Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
4 марта
Загрузить еще

Минималка 8 тысяч гривен: можно ли с ее помощью снизить бедность

Минималка 8 тысяч гривен: можно ли с ее помощью снизить бедность
Фото: Meszárcsek Gergely с сайта Pixabay

В 2024 году минимальная зарплата вырастет почти на 20%, однако, говорят экономисты, к реальному росту украинских доходов это не приведет. Что нужно сделать для преодоления бедности в Украине и станет ли это весомым экономическим фактором для того, чтобы беженцы вернулись из Европы домой?

Минимальная вырастет, средняя подтянется

В соответствии с Бюджетом-2024 рост минимальной зарплаты в следующем году произойдет дважды. С 1 января минималка вырастет с нынешних 6700 до 7100 грн, а с 1 апреля – до 8000 гривен.

Средняя зарплата будет подтягиваться за минимальной. Согласно данным Госстата, средняя зарплата в Украине в первом полугодии 2023 года достигла 16 306 грн (брутто). Ожидается, что к концу 2023-го она вырастет до 18 527 грн, а в 2024-м – до 21 809 гривен.

Впрочем, средняя зарплата в Украине продолжает оставаться «средней температурой по больнице». Если проанализировать недавний опрос НБУ, сегодня украинцы фактически поделены на богатых и бедных, так что эту среднюю зарплату мало кто получает. Как говорится в известной шутке, одни едят мясо, другие – капусту, а в среднем все едят голубцы.

По данным опроса регулятора, если в 2021-м на питании экономили 12,2% украинцев, то в 2023-м доля самых бедных выросла до 26,2%. Одновременно доля тех, кто может себе позволить любые покупки, увеличилась в 3,5 раза – с 0,5% до 1,7%.

Также почти втрое выросло число украинцев, которые могут себе позволить еду, одежду, обувь, бытовую технику. Экономисты, кстати, в таком одновременном росте и богатых, и бедных ничего парадоксального не видят и поясняют: механизм распределения национального дохода стал еще более несправедливым. На наших глазах происходит переформатирование общества и его жесткая поляризация. А вот численность тех, кого у нас принято называть средним классом, стремится к минимуму.

Сдвигов нет

Эксперты отмечают, что в интересах роста минималки работают несколько факторов.

Во-первых, цены постоянно растут, и реальный прожиточный минимум уже давно не соответствует уровню минимальной оплаты труда.

Во-вторых, повышение минималки автоматически означает увеличение притока денег в бюджет со стороны компаний, выплачивающих работникам минималку.

В-третьих, согласно прогнозам, восстановление экономики начнется уже в 2024 году, в результате чего будут подниматься и цены, и зарплаты. И чтобы синхронизировать этот рост, минимальную зарплату нужно постепенно поднимать.

И, наконец, рост минимальной зарплаты формально демонстрирует заботу правительства о согражданах.

В то же время, несмотря на то что рост минималки в Украине часто преподносят как один из шагов по преодолению бедности, к сожалению, этот шаг не помогает. Годами мы только и слышим о том, как растут украинские зарплаты и пенсии, однако в кошельках от этого денег больше не становится. Все дело в том, что в гривневом эквиваленте зарплаты действительно увеличиваются семимильными шагами, но в долларовом – практически стоят на месте.

Так, например, согласно данным Госстата, среднемесячная зарплата в 2013 году составляла 3282 грн, или 410 долларов по курсу 8 гривен за "зеленый". Среднемесячная зарплата в первом полугодии 2023-го, как уже говорилось выше, составляет 16 306 грн, что при нынешнем курсе 36,04 грн за доллар составляет 452 доллара. Как видим, рост в валютном эквиваленте за 10 лет не такой уж существенный, хотя в гривне средняя зарплата выросла за этот период в 5 раз.

Экономисты поясняют: повышать социальные стандарты в стране необходимо, но пропорционально экономическому росту страны. У нас же, согласно различным прогнозам, экономика в 2024 году вырастет на 3,5-3,6% (это не говоря о падении в 2022-м на 29,1%), а минималку планируют поднять почти на 20%. 

- Механический рост минималки - это путь в никуда, - отметил в комментарии KP.UA президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Без реального роста экономики и производительности труда рост минималки ведет просто к выбеливанию зарплат, повышению поступлений в бюджет с белой части доходов и к очередному росту цен. То есть покупательная способность зарплат в итоге даже снизится.

Трудовая бедность плюс отсутствие перспектив

Но если рост минималки не только не помогает, но и усугубляет ситуацию с бедностью, какой же выход остается? Оставить минимальную зарплату на одном уровне и годами не поднимать, тоже не выглядит хорошим решением.

Аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ не первый год настаивает: Украине нужно начать с преодоления трудовой бедности. В нашей стране ни до войны, ни во время войны не было и нет проблемы найти работу на минимальную зарплату. Проблема - на эту зарплату выжить.

Если в развитых странах человек может скатиться в бедность после потери работы, то у нас он беден, даже работая. Большинство работающих украинцев едва дотягивают от аванса до зарплаты, а об откладывании сбережений даже речь не идет.

По мнению эксперта, Украине нужно проводить новую экономическую политику, серьезные реформы по усилению социальной ответственности бизнеса, а также найти новый консенсус между обществом, бизнесом и государством в сфере перераспределения добавочной стоимости в экономике. Речь идет об изменении структуры перераспределения внутреннего дохода в пользу работников, а не собственников ФПГ.

- Кроме того, нужно повышать уровень добавочной стоимости в отечественных продуктах, ведь сырьевые страны не могут платить высокие зарплаты. А также не увеличивать, а уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, - отметил эксперт в комментарии KP.UA. – «Широкая» всеобщая бедность исчезнет только после того, как удастся победить трудовую бедность.

В последнее время в обществе перманентно возникает дискуссия о том, что украинские беженцы, которые сегодня живут в Европе, просто не вернутся на такие зарплаты. Однако, говорят экономисты, роста минимальной и даже средней зарплаты будет очень мало для того, чтобы это считалось весомым экономическим фактором в пользу возвращения. Для того, чтобы сделать жизнь в Украине экономически привлекательной, нужны долгосрочные факторы стабильности. То есть люди должны видеть перспективы, и в первую очередь это касается системы пенсионного обеспечения и здравоохранения. Человек должен понимать, где и за счет каких средств он будет лечиться, как и за сколько лет он сможет заработать себе на достойную пенсию. Но вместо этого мы регулярно слушаем то заявления чиновников о том, что через 20 лет пенсий не будет, то призывы вывести украинцев из зоны комфорта и сломать все социальное.

А в это время

Для бюджетников предлагают установить ставку военного сбора от 1,5 до 50%

На прошлой неделе в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №10267, который предлагает установить дифференциальный подход к налогообложению военным сбором в условиях военного положения. В частности, ставку военного сбора для налогоплательщиков государственной и коммунальной формы собственности предлагают привязать к месячному облагаемому налогом доходу в минимальных зарплатах (МЗП):

  • 1,5% - при месячном доходе до 3 МЗП (на сегодня - до 20,1 тыс. грн)
  • 3% - при месячном доходе от 3 до 5 МЗП (20,1-33,5 тыс. грн)
  • 5% - при месячном доходе от 5 до 7 МЗП (33,5-46,9 тыс. грн)
  • 7% - при месячном доходе от 7 до 10 МЗП (46,9-67 тыс. грн)
  • 10% - при месячном доходе от 10 до 15 МЗП (67-100,5 тыс. грн)
  • 15% - при месячном доходе от 15 до 20 МЗП (100,5-134 тыс. грн)
  • 20% - при месячном доходе от 20 до 30 МЗП (134-201 тыс. грн)
  • 25% - при месячном доходе от 30 до 40 МЗП (201-268 тыс. грн)
  • 30% - при месячном доходе от 40 до 50 МЗП (268-335 тыс. грн)
  • 40% - при месячном доходе от 50 до 70 МЗП (335-469 тыс. грн)
  • 50% - при месячном доходе от 70 МЗП (свыше 469 тыс. грн).

«В условиях военного положения особенно велик запрос на справедливость, - говорится в пояснительной записке к документу. - И одной из важных составляющих восприятия справедливости являются заработки в государственном (коммунальном) секторе. Невооруженным глазом заметно социальное напряжение, связанное с тем, что даже в условиях военного положения в Украине есть категории лиц, получающих в государственном секторе несоразмерные с заработками абсолютного большинства граждан (и пенсионным обеспечением абсолютного большинства пенсионеров) высокие заработные платы. Поскольку законопроект, которым предлагалось ограничить максимальные зарплаты в госсекторе 10 минималками, не нашел поддержку в парламенте, этот проект предлагает установить дифференциальный подход к налогообложению военным сбором в условиях военного положения. Чиновники, получающие аморально высокие зарплаты в государственном (коммунальном) секторе, должны хотя бы платить более высокий военный сбор».