Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
1 мая
Загрузить еще

5 причин, почему украинцы не хотят платить налоги: кто виноват и что с этим делать

5 причин, почему украинцы не хотят платить налоги: кто виноват и что с этим делать
Фото: gora-rada.gov.ua​

Пока чиновники решают, как бы еще отреформировать налоговую систему, социологи продолжают выяснять, почему украинцы так не любят платить налоги.

В ходе нового исследования Киевского международного института социологии эксперты узнали, почему обычные граждане могут не хотеть платить налоги.

Результаты опроса КМИС оказались такими:
Из-за низких доходов, которые не позволяют обеспечить достойный уровень жизни 80,3%
Из-за убеждения, что уплаченные деньги воруют 73,6%
Из-за невозможности влиять на то, куда государство тратит налоги 65,8%
Из-за низкого качества государственных услуг 59,8%
Из-за распространенного явления уклонения от уплаты налогов другими гражданами 56,6%

KP.UA вместе с аналитиком Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексеем Кущем подробно разобрала результаты исследования и выяснила, какие выводы можно из них сделать.

Причина 1: низкие доходы

Четверо из пяти опрошенных отметили, что украинцы не хотят платить налоги из-за низких доходов, которые не позволяют обеспечить достойный уровень жизни. Многие считают, что получают такие копейки, с которых что-то платить в казну просто невозможно. И это притом, что у нас большая часть налогов физических лиц платится работодателем, а люди получают деньги на руки «чистыми» и часто даже не замечают этих налогов.

Алексей Кущ говорит, что в контексте уплаты налогов существующие общества можно отнести к одной из двух моделей.

Первую можно обозначить как «репрессивную»: люди работают, работодатели уплачивают налоги, забирая с их зарплаты, и большинство понятия не имеют, сколько с них удержали. Именно так система налогообложения работает в Украине. При репрессивной модели население относится к налогам как к злу, которое, к счастью, большую часть времени в их жизнь не вторгается, и это всех устраивает.

Вторая модель – это общество плательщиков налогов. Здесь люди понимают смысл уплаты налогов, знают, на что они идут и самостоятельно их платят. Причем в этой модели обязательно работает прогрессивная шкала налогообложения, когда налоговая ставка для богатых выше, чем для среднего класса, а минимальные доходы вообще не облагаются. Плюс налогоплательщик имеет право на широкий налоговый вычет, с помощью которого уменьшаются его затраты на ипотеку, обучение, лечение и т.д. При таком подходе человек заинтересован инвестировать деньги в свою семью, стимулировать развитие.

Причина 2: воруют

Три четверти опрошенных украинцев считают, что деньги воруют, поэтому особого желания пополнять бюджет нет. И, постоянно слыша о миллионных расходах наших чиновников, спорить с этим трудно.

- Человек априори никогда не хочет отдавать свое, - поясняет Алексей Кущ. – Поэтому желание платить налоги должно стимулироваться государством, должно быть ощущение солидарного общества. Как жильцы подъезда скидываются на его ремонт, примерно представляя, что будет сделано и сколько это может стоить, так и налогоплательщики «сбрасываются» на функционирование государственных институтов. Но при этом они должны понимать, что налоги справедливые, что налоговая ставка условного «коболева» выше, чем налоговая ставка уборщицы, что налоги идут на благо общества. Это будет стимулировать людей не накапливать деньги под подушками, а инвестировать их в страну, двигаясь вместе с ней вперед.

Причина 3: отсутствие влияния

Две трети участников опроса считают, что украинцы не платят налоги из-за невозможности влиять на то, куда государство тратит деньги.

Алексей Кущ считает, что возможность влиять на распределение бюджета – это большая иллюзия, и такой возможности нет ни у одного общества в мире, даже в США. Наверное, говорит эксперт, американцы могли быть против, что триллионы долларов пошли на войну в Афганистане вместо, скажем, расширения социальных программ. Но их никто не спрашивал.

- Единственная возможность повлиять на эту сферу – выборы, - продолжает Кущ. – Фактически, налоговая система – это бизнес-план, который та или иная политическая партия представляет обществу. А избиратель при этом должен чувствовать себя инвестором. Я бы сравнил это с покупкой акций на фондовом рынке.

Причина 4: низкое качество госуслуг

Четвертую причину – низкое качество государственных услуг – назвали шестеро из десяти опрошенных.

В Европе подавляющее большинство работающих исправно платят налоги не только из страха наказания, но и потому, что прекрасно видят, куда они идут. А уходят они как на школы и дороги, так и на обеспечение достойной и комфортной старости. Украинцы в высоких налогах не видят смысла: все равно за все приходится платить, а на пенсии придется либо бедствовать, либо жить на личные сбережения, либо рассчитывать на помощь детей. И чем больше отечественные чиновники делают заявлений вроде «через 30 лет пенсий не будет», тем увереннее страна уходить в «тень».

- Кривая зависимости между ценой государства и экономическим ростом – это выгнутая вверх парабола, - разъясняет эксперт. - Концы этой параболы соответствуют точкам максимальной неэффективности: «низкие налоги и низкие госрасходы», «высокие налоги и высокие госрасходы». Если государство собирает слишком мало налогов, нет возможностей для развития и социальной поддержки, происходит маргинализация общества. Если налогов собирается слишком много, может возникнуть недовольство налогоплательщиков, к тому же требуются слишком большие расходы на системы контроля.

Поэтому, продолжает Кущ, должна быть золотая середина, причем каждая страна находит ее самостоятельно. Единой эффективной системы для всех стран не существует, хотя нас постоянно убеждают в обратном. Нельзя просто взять и сделать «как в Китае» или «как в Швеции». Есть страны, которые успешно развиваются при высоких налогах – например, Германия, страны Скандинавии. А есть те, которые развиваются при низких налогах, как Китай или послевоенная Япония. Словом, в каждом обществе существует своя специфика, и оно само должно найти равновесную точку фискальной нагрузки.

Причина 5: потому что другие не платят

Более половины опрошенных украинцев считают, что у нас просто принято не платить налоги. Когда знаешь, что другие уклоняются от уплаты как могут, и у них это получается, отдавать свои деньги государству еще обиднее.

- Я думаю, что здесь все же нет такой однозначной зависимости, - говорит Алексей Кущ. – Например, вряд ли кто-то будет завидовать соседу и, тем более, брать с него пример, если тот живет на 5 тыс. грн в месяц и не платит налоги. Так что, наверное, здесь стоит рассматривать проблему шире – скорее всего, речь идет о несправедливом перераспределении национального дохода. Эта несправедливость формируется за счет того, что часть компаний «оптимизируют» налогообложение, плюс плоская шкала, о которой говорилось выше, когда налоговая ставка с минималки и с миллионов одинаковая. Такой подход загоняет общество в оппозицию к государству и не вызывает желания платить налоги.

Выводы

С одной стороны, результаты этого социсследования не дают нам ничего нового: почему украинцы не хотят платить налоги и как их заставить это делать, эксперты и чиновники обсуждают не первый год. С другой стороны, говорит Алексей Кущ, эти пять пунктов позволяют сделать несколько выводов.

Во-первых, они говорят нам о том, что кривая Лаффера, которая отображает зависимость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюджет, в Украине «поломалась». Поэтому применять ее для определения оптимального уровня налогообложения бессмысленно.

Во-вторых, можно сделать вывод о том, что система точечного снижения налогов в нашей стране работать не будет.

И, наконец, третий вывод заключается в том, что Украина нуждается в налоговой революции – полной перезагрузке налоговой системы.

- У нас сформировано зрелое гражданское общество, но при этом налоговая система остается тоталитарной, и в этом есть огромное противоречие, - подытожил Алексей Кущ. – Нужна трансформация налоговой системы под гражданское общество. В первую очередь я говорю об отмене налогового «крепостного права» - уплате налогов работодателями. До тех пор, пока налоги будет платить работодатель, теневой рынок труда и зарплаты в конвертах никуда не исчезнут – слишком велик соблазн все «оптимизировать». При такой системе 80% сотрудников всегда будут работать на минималку, а остальное получать в конверте, и изменить ситуацию налоговыми ставками невозможно. Но как только наемные сотрудники получат возможность сами платить налоги с широкими налоговыми вычетами, ситуация принципиально изменится. В качестве примера можно привести ситуацию с уплатой коммуналки: потребители платят очень высокие для себя суммы, просто чтобы не быть в должниках. А по уплате налогов люди будут еще более дисциплинированными. ​

Новости по теме: Налоги Налоговая реформа