кооперативе (единственный способ обзавестись жильем, минуя систему социального распределения). Но в подавляющем большинстве «метры» все же не покупали, а получали из рук государства, отстаивая в очереди в среднем от 5 до 15 лет (в зависимости от места работы и количества детей).
В наше время за однокомнатную в Киеве хотят от 40 тысяч долларов (около 300 000 грн., то есть 101 среднемесячная зарплата или 8,5 лет без еды и без пищи. А год назад некоторые ради переезда в личную квартиру были готовы добровольно влезть в ипотечную кабалу на 30 лет.
Впрочем, и в СССР ситуация выглядела немногим лучше: граждане томились в очередях по десять, а иногда и по двадцать лет. Коммунальные квартиры вообще справедливо назвать позором Советского Союза. Но все-таки сейчас купить жилье еще труднее, чем раньше получить.
АВТОМОБИЛИ
«Волга» вместо «мерса»
Знаменитая фраза «Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения» в советские времена воспринималась как удачная шутка. Действительно, тогда взять машину реально было только двумя путями: либо выстояв несколько лет в очереди, либо переплатив раза в два.
Сравнивать по ходовым качествам современные авто и произведенные 30 лет назад невозможно, поддаются анализу лишь эмоции от той или иной покупки. Например, владельца тогдашних «Жигулей» легко поставить на один уровень с водителем популярной сегодня Chevrolet Aveo, а бизнесмена на Toyota Camry или Mercedes C-класса - с функционером на черной «Волге».
Имелись, конечно, варианты и покруче, вот только «Чайки» или ЗИЛы не были доступны простым смертным. Впрочем, как и модели BMW, Audi и Mercedes представительского класса, которые позволяют себе депутаты и олигархи.
В советском прошлом за ВАЗ-2105 требовалось выложить 5,5 тысячи рублей, а за Chevrolet Aveo сегодня просят 82 тысячи гривен. Получается, на «Жигули» при средней зарплате в 150 «деревянных» приходилось копить
три года, а на современный автомобиль - чуть больше двух лет.
ОТДЫХ
Путевки членам профсоюза!
Еще одно приятнейшее воспоминание тех лет - профсоюзные путевки. Фабрики и заводы имели собственные пансионаты, следовательно, махнуть на море для токаря или фрезеровщика проблемой не являлось. Отработав год на родном предприятии, подавляющее большинство работяг получали право на бесплатную путевку или брали ее за 10% от реальной стоимости. Остальное компенсировал профком. Трехнедельный отдых обходился максимум в 40 рублей (треть зарплаты), но можно было отдохнуть и за двадцатку.
А вот мечтой советских пионеров была поездка в «Артек». Ею награждали за особые достижения в учебе или пионерской работе. Сегодня же в знаменитом лагере принимают за деньги. Смена - от 7,5 до 10,5 тысячи гривен. Поэтому для большинства ребят «Артек» так и не выйдет из разряда несбыточных грез.
Путешествия за границу в СССР распределялись по блату и стоили недешево. Например, две недели в ГДР обходились в 200 рублей плюс 110 рэ позволялось обменять на марки. А 14 дней в Египте в 1976-м оценивались где-то в 600 рублей (4-5 средних зарплат).
Интересно сравнить и тарифы на билеты. За проезд в купейном вагоне из Киева в Симферополь брали 14-15 рублей, примерно столько же - за самолет. Выходит, на среднюю зарплату реально было смотаться в Крым и обратно 5 раз. Теперь за такое путешествие в купе фирменного поезда надо отдать около 200 гривен, столько же - за перелет. В общем, как ни странно, нынешние передвижения обходятся дешевле советских: на получку в 3000 гривен вы семь раз съездите в Крым и назад.
ИТОГО
Общий счет: пока лидирует советская эпоха - 54:49.
В следующем номере «толстушки» мы проанализируем духовные составляющие жизни тогда и сегодня.