Социологические исследования показывают, что для двух из трех украинцев наиболее важной потребностью являются деньги, а рост цен за минувший год ощутили на себе 94% наших сограждан. Конечно, в новом году хотелось бы, чтобы направление движения поменялось в обратную сторону и ценники наконец-то начали снижаться. Но насколько это реально?
Экономисты, опрошенные KP.UA, спрогнозировали динамику цен на потребительском рынке в январе и рассказали, почему в Украине в первую очередь дорожают самые дешевые продукты.
Если говорить в общем, то тенденции остаются прежними: наиболее быстрыми темпами будут дорожать самые простые и доступные продукты, причем даже если цены на них будут зашкаливать.
Дело в том, что в экономике есть такое явление, как эффект Гиффена, о котором мы подробно писали, когда обсуждали взлет цен на подсолнечное масло.
Этот парадоксальный эффект означает, что спрос на товар снижается вместе с понижением цены и повышается вместе с повышением цены, вопреки основному закону спроса. Правда, происходит это далеко не во всех экономиках, но в данном случае нам от этого не легче. Потому что все шесть явлений, которые приводят к парадоксу Гиффена - девальвация валюты, угроза кризиса, техногенные катастрофы, снижение урожая, пандемия, война – наблюдаются у нас в полной мере. Согласитесь: было бы очень странно, если бы этот эффект сегодня обошел стороной Украину.
Экономист Александр Мартынюк пояснил, как каждый из факторов приводит к знаменитому парадоксу.
Девальвация местной валюты ведет к тому, что реальные доходы населения падают, то есть за свою зарплату люди могут купить все меньше и меньше товара, в том числе и продуктов. В результате люди начинают затариваться гречкой, картошкой, подсолнечным маслом и т.д. буквально на последние деньги, опасаясь, что в ближайшем будущем им даже эти продукты будут недоступны.
Угроза кризиса вызывает панику у людей, и нам это очень хорошо знакомо. В любой непонятной ситуации украинцы начинают скупать доллары, обваливают гривну, а дальше все идет по первому сценарию.
Техногенные катастрофы, как, впрочем, и стихийные бедствия, разрушают привычную жизнь и в итоге ведут к кризису. Что мы сегодня и наблюдаем, например, в связи с разрушениями российским агрессором энергетической инфраструктуры Украины.
Снижение урожая вполне логично ведет к дефициту и, соответственно, подорожанию продуктов.
Пандемия, как уже смог убедиться весь мир, ведет к беспрецедентным ограничениям и панике. Люди боятся, что завтра может случиться что угодно (перестанут работать предприятия, закроются магазины, запретят выходить из дома) и сметают с полок все подряд – от туалетной бумаги до консерв. В результате цены повышаются, ведь в ажиотаже покупатели уже практически не обращают на них внимания.
Война влияет на экономику самым сокрушительным образом. Цены на продукты растут, а деньги тают, поэтому люди тратят накопления только на самое бюджетное и необходимое, закупая привычные товары впрок.
Важный момент заключается в том, что в разряд товаров Гиффена попадают не деликатесы и предметы роскоши, а самые простые и дешевые товары, которым нет бюджетной замены. Скажем, в Китае это могут быть рис и лапша, в США – топливо, в Украине – овощи борщового набора, сахар, подсолнечное масло и т.д. А, например, в период пандемии в список товаров Гиффена по всему миру вошли медицинские маски, цены на которые взлетели в десятки раз.
Сегодня потребительский рынок в Украине находится в каком-то замкнутом круге: рост спроса ведет к повышению цен, а повышение цен, согласно эффекту Гиффена, - к дальнейшему росту спроса.
- Потребителям нужно учесть, что массовый спрос на дешевые овощи ведет к их подорожанию, - говорит аналитик компании Esperio Александр Болтян. - Если нет высокого спроса на икру, колбасу, рыбу, а есть спрос на макароны, картошку и овощи борщового набора, то именно на последние продавцы и будут повышать цены, чтобы получить максимально возможную прибыль. Поэтому в январе ждем резкий рост цен на продукты питания, прежде всего, на базовый овощной набор, хлебобулочные изделия, молоко, яйца и мясо.
По мнению Болтяна, рост цен на эти продукты составит в среднем 25-30%. Но это не приведет к критическому росту официальных показателей инфляции, так как ее «разбавят» данными по ЖКХ, услугам и непродовольственным товарам.
- Среди услуг подорожать могут только транспортные, так как это один из тех видов услуг, которыми в стране пользуются вынужденно, - продолжает эксперт. - Кофейни, салоны красоты, стоматологические клиники и ремонтные мастерские постараются держать цены на прежнем уровне, чтобы продолжать работать и оставаться с заказами. С нового года виток роста цен возобновится с новой силой. Если до конца 2022-го еще стараются удерживать формальные показатели инфляции, то с января 2023 года цены резко вырастут. Бизнес попытается компенсировать потери по прибыли из-за регионов, в которых шли активные боевые действия на протяжении года. Также есть потребность покрывать вынужденные непредвиденные расходы по отоплению, электроэнергии. Не стоит забывать о закупках и содержании генераторов, благодаря которым сегодня функционируют многие производства. И эти расходы будут перенесены на потребителей.
Что касается цен на топливо, то Александр Болтян отмечает: в Украине за 2022 год стоимость бензина А-95 выросла на 87%. В мире нефть с 24 февраля продемонстрировала скачок вверх на 40%, но уже 16 марта вернулась в диапазон 100 долларов за баррель и в конце декабря торгуется по цене 84 доллара баррель.
То есть, резюмировал эксперт, причин для повышения цен на транспортные услуги нет, но цены и не снижают, хотя закупка стала дешевле. Если состоится скачок цен на бензин, то только по причине стабильного спроса, который означает, что на этом можно заработать.
По той же причине растут цены на электрогенераторы, свечи, карманные фонарики и портативные зарядные устройства. Пока на все это будет сохраняться высокий спрос, бизнес будет поднимать цены.
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко напоминает, что, как правило, в январе цены падают, а не растут, поскольку спрос резко падает.
- Люди потратили деньги на праздники, поэтому в январе торговля идет плохо, - говорит эксперт. – Например, сильно падают цены на мясо – его в январе не хотят покупать. Видимо, доедают то, что купили до праздников. А вот овощи и фрукты действительно могут дорожать, и в первую очередь это связано с хранением. В случае сильных морозов много товара пропадает, соответственно, цены растут. Но все же после Нового года цены в целом привлекательнее, чем в преддверии праздников. Но уже в феврале-марте нас ждет новая инфляция: спрос будет расти на все, так что вырастут и цены.
Экономист Владислав Банков соглашается: январь традиционно является инертным для розничного рынка месяцем. Любой рост цен в этот период, как правило, связан с повышением тарифов, налогов, вводом в действие новых регуляторных норм. В контексте сегодняшней ситуации, говорит эксперт, возможны некоторые колебания на топливном рынке, связанные с ростом потребления топлива за счет массового использования генераторов. Правда цены могут как расти, так и снижаться.
- Что касается продуктов, то здесь рост цен ограничивается обнищанием основной массы покупателей, переходом на более дешевые продукты и товары, - резюмировал Банков. - На фоне войны будет происходить дальнейшее расслоение населения, за чертой бедности окажутся еще больше людей, что будет одним из факторов, сдерживающих потребительскую инфляцию.