Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Экономисты о принятом за основу бюджете-2022: Правительство ошиблось в прогнозах. Придется переделывать

Экономисты о принятом за основу бюджете-2022: Правительство ошиблось в прогнозах. Придется переделывать
Фото: Полищук Максим / УНИАН

Народные избранники проголосовали за проект бюджета-2022 приняли за основу. И это несмотря на то, что документ после изменений, предложенных профильным комитетом, они увидели накануне и голосовали за него, практически не вникая в подробности. Ведь монобольшинство спешило сделать это до 20 октября - согласно графику бюджетного процесса крайнего срока, когда документ должен быть проголосован в первом чтении.

И вот результат: эксперты критикуют главную смету страны из-за того, что она базируется на устаревших макропрогнозах, и ко второму чтению ее, скорее всего, будут существенно корректировать.

За что проголосовали

В общем и целом проект бюджета на 2022 год, за который проголосовали 264 депутата, мало чем отличается от документа, который правительство внесло в парламент в середине сентября.

Как и в первоначальной версии, доходы госбюджета предусмотрены на уровне 1,267 трлн грн, расходы - 1,442 трлн грн. Дефицит бюджета - 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП), что составляет 188 млрд грн.

Поступлений от закона об олигархах или законопроекта №5600 пока так никто и не решился внести в проект бюджета.

Рост экономики ожидается на уровне 3,8%. На обслуживание госдолга заложено 181,4 млрд грн, погашение - 393,3 млрд грн. Среднемесячная зарплата составит 15 300 грн. Потребительская инфляция достигнет 6,2%. Среднегодовой курс закладывают на уровне 28,6 грн за доллар.

Министр финансов Сергей Марченко заявил, что этот проект был согласован с миссией МВФ, которая на днях закончила свою виртуальную работу в Украине, и что в документе «предусмотрено достаточно средств для финансирования всех приоритетных потребностей государства в рамках действующего налогового законодательства».

Косметические изменения

Депутаты говорят, что после рассмотрения в профильном комитете правительству рекомендовали внести в документ ряд изменений.

- Предложено 3,3 млрд грн перебросить со статьи расходов на «обновление подвижного состава для перевозки пассажиров и модернизации железнодорожной инфраструктуры» на «обеспечение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения», - говорит нардеп Ярослав Железняк. - Предполагается получить дополнительные 6,5 млрд грн поступлений от НДС с импортных товаров. Интересно, что дополнительных поступлений от закона об олигархах или законопроекта №5600 пока так никто и не решился внести в проект бюджета.

По его словам, предполагается дополнительно выделить средства на такие программы:

  • 1 млрд грн. - на мероприятия по борьбе с COVID-19 в учреждениях общего среднего образования;
  • 1 млрд - на улучшение качества питьевой воды;
  • 2,2 млрд грн - на развитие аэропортной инфраструктуры;
  • 1 млрд грн - на субвенцию местным бюджетам на реализацию инфраструктурных проектов и развитие объектов социально-культурной сферы;
  • 6 млрд грн хотят направить на социально-экономические программы, при этом деньги хотят забрать из Государственного фонда регионального развития.
  • Для распределения средств по ряду образовательных программ предполагается создать комиссию депутатов, - продолжает Железняк. - Для распределения денег по социально-экономическим программам будет создана рабочая группа.

По его словам, если сравнивать с изменениями, которые были к первому чтению в прошлые годы, то в этот раз депутаты представили совсем мало изменений.

Чем недовольны эксперты

Как и месяц назад, основные претензии к документу заключаются в том, что разработан он на устаревшей макроэкономической модели. Хотя государственные чиновники, наоборот, этот факт считают плюсом для проекта бюджета. Так, председатель Счетной палаты Валерий Пацкан похвалил правительство, которое сначала приняло бюджетную декларацию на три года, а потом на основании этих данных подготовило проект бюджета на 2022 год, который отвечает показателям и целям, указанным в этой самой декларации.

- Главная претензия к этому проекту госбюджета заключается в том, что правительству нужно пересчитывать все макропоказатели. Правительство сильно ошиблось в прогнозах. Например, у нас номинальный ВВП на конец этого года может оказаться таким, который в правительстве заложили в бюджет лишь на конец следующего года. Это говорит о качестве прогнозирования нынешнего правительства. Во-вторых, в проект бюджета закладывают достаточно большой дефицит, покрывать который планируют за счет заимствований. Здесь существует риск, что если не удастся привлечь достаточные суммы, то правительство начнет в ручном режиме урезать те или иные программы расходной части бюджета,

говорит экономист Борис Кушнирук. 

По словам эксперта, слишком мало средств правительство планирует выделить на обеспечение энергоэффективности зданий как коммунальной собственности, так и многоквартирных домов населения. Особенно важно это на фоне нынешнего энергетического кризиса, который наблюдается в Европе и отголоски его уже заметны в Украине.

- На мой взгляд, правительству стоило бы в приоритете увеличивать расходы на улучшение энергоэффективности зданий бюджетных учреждений, а также на компенсацию населению по программам улучшения энергоэффективности многоквартирных домов, - продолжает Кушнирук. - Только за счет этого наша страна могла бы за несколько лет снизить потребление газа на 3 млрд кубометров в год. Кроме того, правительство обещало начать повышать прожиточный минимум до реальных показателей, но в нынешнем проекте бюджета нет даже намека на какие-либо шаги в этом направлении.

Социальные нормы будут повышать по старинке

На социальных показателях, которые заложены в бюджет, хочется остановиться отдельно. Ведь даже в правительстве признают, что нынешняя модель определения размера прожиточного минимума и социальных выплат, которые к нему привязаны, давным-давно устарели. Тем более, что законопроект о новом способе формирования прожиточного минимума уже даже принят в первом чтении. Этот документ предлагает устанавливать прожиточный минимум в процентном соотношении к среднемесячной зарплате в Украине за год, предшествующий году формирования бюджета на следующие 12 месяцев, с учетом прогнозного уровня инфляции текущего года. Депутаты хотели, чтобы он составлял не менее чем 40% от средней зарплаты в 2021-м, а потом ежегодно этот показатель должен был бы повышаться на 1 п.п. и к 2031 году мог бы достигнуть 50%.

Но в нынешний проект бюджета заложили рост прожиточного минимума по той же модели, что и во все предыдущие годы. Предполагается, что этот показатель вырастет на 8,1%, что должно компенсировать потери от инфляции. В следующем году этот показатель будет увеличиваться традиционно дважды - летом и зимой:

  • прожиточный минимум для трудоспособных лиц: с 1 января составит 2481 грн, с 1 июля - 2600 грн, с 1 декабря - 2684 грн;
  • прожиточный минимум для детей в возрасте до 6 лет: с 1 января составит 2100 грн, с 1 июля - 2201 грн, с 1 декабря - 2272 грн;
  • прожиточный минимум для детей в возрасте от 6 до 18 лет: с 1 января составит 2618 грн, с 1 июля - 2744 грн, с 1 декабря - 2833 грн;
  • прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность: с 1 января - 1934 грн, с 1 июля - 2027 грн, с 1 декабря - 2093 грн.

Что касается минимальной зарплаты, то в следующем году не предполагается ее резкое повышение. Минималка вырастет в конце этого года до 6500 грн в месяц и будет такой до октября 2022 года. Только тогда ее повысят на символические 200 грн - до 6700 грн.