Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

В Украине может быть сорван отопительный сезон

В Украине может быть сорван отопительный сезон
Фото: Фото: Архив «КП»

В Николаеве уже арестовали счета тепловиков. У них нет денег на подготовку к отопительному сезону. Чтобы всей стране зимой не замерзнуть, власть должна разрубить долговой узел. 

Несмотря на то что сейчас только середина августа, многим украинцам стоит задуматься о том, будут ли они с теплом этой зимой. Из-за миллиардных долгов прошлых лет перед "Нафтогазом" тепловики рискуют остаться без возможности ремонтировать оборудование, покупать газ, а значит, и производить тепло. Более того, исполнительная служба уже арестовывает счета коммунальщиков, что делает невозможным подготовку котельных и сетей к эксплуатации в холодное время года. "КП" в Украине" разбиралась, каким может быть выход из сложившейся ситуации.

Николаевский прецедент

Первый тревожный звоночек о том, что в этом отопительном сезоне по всей стране может быть холодно, прозвучал в Николаеве. В конце июля исполнительная служба наложила арест на денежные средства на счетах ОКП "Николаевоблтеплоэнерго" из-за долга за поставленный газ в сумме 201 млн грн. Как сообщает пресс-служба НАК "Нафтогаз України", арест наложен на основании приказа Хозяйственного суда Николаевской области от 8 октября 2019 года о взыскании части долга в сумме 65,2 млн грн.

На самом предприятии долги не отрицают, но говорят, что это задолженности прошлых лет, которые сформировались по независимым от них причинам.

- У нас нет долгов за 2019-2020 годы, - поясняет директор ОКП "Николаев­облтеплоэнерго" Николай Логвинов. - Это все долги прошлых лет, которые возникли из-за разницы в тарифах за тепло, которое платило население, и стоимостью газа для тепловиков. Мы пригласили независимого аудитора, и он подтвердил, что убытки предприятия от разницы в тарифах составили 245 млн грн. У нас сейчас все средства уходят на покрытие долгов. Наше предприятие не может даже налоги платить, потому что мы рассчитываемся за газ и его поставку.

После того как счета компании были арестованы, вся хозяйственная деятельность этого поставщика тепла фактически остановлена. Нечем платить зарплаты сотрудникам, и, что самое страшное, может быть сорвана подготовка к отопительному сезону, до которого осталось не так уж и долго.

- Долги по зарплате уже около трех месяцев, - продолжает Логвинов. - У нас сейчас основная задача - это удержание сотрудников. В отрасли и так работают люди старше 50 лет, а если и они уйдут, то попросту будет некому работать.

Откуда такие долги?

Если вы думаете, что николаевский случай какой-то уникальный, то вы заблуждаетесь. Похожая ситуация сложилась буквально в каждом городе страны. Сумма задолженности в отрасли за газ и услуги теплоснабжения уже превышает 114 млрд грн. 

Откуда накопились такие суммы, спросите вы. Частично это долги населения, которое суммарно должно за услуги ЖКХ более 50 млрд гривен. Но виновато в этом не только население. Дело в том, что до 2017 года тарифы на тепло, которые устанавливала НКРЭ, не покрывали себестоимость производства тепла. То есть люди даже если и платили по тарифам, то эти деньги не окупали всех затрат коммунальщиков.

В какой-то момент формирование тарифов было передано местным властям. Но политики не готовы были принимать непопулярные решения о повышении стоимости тепловой энергии, и коммунальщики продолжали работать себе в убыток. Огромные долги формировались годами. По состоянию на конец июля суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ только перед НАК "Нафтогаз України" составляет около 35 млрд грн.

- Теплопоставщики находятся в дискриминационном положении, - поясняет глава Ассоциации "Укртеплокоммунэнерго" Арсентий Блащук. - За газ, его транспортировку и распределение они должны платить наперед, а деньги от населения получают только в районе 20-го числа следующего месяца. Кроме того, если человек не платит за коммунальную услугу, то ему насчитывается чисто символическая пеня 0,01% в день, в то же время штрафы за неоплату газа огромные - "Нафтогаз" выставляет до 50% в виде штрафных санкций, а штрафы поставщиков доходят до 74%. Если посмотреть на структуру задолженности, то около 20 млрд грн составляет разница в тарифах производителя тепла и тех, что платило население, а еще около 10 млрд грн - это штрафы и пени. 

По словам Блащука, в тариф не закладываются расходы на ремонт и обслуживание котельных. А 90% полученных от населения денег тут же поступают на так называемый распределительный счет, откуда средства используются исключительно для оплаты газа и его поставки. То есть до самих тепловиков доходит только 10% от суммы, которую платит население. В такой ситуации Украина рискует потерять всю отрасль центрального теплоснабжения. При этом альтернатив ей не видно.

Например, в Киеве около 10% имеют индивидуальное отопление. Но, по словам представителей столичной городской администрации, и там копятся долги за газ - многие компании уже должны поставщикам по несколько миллионов гривен.

- Во многом такая ситуация складывается из-за дискриминационных договоров, которые поставщиков тепла обязывает заключать НАК "Нафтогаз", - говорит генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев. - Во время эпидемии ковида людям разрешили не платить за коммуналку, а поставщикам за газ приходится расплачиваться. А когда они не могут это сделать, им еще и штрафные санкции выставляют. В итоге "Нафтогаз" получает сверхприбыли, а отрасль, где работают около 10 тысяч человек, может просто не пережить второй волны коронавируса. Кабмин мог бы хоть на время карантина запретить начисление штрафов и пеней для тепловиков, как это было сделано для населения.

Как решить проблему

Получается замкнутый круг, выхода из которого не видно. Если ничего в отрасли не менять, то со временем все предприятия теплокоммунэнерго из-за долгов не смогут продолжать свою деятельность. Что в свою очередь приведет к тому, что простые люди останутся зимой без тепла.

- На рынке сложилась ситуация, когда все должны друг другу, и только НАК "Нафтогаз" надувает свою сверхприбыль из воздуха, - говорит экономист Виктор Скаршевский. - Существует несколько вариантов решения проблемы. Можно, например, сделать это за счет населения. Поднять тариф в три раза, чтобы перекрыть долги прошлых лет. Но в этом случае население массово откажется платить за тепло. Второй вариант - погасить долги за счет бюджетных средств. Но где их взять, если дефицит бюджета в этом году составляет 300 млрд грн? Третий вариант - перекредитовать эту задолженность. Но какой банк выдаст кредит предприятию, которое не имеет ресурсов для его выплат? Четвертый вариант - это списать всю безнадежную задолженность тепловиков по цепочке вплоть до "Нафтогаза". В парламенте лежит законопроект 3800-1, который поддерживают депутаты всех фракций. Этот документ как раз и предполагает списание части долгов по цепочке от предприятий ТКЭ до монополистов.

При этом, по словам эксперта, НАК "Нафтогаз" от этого не пострадает. Дело в том, что такие компании, как НАК "Нафтогаз України" и "Оператор ГТС Украины" вынуждены формировать резервы под безнадежную задолженность. В результате уменьшается сумма прибыли компаний, с которой выплачиваются дивиденды в государственный бюджет. Поэтому списание таких безнадежных долгов приведет к финансовому оздоровлению государственных компаний.

Кроме того, это позволит местным бюджетам, из которых правительство и так забрало около 10 миллиардов гривен в фонд борьбы с коронавирусом, меньше тратить на поддержку тепловиков. А дотации местных бюджетов предприятиям ТКЭ находятся на втором месте после сферы образования. Поэтому списание долгов сможет решить проблему дисбалансов местных бюджетов в условиях нынешнего экономического кризиса.

Кстати, аналогичное решение о списании безнадежных долгов не так давно было принято на рынке электроэнергии. Верховная Рада Украины приняла закон о списании долгов между участниками рынка, и 15 июля его подписал президент. Почему бы не использовать этот опыт и для участников газового рынка, тем более что речь идет о старых долгах, накопившихся с 2015 года.