Вопрос подписания договора об «Открытом небе» между Украиной и ЕС тянется уже много лет. Этот документ был согласован еще в конце 2013 года во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе. Но тогда власть отказалась от проевропейского курса, потом случилась Революция достоинства, аннексия Крыма, оккупация Донбасса.
На какое-то время этот вопрос отложили, а потом начались трения в самом ЕС. Между Испанией и Великобританией в 2014-м с новой силой вспыхнул старый спор о статусе аэропорта Гибралтара. Потом в Британии начался процесс Брексита. Эти два события фактически заморозили заключение новых соглашений между ЕС и третьими странами в авиаотрасли.
Когда Британия наконец-то вышла из ЕС, тогда и стало возможным подписание нового соглашения. 28 июня Совет ЕС утвердил соглашения с четырьмя странами - с Украиной, Арменией, Тунисом и Катаром. И теперь на саммите Украина - ЕС договор подписан.
Самое главное, что получит пассажир после вступления в силу этого договора, - усиление конкуренции между авиакомпаниями на всех направлениях. Сейчас маршруты между украинскими и европейскими аэропортами согласовываются на уровне двусторонних соглашений. И некоторые направления делятся между украинскими и европейскими перевозчиками, устанавливая на них фактическую монополию двух авиакомпаний. Новый перевозчик зайти на этот же маршрут не может.
Когда будет подписан договор об «Открытом небе», эта бюрократическая преграда будет нивелирована, и любая авиакомпания сможет подавать заявки на новые маршруты между украинскими и европейскими аэропортами. Причем у лоукостеров есть большие планы на эти направления, что должно со временем привести к снижению цен по целому ряду направлений.
Кроме того, украинские авиакомпании вынуждены будут соблюдать права пассажиров и платить компенсации в случае задержек по вине перевозчиков. Согласно европейским правилам, если задержка произошла по вине авиакомпании, то пассажиру должны выплатить серьезную компенсацию, от 200 до 600 евро в зависимости от времени задержки и длительности маршрута.
Как говорят эксперты, после официального подписания договора он начнет действовать почти сразу. ЕС и Украине еще нужно будет обменяться нотами о применении соглашения по временной процедуре, после чего начнется ратификация парламентами всех стран ЕС. То есть формальное согласование будет продолжаться на фоне действия договора.
Скорее всего, он начнет действовать с 1 ноября или с 1 декабря этого года. Правда, начать летать по новым маршрутам перевозчики смогут не раньше чем с весны следующего года. Причин тут две. Во-первых, согласование новых направлений занимает какое-то время, а, во-вторых, зимой пассажиропоток серьезно снижается, и на этот период компании даже сокращают свои полетные программы. Поэтому о дешевых билетах на Новый год или Рождество мечтать не стоит.
Да и коронавирусные ограничения влияют на уменьшение пассажиропотока. Например, венгерский лоукостер сократил некоторые рейсы на зимний период, а также перенес возобновление ряда своих маршрутов на март 2022 года.
В случае подписания договора между Украиной и ЕС уже с весны начнется перераспределение маршрутов и борьба за пассажиров. О том, что отечественный рынок авиаперевозок интересует бюджетных европейских перевозчиков, заявил глава лоукостера Ryanair Майкл О’Лири. По его словам, компания хочет начать летать в 12 украинских аэропортов, хотя сейчас полетная программа осуществляется только в пять крупнейших. Чтобы обеспечить увеличенный пассажиропоток, польская дочка ирландского перевозчика в ближайшее время может завезти для базирования в Украину до 20 самолетов. Интересно, что иностранные компании смогут выполнять не только рейсы между украинскими и европейскими городами, но и внутренние рейсы в Украине.
- Общее авиационное пространство позволит использовать для полетов внутри страны самолеты авиакомпаний Евросоюза, которые не зарегистрированы в Украине. Это повысит качество полетов, и при этом рост конкуренции будет способствовать снижению цен на билеты, отметил в комментарии «КП в Украине» транспортный эксперт Василий Шевченко.
Правда, для того чтобы осуществлять рейсы в ЕС из аэропортов, которые сейчас не имеют международного сообщения, придется там организовывать пограничные и таможенные посты, а это уже задача украинских властей. И реализуется она не за один день. Если все пойдет так, как задумано, то расширение маршрутов лоукостеров на новые аэропорты будет продолжаться весь следующий год.
В общем, на эти новогодние праздники особых изменений в ценовой политике и географии авиаперевозчиков ждать не стоит, даже если соглашение «Открытое небо» и будет подписано. Кроме того, скорее всего, из-за эпидемиологической ситуации и роста количества заболевших коронавирусом через две недели Украину исключат из «зеленого» списка ЕС. Это приведет к ужесточению требований к путешественникам.
После этого возможно несколько сценариев развития событий. Некоторые страны продолжат пускать наших туристов с негативными ПЦР-тестами. Однако, скорее всего, большинство государств начнут требовать сертификаты вакцинации. Причем уже сейчас есть отличия в политике разных государств - одни согласны пускать туристов с любыми разрешенными в Украине прививками, а другие - только с теми вакцинами, которые признаны в ЕС. Ну и, наконец, в теории возможен новый жесткий запрет на въезд в Европу туристов из третьих стран. Этот вариант хоть и маловероятен, но совсем сбрасывать его со счетов не стоит.
Поэтому туристические компании советуют на Новый год смотреть на другие направления.
- Мы продаем сейчас новогодние туры в Египет, Турцию, ОАЭ, Доминикану, Занзибар, Танзанию, Мальдивы, Шри-Ланку, Тайланд и Мексику. Самые дешевые предложения традиционно приходятся на Египет. Там цены стартуют от 300 долларов на человека. Путевка в ОАЭ обойдется уже где-то в 500 долларов на человека за неделю отдыха. Дороже обходится Шри-Ланка. Туда путевки стартуют от 20 тысяч грн с человека. Также сейчас туроператоры расширяют полетные программы в Мексику и Доминикану, но цены на такие путешествия кусаются. Путевка на Новый год в Мексику обойдется от 50 тысяч грн на человека, а перелет в Доминикану - от 30 тысяч грн, - рассказали нам в одном из турагентств.
Для любителей лыжного отдыха доступны для бронирования европейские и турецкие курорты, но в турагентствах предупреждают, что в прошлом году горнолыжный отдых в Европе был существенно ограничен для иностранцев.
- Дешевле всего обойдутся Болгария и Словакия. - Чаще всего туда возят автобусом, и можно вложиться в суммы от 10 тысяч гривен. Но нужно понимать, что погодные условия там могут быть не самыми благоприятными. Также недорого продают туры в турецкий Кейсери - путевка стоит около 500 долларов, но тут в цену будет включен перелет. Неделя в Андорре обойдется в 500, но уже евро на человека, а туры в Австрию стартуют от 600-700 евро на человека, - продолжают турагенты.
В общем, варианты куда-то слетать этой зимой есть, главное - чтобы страны пускали туристов, а у тех, в свою очередь, были деньги на путешествия.