Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Открытое небо» с ЕС: когда ждать дешевых билетов на самолеты

«Открытое небо» с ЕС: когда ждать дешевых билетов на самолеты
Фото: Юнус Ердогду / УНИАН

Вопрос подписания договора об «Открытом небе» между Украиной и ЕС тянется уже много лет. Этот документ был согласован еще в конце 2013 года во время саммита Восточного партнерства в Вильнюсе. Но тогда власть отказалась от проевропейского курса, потом случилась Революция достоинства, аннексия Крыма, оккупация Донбасса.

На какое-то время этот вопрос отложили, а потом начались трения в самом ЕС. Между Испанией и Великобританией в 2014-м с новой силой вспыхнул старый спор о статусе аэропорта Гибралтара. Потом в Британии начался процесс Брексита. Эти два события фактически заморозили заключение новых соглашений между ЕС и третьими странами в авиаотрасли.

Когда Британия наконец-то вышла из ЕС, тогда и стало возможным подписание нового соглашения. 28 июня Совет ЕС утвердил соглашения с четырьмя странами - с Украиной, Арменией, Тунисом и Катаром. И теперь на саммите Украина - ЕС договор подписан.

Что это даст пассажирам

Самое главное, что получит пассажир после вступления в силу этого договора, - усиление конкуренции между авиакомпаниями на всех направлениях. Сейчас маршруты между украинскими и европейскими аэропортами согласовываются на уровне двусторонних соглашений. И некоторые направления делятся между украинскими и европейскими перевозчиками, устанавливая на них фактическую монополию двух авиакомпаний. Новый перевозчик зайти на этот же маршрут не может.

Когда будет подписан договор об «Открытом небе», эта бюрократическая преграда будет нивелирована, и любая авиакомпания сможет подавать заявки на новые маршруты между украинскими и европейскими аэропортами. Причем у лоукостеров есть большие планы на эти направления, что должно со временем привести к снижению цен по целому ряду направлений.

Кроме того, украинские авиакомпании вынуждены будут соблюдать права пассажиров и платить компенсации в случае задержек по вине перевозчиков. Согласно европейским правилам, если задержка произошла по вине авиакомпании, то пассажиру должны выплатить серьезную компенсацию, от 200 до 600 евро в зависимости от времени задержки и длительности маршрута.

Когда заработают новые правила

Как говорят эксперты, после официального подписания договора он начнет действовать почти сразу. ЕС и Украине еще нужно будет обменяться нотами о применении соглашения по временной процедуре, после чего начнется ратификация парламентами всех стран ЕС. То есть формальное согласование будет продолжаться на фоне действия договора.

Скорее всего, он начнет действовать с 1 ноября или с 1 декабря этого года. Правда, начать летать по новым маршрутам перевозчики смогут не раньше чем с весны следующего года. Причин тут две. Во-первых, согласование новых направлений занимает какое-то время, а, во-вторых, зимой пассажиропоток серьезно снижается, и на этот период компании даже сокращают свои полетные программы. Поэтому о дешевых билетах на Новый год или Рождество мечтать не стоит.

Да и коронавирусные ограничения влияют на уменьшение пассажиропотока. Например, венгерский лоукостер сократил некоторые рейсы на зимний период, а также перенес возобновление ряда своих маршрутов на март 2022 года.

Когда ждать дешевых перелетов

В случае подписания договора между Украиной и ЕС уже с весны начнется перераспределение маршрутов и борьба за пассажиров. О том, что отечественный рынок авиаперевозок интересует бюджетных европейских перевозчиков, заявил глава лоукостера Ryanair Майкл О’Лири. По его словам, компания хочет начать летать в 12 украинских аэропортов, хотя сейчас полетная программа осуществляется только в пять крупнейших. Чтобы обеспечить увеличенный пассажиропоток, польская дочка ирландского перевозчика в ближайшее время может завезти для базирования в Украину до 20 самолетов. Интересно, что иностранные компании смогут выполнять не только рейсы между украинскими и европейскими городами, но и внутренние рейсы в Украине.

- Общее авиационное пространство позволит использовать для полетов внутри страны самолеты авиакомпаний Евросоюза, которые не зарегистрированы в Украине.  Это повысит качество полетов, и при этом рост конкуренции будет способствовать снижению цен на билеты, отметил в комментарии «КП в Украине» транспортный эксперт Василий Шевченко.

Правда, для того чтобы осуществлять рейсы в ЕС из аэропортов, которые сейчас не имеют международного сообщения, придется там организовывать пограничные и таможенные посты, а это уже задача украинских властей. И реализуется она не за один день. Если все пойдет так, как задумано, то расширение маршрутов лоукостеров на новые аэропорты будет продолжаться весь следующий год.

Дешевых авиабилетов не стоит ждать раньше весны 2022 года. JoshuaWoroniecki с сайта pixabay

Дешевых авиабилетов не стоит ждать раньше весны 2022 года. JoshuaWoroniecki с сайта pixabay

Куда лететь этой зимой

В общем, на эти новогодние праздники особых изменений в ценовой политике и географии авиаперевозчиков ждать не стоит, даже если соглашение «Открытое небо» и будет подписано. Кроме того, скорее всего, из-за эпидемиологической ситуации и роста количества заболевших коронавирусом через две недели Украину исключат из «зеленого» списка ЕС. Это приведет к ужесточению требований к путешественникам.

После этого возможно несколько сценариев развития событий. Некоторые страны продолжат пускать наших туристов с негативными ПЦР-тестами. Однако, скорее всего, большинство государств начнут требовать сертификаты вакцинации. Причем уже сейчас есть отличия в политике разных государств - одни согласны пускать туристов с любыми разрешенными в Украине прививками, а другие - только с теми вакцинами, которые признаны в ЕС. Ну и, наконец, в теории возможен новый жесткий запрет на въезд в Европу туристов из третьих стран. Этот вариант хоть и маловероятен, но совсем сбрасывать его со счетов не стоит.

Поэтому туристические компании советуют на Новый год смотреть на другие направления.

- Мы продаем сейчас новогодние туры в Египет, Турцию, ОАЭ, Доминикану, Занзибар, Танзанию, Мальдивы, Шри-Ланку, Тайланд и Мексику. Самые дешевые предложения  традиционно приходятся на Египет. Там цены стартуют от 300 долларов на человека. Путевка в ОАЭ обойдется уже где-то в 500 долларов на человека за неделю отдыха. Дороже обходится Шри-Ланка. Туда путевки стартуют от 20 тысяч грн с человека. Также сейчас туроператоры расширяют полетные программы в Мексику и Доминикану, но цены на такие путешествия кусаются. Путевка на Новый год в Мексику обойдется от 50 тысяч грн на человека, а перелет в Доминикану - от 30 тысяч грн, - рассказали нам в одном из турагентств. 

Для любителей лыжного отдыха доступны для бронирования европейские и турецкие курорты, но в турагентствах предупреждают, что в прошлом году горнолыжный отдых в Европе был существенно ограничен для иностранцев.

- Дешевле всего обойдутся Болгария и Словакия. - Чаще всего туда возят автобусом, и можно вложиться в суммы от 10 тысяч гривен. Но нужно понимать, что погодные условия там могут быть не самыми благоприятными. Также недорого продают туры в турецкий Кейсери - путевка стоит около 500 долларов, но тут в цену будет включен перелет. Неделя в Андорре обойдется в 500, но уже евро на человека, а туры в Австрию стартуют от 600-700 евро на человека, - продолжают турагенты.

В общем, варианты куда-то слетать этой зимой есть, главное - чтобы страны пускали туристов, а у тех, в свою очередь, были деньги на путешествия.

Новости по теме: самолет Билеты Авиарейсы