Последний климатический саммит в Глазго показал, что мир стремится снизить количество вредных выбросов в атмосферу. А это означает насущную необходимость уменьшить потребление ископаемых энергоносителей, продукты сгорания которых и продуцируют эти выбросы. По данным Европейского агентства окружающей среды, корабли производят 13,5% всех транспортных выбросов парниковых газов в ЕС, а авиация - 14%.
На практике это означает снижение количества техники, потребляющей бензин, и переход на электроэнергию. Электромобили уже не диковинка, но в мире разрабатывают электрические аналоги самолетов, лодок и паромов.
В Швеции к 2030 году построят два самых больших в мире электропарома. Они будут перевозить пассажиров по маршруту Гетеборг - Фредериксхавн, соединяющему Швецию с Данией. Суда будут питаться энергией от специальных съемных батарей, которые меняются прямо в портах. Длина паромов - 215 метров (это примерно высота 70-этажного здания). Они смогут перевозить 1200 пассажиров и 700 машин.
А шведский производитель лодок премиального класса Candela представил новый электрический катер с подводными крыльями под названием C-8. Новинка представляет собой высокотехнологичную ультрапремиальную лодку на электрической тяге, которая будет выпускаться серийно.
Candela C-8 может перевозить одновременно до восьми пассажиров. В конструкции предусмотрены просторная каюта со спальными местами для двух взрослых и двух детей, душ и туалет. Производитель планирует продать тысячи экземпляров C-8, считая, что у нее есть потенциал для того, чтобы обойти по популярности премиальные лодки этой же категории, которые работают на ископаемом топливе.
В столице Голландии Амстердаме сейчас проходят испытания беспилотные электрические лодки для сбора мусора и перевозки пассажиров по каналам города. Это происходит в рамках проекта под названием Roboat, который направлен на разработку новых способов навигации водным путем без участия человека за рулем.
Роботы оснащены оранжевыми пропеллерами и четырьмя подруливающими устройствами, которые питаются от электрической батареи. Они могут развивать скорость около 6 км в час и работать в течение 12-24 часов без подзарядки в зависимости от типа аккумулятора и нагрузки. Управляются удаленно с помощью компьютера, который обрабатывает данные с камер и датчиков, сканирующих ситуацию вокруг судна и выявляющих неподвижные и движущиеся объекты. Лодки имеют модульную конструкцию, поэтому их можно легко приспособить для разных целей.
В Китае успешно прошел первый полет электрического самолета eVTOL-V1500M (см. главное фото) с вертикальным взлетом и посадкой, разработанного шанхайской компанией Autoflight Co.Ltd. V1500M обладает максимальной взлетной массой 1500 кг, оснащен системой чистой электроэнергии, дальность полета составляет 250 км, максимальное количество пассажиров - 3-4 человека. Ожидается, что самолет получит сертификат годности в 2024 году.
Израильская компания Eviation Aircraft разработала электрический девятиместный самолет Alice. Он может выполнять полеты на расстояние до 560 километров на скорости до 500 километров в час. Американская компания Bye Aerospace создает восьмиместный электросамолет, а немецкая Scylax - десятиместный.
Электрический самолет Spirit of Innovation британской компании Rolls-Royce совершил свой первый полет, который продлился около 15 минут. Spirit of Innovation - часть проекта ACCEL (Accelerating the Electrification of Flight - Ускорение электрификации полета), нацеленного на ускорение развития электрической авиации и частично финансируемого правительством Великобритании.
Электрические самолеты считаются более экологичными и простыми в обслуживании, чем обычные. И хотя большинство существующих моделей предназначены для учебно-тренировочных и частных полетов, некоторые компании разрабатывают более крупные летательные аппараты для коммерческих перевозок. Илон Маск прогнозирует, что аккумуляторы станут реальной заменой керосина в самолетах к 2024 году.
Швейцарский производитель Rigitrac представил новый, полностью электрический трактор SKE 50, в котором используются 4 электродвигателя. Вес Rigitrac SKE 50 - 2,8 тонны. К его особенностям можно отнести короткую носовую часть и относительно большую кабину, которая может вместить двух человек. Дизельный двигатель заменен на литиево-ионный аккумулятор мощностью 80 кВт·ч (400 В).
Согласно заявлениям Rigitrac, полностью заряженная батарея позволит использовать электрический трактор в течение примерно 5 часов. Его максимальная скорость - 40 км/ч. Механизм, установленный сзади, может поднять до 1800 кг.
Немецкая фирма Fendt представила свой электротрактор. Внешне аппарат e100 Vario не отличается от обычного трактора. Но тарахтящий мотор здесь заменяет электродвигатель мощностью 50 кВт, получающий энергию от батареи емкостью 100 кВт ч. Этого достаточно, чтобы трактор мог непрерывно работать пять часов. Пополнение запасов энергии до 80% на специальной станции зарядки возможно за 40 минут. А еще заряд батареи частично можно и рекуперировать.
Производитель автомобилей Monarch выпустил первый в мире автономный электрический трактор. По словам компании, это «самый умный в мире трактор». Одна из особенностей - его способность самообучаться. Трактор оснастили самообучающимися алгоритмами, благодаря которым его навыки будут постоянно совершенствоваться. Также внедрили камеру, обеспечивающую угол обзора 360 градусов, набор датчиков и ПО для навигации. Цена - 50 тысяч долларов.
Кроме этого, по всему миру сейчас разрабатываются и тестируются электрические тягачи (Tesla Semi, Nikola), грузовики (Volkswagen e-Delivery, Mitsubishi e-Canter) и даже школьные автобусы.
Швейцарский трактор SKE 50 может работать без подзарядки 5 часов. MarcelX42 / commons.wikimedia.org.