Народные избранники проголосовали за проект бюджета-2022 приняли за основу. И это несмотря на то, что документ после изменений, предложенных профильным комитетом, они увидели накануне и голосовали за него, практически не вникая в подробности. Ведь монобольшинство спешило сделать это до 20 октября - согласно графику бюджетного процесса крайнего срока, когда документ должен быть проголосован в первом чтении.
И вот результат: эксперты критикуют главную смету страны из-за того, что она базируется на устаревших макропрогнозах, и ко второму чтению ее, скорее всего, будут существенно корректировать.
В общем и целом проект бюджета на 2022 год, за который проголосовали 264 депутата, мало чем отличается от документа, который правительство внесло в парламент в середине сентября.
Как и в первоначальной версии, доходы госбюджета предусмотрены на уровне 1,267 трлн грн, расходы - 1,442 трлн грн. Дефицит бюджета - 3,5% валового внутреннего продукта (ВВП), что составляет 188 млрд грн.
Рост экономики ожидается на уровне 3,8%. На обслуживание госдолга заложено 181,4 млрд грн, погашение - 393,3 млрд грн. Среднемесячная зарплата составит 15 300 грн. Потребительская инфляция достигнет 6,2%. Среднегодовой курс закладывают на уровне 28,6 грн за доллар.
Министр финансов Сергей Марченко заявил, что этот проект был согласован с миссией МВФ, которая на днях закончила свою виртуальную работу в Украине, и что в документе «предусмотрено достаточно средств для финансирования всех приоритетных потребностей государства в рамках действующего налогового законодательства».
Депутаты говорят, что после рассмотрения в профильном комитете правительству рекомендовали внести в документ ряд изменений.
- Предложено 3,3 млрд грн перебросить со статьи расходов на «обновление подвижного состава для перевозки пассажиров и модернизации железнодорожной инфраструктуры» на «обеспечение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения», - говорит нардеп Ярослав Железняк. - Предполагается получить дополнительные 6,5 млрд грн поступлений от НДС с импортных товаров. Интересно, что дополнительных поступлений от закона об олигархах или законопроекта №5600 пока так никто и не решился внести в проект бюджета.
По его словам, предполагается дополнительно выделить средства на такие программы:
По его словам, если сравнивать с изменениями, которые были к первому чтению в прошлые годы, то в этот раз депутаты представили совсем мало изменений.
Как и месяц назад, основные претензии к документу заключаются в том, что разработан он на устаревшей макроэкономической модели. Хотя государственные чиновники, наоборот, этот факт считают плюсом для проекта бюджета. Так, председатель Счетной палаты Валерий Пацкан похвалил правительство, которое сначала приняло бюджетную декларацию на три года, а потом на основании этих данных подготовило проект бюджета на 2022 год, который отвечает показателям и целям, указанным в этой самой декларации.
говорит экономист Борис Кушнирук.
По словам эксперта, слишком мало средств правительство планирует выделить на обеспечение энергоэффективности зданий как коммунальной собственности, так и многоквартирных домов населения. Особенно важно это на фоне нынешнего энергетического кризиса, который наблюдается в Европе и отголоски его уже заметны в Украине.
- На мой взгляд, правительству стоило бы в приоритете увеличивать расходы на улучшение энергоэффективности зданий бюджетных учреждений, а также на компенсацию населению по программам улучшения энергоэффективности многоквартирных домов, - продолжает Кушнирук. - Только за счет этого наша страна могла бы за несколько лет снизить потребление газа на 3 млрд кубометров в год. Кроме того, правительство обещало начать повышать прожиточный минимум до реальных показателей, но в нынешнем проекте бюджета нет даже намека на какие-либо шаги в этом направлении.
На социальных показателях, которые заложены в бюджет, хочется остановиться отдельно. Ведь даже в правительстве признают, что нынешняя модель определения размера прожиточного минимума и социальных выплат, которые к нему привязаны, давным-давно устарели. Тем более, что законопроект о новом способе формирования прожиточного минимума уже даже принят в первом чтении. Этот документ предлагает устанавливать прожиточный минимум в процентном соотношении к среднемесячной зарплате в Украине за год, предшествующий году формирования бюджета на следующие 12 месяцев, с учетом прогнозного уровня инфляции текущего года. Депутаты хотели, чтобы он составлял не менее чем 40% от средней зарплаты в 2021-м, а потом ежегодно этот показатель должен был бы повышаться на 1 п.п. и к 2031 году мог бы достигнуть 50%.
Но в нынешний проект бюджета заложили рост прожиточного минимума по той же модели, что и во все предыдущие годы. Предполагается, что этот показатель вырастет на 8,1%, что должно компенсировать потери от инфляции. В следующем году этот показатель будет увеличиваться традиционно дважды - летом и зимой:
Что касается минимальной зарплаты, то в следующем году не предполагается ее резкое повышение. Минималка вырастет в конце этого года до 6500 грн в месяц и будет такой до октября 2022 года. Только тогда ее повысят на символические 200 грн - до 6700 грн.