22 декабря
Загрузить еще

Битва за храм

Битва за храм
Фото: Директор агрофирмы Иван Сало: - Я единолично принял решение построить церковь. Почему же теперь не могу единолично передать храм тому, кому хочу?

Накал страстей настолько велик, что отцы позабыли не только о простых людях, но, пожалуй, и о Боге.

КОГДА ИВАНУ САЛО СТУКНУЛО ПЯТЬДЕСЯТ, ОН РЕШИЛ ПОСТРОИТЬ ЦЕРКОВЬ

От райцентра Недригайлов полчаса езды на автомобиле до хутора Хоружевка (малой родины президента Украины Виктора Ющенко) и около часа до поселка Беево Липоводолинского района. Это большое село (около 1000 жителей) находится в укромном уголке, вдалеке от крупных магистралей, торговых центров и железнодорожных станций. Однако является одним из самых ухоженных и богатых на Сумщине: асфальтированные дороги, кирпичные дома, добротная 2-этажная школа со спортивной площадкой, магазин, кафе и чистейшее озеро. И все благодаря местной агрофирме. Она специализируется на растениеводстве и животноводстве и процветает, несмотря на охвативший страну экономический кризис.

- У нас в селе всегда есть работа, - гордо говорят селяне. - Кто не ленится, и дом, и машину может купить. Поэтому после окончания школы наши дети из дому уезжать не хотят. Большинство из них остаются в родном селе.

Назвать обитателей поселка набожными нельзя. Еще в 33-м году прошлого века, прошедшего под знаком атеизма, коммунисты разрушили все церкви Липоводолинского района и расстреляли священников. Чудом сохранилась только одна - в селе Русановка. Туда ездили (за 80 км!) старики. А молодежь жила без Бога в сердце. Естественно, с годами во многих семьях были утрачены не только вера, но и православные традиции.

- Я Библию не читала, - говорит местная жительница Екатерина. - А где ее взять? Вот если бы кто-то подарил, обязательно бы прочла.

Другое дело - 61-летний Иван Сало. Около 30 лет он несет на своих крепких плечах ответственность за поселок и его жителей. Сначала был председателем местного колхоза, потом возглавил агрофирму.

- Во времена СССР я был коммунистом, - говорит Иван Иванович. - Иначе тогда было нельзя. Но в душе всегда верил в Бога. Кстати, когда я был маленьким, моя бабка часто возила меня в русановскую церковь. А в поминальные дни мы с ребятами бегали на кладбище за конфетами. Тогда они в селе были роскошью.

После развала Союза Иван Сало одним из первых отказался от партийного билета. Теперь он мог безбоязненно ходить в храм. Стараясь наверстать упущенное, каждую неделю ездил в райцентр Липовая Долина (в 90-е годы там как раз восстанавливали церковь) и часами беседовал с настоятелем. А в день своего пятидесятилетия понял, что еще не сделал для Беево самого главного - не построил церковь. И решил непременно воплотить свою мечту в жизнь.

«ИДУ ПО СЕЛУ И ВИЖУ: РИЗЫ В ОЗЕРЕ ПЛАВАЮТ!»

С директором агрофирмы мы беседуем в его просторном кабинете. По дороге сюда я не могла не заметить расположенный на втором этаже административного здания зимний сад. Видимо, мой собеседник привык творить чудеса. И помешать ему никто не может.

- В 1992 году мы реконструировали по церковным канонам небольшое одноэтажное здание, в котором раньше была больница, - говорит Иван Иванович. - Собрали 10 человек верующих и зарегистрировали общину. А потом начали собирать деньги на строительство настоящего храма.

19 августа 2004 года был самым счастливым днем в жизни Ивана Сало. На праздник Яблочного Спаса состоялось открытие храма. По вымощенной плиткой и утопающей в зелени аллее он нес во главе крестного хода Евангелие - прямо к церкви. Сверкающая золотом куполов белоснежная красавица ждала его на берегу озера. Такую роскошь найдешь далеко не в каждом украинском селе. Она обошлась беевской агрофирме в 600 тысяч гривен!

- Для людей это был праздник, - утверждает местная жительница Дарья Ивановна. - Собралось все село. Мы были уверены, что теперь у нас будет свой батюшка. Накануне к нам как раз прислали из Сумской епархии УПЦ Московского патриархата настоятеля.

Но не тут-то было. По словам селян, он оказался… алкоголиком!

- Сошелся с одной нашей молодухой, - говорит доярка и экс-депутат Липоводолинского райсовета Кристина Марюха, - и вместе с ней ходил по дворам - деньги на водку выпрашивал! Однажды людям это надоело, и кто-то толкнул его в озеро. Иду по селу и вдруг вижу: ризы в воде плавают!

После этого происшествия священника из Беево отозвали в Сумы. А спустя месяц прислали нового настоятеля - батюшку Сергея. Агрофирма тут же выделила ему с женой домик (три комнаты на первом этаже, три на втором), провела газ и сделала ремонт.


На Пасху священники УПЦ МП провели службу возле храма. А УПЦ КП - возле этой часовенки.

- Люди у нас простые, - продолжает Кристина Михайловна. - Многие даже не знают, как правильно перекреститься. А отец Сергей и его супруга (она церковным хором руководила) этого не поняли. Собрали нас на Рождество и начали ругать. Говорят: зачем вы сюда, неучи, разряженные пришли?! Разве так можно? Люди обиделись…

Впрочем, долго отец Сергей здесь не продержался. Спустя полтора года, сославшись на болезнь, уехал в Сумы. А сменивший его тезка жить в Беево не пожелал. Мол, что я в вашей глухомани забыл?! Приезжал три-четыре раза в год и в 7 утра начинал звонить в колокола. В селе (особенно зимой!) в такое время в церковь никто не пойдет. В результате батюшка растерял всех потенциальных прихожан. Кроме того, ни одного покойника не отпел, ни одного ребенка не крестил.

- Я ему говорил: живи у нас в селе, я все тебе дам! - горячится Иван Сало. - А потом терпение у меня лопнуло. Это было 8 января прошлого года. Люди батюшку после службы спросили: вы 19 января на Крещение будете воду святить? А он им ответил: у меня, мол, нет денег на бензин, не приеду! А ведь агрофирма церковь полностью обслуживала - и отапливала, и ремонтировала по необходимости…

Иван Иванович позвонил в Сумскую епархию Московского патриархата и попросил прислать постоянного настоятеля. Но, по его словам, там ему сказали: «У вас община маленькая, поэтому батюшку не пришлем. И церковь вашу на баланс брать не будем. Денег на ее содержание у нас нет».

- Я их с 2004 года просил: возьмите наш храм! - едва не плачет от обиды Иван Сало. - Ведь по закону агрофирма не может иметь на балансе культовое сооружение. А они…

«ГОСПОДЬ ЗАПРЕЩАЕТ КЛЕВЕТАТЬ И СЛОВОБЛУДИТЬ!»

Решение наболевшего вопроса пришло само собой. В начале апреля 2009 года директор агрофирмы позвонил в Сумскую епархию УПЦ КП. И там ему предложили: переходите к нам, а мы вам пришлем настоятеля, который будет у вас жить!

- Они и церковь на баланс сразу взяли, - радуется директор агрофирмы. - И с людьми по-человечески разговаривают…

Да вот беда - такое положение вещей совершенно не устроило Сумскую епархию УПЦ Московского патриархата!

- Приехали ко мне отцы, целая делегация, - вздыхает Иван Иванович. - И начали нашего нового батюшку Александра грязью поливать. Мол, он католик и пьяница. Как на душу примет, так по Сумам голый бегает! Ну разве священники имеют право лгать? Я каноны церковные прекрасно знаю. Господь нам запрещает клеветать и словоблудить! В общем, выгнал я их. А сам приказал юристам агрофирмы все документы необходимые подготовить.

Вскоре священник Александр с дьяконом решили провести в беевском храме службу. Только начали приготовления, как в церковь ворвались представители УПЦ МП. Остолбеневшие селяне стали свидетелями того, как батюшки с пеной у рта выясняли друг с другом отношения. В конце концов пришлось вмешаться Ивану Ивановичу. Он решил вопрос просто: приказал опечатать церковь до разрешения спора! В результате на Пасху священники Киевского патриархата проводили всенощную напротив агрофирмы, возле часовенки. А Московского патриархата - возле храма. Он по-прежнему был опечатан. Такая же картина была и на Поминальную неделю. Причем Иван Сало честно предупредил священников обеих конфессий: все люди будут на кладбище, проводить службу не стоит. Но в УПЦ МП его не услышали.


Жительница Беево Кристина Марюха: - Не имеет значения, к какой конфессии принадлежит батюшка, ведь вера у нас одна - православная!

- Они прислали сюда две «Газели» с верующими из Сум, подключили микрофоны и провели службу, - вспоминает Кристина Марюха. - Говорили, что священники из УПЦ Киевского патриархата - раскольники и сатанисты. Местных жителей там было трое. Я и еще две женщины. Посмотрели мы минут десять на это шоу и ушли домой.

Тяжбы между священниками длятся по сей день. В УПЦ КП их стараются не комментировать. Мол, пусть жители села сами решают, с кем им оставаться. А служители УПЦ МП говорят колкости в адрес директора агрофирмы и своих конкурентов.

- Я единолично принял решение построить церковь! - удивляется Иван Сало. - Почему же теперь не могу единолично передать храм тому, кому хочу?! Вера-то одна - православная! Главное, что община меня поддерживает. Людям весь этот бардак уже надоел.

КСТАТИ

Президент мечтает о единой церкви?

- Виктор Ющенко не раз заявлял о своем желании создать в Украине единую поместную и независимую от Москвы церковь, - говорит председатель совета директоров Института политических, социологических и маркетинговых исследований им. Т. Шевченко Владимир Бондаренко. - По слухам, именно для решения этого вопроса он пригласил в Украину на 1020-летие Крещения Руси Константинопольского патриарха.

Поэтому вероятно, что власть действительно поддерживает УПЦ КП. Для чего ей это нужно? Ответ прост. Не секрет, что церкви - очень богатые учреждения. Кроме того, они имеют влияние на электорат. А его поддержка (особенно накануне выборов) чрезвычайно важна для политиков. В том числе и для гаранта Конституции. Поэтому я предполагаю, что происходящее на религиозном фронте всегда тесно связано с интересами властей.

НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

Загадочное исчезновение Прозренной иконы

Ранним утром 24 марта этого года неподалеку от Сумского Спасо-Преображенского кафедрального собора на «сотне» (так называют центральную, Петропавловскую, улицу города Сумы местные жители) я увидела женщину с девочкой. Видимо, это были мать и дочь.

Бледная до синевы женщина была напряжена как струна. Словно готовилась к самому важному шагу в своей жизни. А движения девочки-подростка подтверждали мою догадку: она слепая. Позже я узнала, что они приехали из Ахтырки, чтобы поклониться самой известной православной реликвии Сумщины: одной из первых копий иконы Корсунской Божией Матери, которую привез в Киевскую Русь князь Владимир. Более 300 лет эта чудотворная икона возвращала паломникам зрение и за это ее назвали Прозренной. Но в тот злополучный день она необъяснимым образом исчезла. Хотя еще вечером 23 марта была на своем месте - возле алтаря. Вместе с ней пропали и дары прихожан, которые в благодарность за исцеление приносили в собор золотые украшения. Милиция предполагает, что воришка забрался в церковь во время вечерней службы и спрятался. А утром, как только открыли двери, выбрался на улицу и был таков.

Возможно, и так. Но верующие люди говорят: ничего не происходит случайно. О чем хотели сказать нам небеса, когда позволили иконе пропасть? Думаю, каждый должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

ОФИЦИАЛЬНО

Пресс-секретарь Сумской епархии УПЦ КП игумен Афанасий ЯВОРСКИЙ:

- Думаю, что храм в селе Беево передали нам на законных основаниях. Но понимаю, что окончательную точку в этом деле должен поставить суд.

- Если суд решит вернуть церковь УПЦ МП, вы будете обжаловать это постановление в судах вышестоящих инстанций?

- Мы не просили отдать нам этот храм. А значит, и не будем за него воевать. Мы вообще не хотим нагнетать обстановку. Проще говоря, мы готовы принять любое решение суда.

СПРАВКА «КП»

УПЦ Киевского патриархата отделилась от Русской православной церкви в 1992 году. За это ее лидер Филарет (Денисенко) был предан анафеме. Хотя еще за два года до этого являлся митрополитом РПЦ и после смерти в мае 1990 года патриарха Московского и всея Руси Пимена был одним из кандидатов на патриарший престол.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не успев стать верующими, люди разочаровались в священниках

Эта история является очередным доказательством того, что в большинстве своем святые отцы заняты решением отнюдь не божьих проблем. Почему Сумская епархия УПЦ Московского патриархата не оценила по достоинству инициативу жителей поселка Беево? Почему не позаботилась о том, чтобы там был постоянный настоятель? И почему в конце концов ни один из побывавших там священников даже не попытался найти путь к душам местных жителей? Да что там говорить - переживать в Сумах стали лишь тогда, когда на горизонте появились конкуренты! И несмотря на удаленность села, нашли средства, чтобы приехать туда и провести не одну, а несколько служб! Да еще и верующих из областного центра для массовки привезли. А ведь раньше жаловались: у нас нет денег даже на бензин!

Может быть, на самом деле священников интересуют исключительно материальные вещи? Например, земля, здание храма, церковная утварь и доходы от пожертвований? Не поэтому ли они забеспокоились, когда у них попытались все это добро отнять? Впрочем, возможно, я и ошибаюсь. Ведь наверняка можно говорить лишь о последствиях случившегося. А они не радуют. Так и не успев стать верующими, жители Беево разочаровались в православных служителях, а возможно, и в самом православии. Теперь большинство из них не желают ходить в церковь. Когда я уезжала из поселка, люди шепнули мне (так, чтобы не услышал набожный директор агрофирмы Иван Сало): надо к католикам зайти. А вдруг они не такие меркантильные?

В ответ я лишь пожала плечами.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Протоиерей УПЦ МП Максим ДЕНИСЕНКО: «Мы никогда не отказывались от этой общины»

Для того чтобы выяснить позицию УПЦ МП, я встретилась с главой пресс-службы Сумской епархии МП протоиреем Максимом Денисенко.

- Этот храм строился непосредственно для прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата, - уверен он. - Потому что другой общины в этом селе никогда не было. А служившие в Беево священники неоднократно обращались к Ивану Сало с предложением передать церковь Преображенской общине этого села. Но он говорил, что еще не готовы все документы.

- Проще говоря, с вашей стороны желание узаконить этот храм было?

- Конечно! Но мы не встречали поддержки у главы агрофирмы. А в этом году за неделю до Пасхи узнали, что 12 апреля в церковь села Беево вошли представители Киевского патриархата и провели там богослужение. Что нам было делать? Мы сразу туда поехали.

- Если не ошибаюсь, это было в Страстную пятницу?

- Да. В храме закрылись дьякон и священник из УПЦ КП. Парадный вход в церковь они забаррикадировали швабрами. Но у прихожан были ключи от вторых дверей, и мы вошли. Хотели отслужить небольшую вечернюю службу с выносом плащаницы. Но священник и дьякон из УПЦ КП тоже решили служить! А мы с раскольниками по канонам молиться не можем! И они это знают.

- В результате вы поругались…

- А как иначе? Потом приехал настоятель Липоводолинского храма УПЦ КП Богдан со своими прихожанами. Они вошли в церковь и отказались выходить. А еще появились представители райадминистрации Липовой Долины, УМВД и УСБУ в Сумской области. Они не вмешивались, просто наблюдали. Потом, уже ближе к вечеру, принесли написанную от руки (!) директором агрофирмы бумагу о том, что храм передан Киевскому патриархату. Церковь опечатали…

- А зачем вы говорили, что отец Александр по Сумам голым бегает и водку пьет?

- Мы такого не говорили!

- На Пасху вы действительно служили под церковью?

- Да. Мы назначили в Беево нового настоятеля. На службе у нас было более 50 человек. А в УПЦ КП (перед зданием агрофирмы) всего 12. Всякий раз, когда мы приезжали, люди утверждали, что хотят быть с нами! Но боялись Ивана Сало - глава агрофирмы весомая фигура в селе, он единственный работодатель и постоянно давил на верующих. Мол, прекратите ходить к священникам из УПЦ МП!

- Может быть, скандал произошел лишь потому, что вы не прислали в Беево постоянного священника?

- Мы объясняли Ивану Сало: прежний настоятель болен. Пока мы ищем ему замену, будет временный. Но он ничего не хотел слушать. Я вам так скажу: на Сумщине и раньше были попытки захватов храмов. И в Липовой Долине, и в Роменском районе. Причем такие вещи происходят только в Сумской области - на родине президента страны Виктора Ющенко.

- Вы обращались к властям?

- Конечно! Но нас игнорируют. Невольно приходят мысли о том, что власть, вероятно, поддерживает УПЦ КП.

- Проще говоря, вы считаете случившееся политической акцией?

- Я не говорю этого. Но нам ничего другого не остается думать. Мы ведь обращались и в Сумскую обладминистрацию, и в Кабмин, и Секретариат президента. Причем не только по беевскому инциденту. По всем фактам захватов церквей! А теперь обратились в суд. Пусть представители Фемиды решают, кому будет принадлежать храм.

/upimg/photo/194741.jpg?0.111786288337573

/upimg/photo/194741.jpg?0.111786288337573


Уважаемые читатели! А что вы думаете об этой истории? Ждем ваших звонков сегодня, 15 июня, с 12.00 до 13.00 по тел. (044) 205-43-66.

Автор ждет ваших комментариев на сайте!