Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Перевозчик заробитчанских передач из Италии: На таможне за "бус" просят 300-400 евро

Перевозчик заробитчанских передач из Италии: На таможне за
Фото: Фото: ФБ

Граница кормит тысячи украинцев

Жители приграничных городков так и говорят: "Украина - мать, а кордон - отец". И не лукавят. В таких поселках в магазинах венгерская колбаса дешевле отечественной, молоко чаще польское, а сладости сплошь недефицитные итальянские. Да и с сигаретами и алкоголем напряженки нет, хоть местные быстро переправляют этот товар, спрятанным в машине или на теле, в Европу.

Но это далеко не все схемы заработка. Оказывается, можно хорошо заработать, лишь крутя "баранку". Так, водитель микроавтобуса, который перевозит через границу посылки, к примеру, от заробитчан из Италии, за одну ходку может заработать несколько тысяч евро. И на днях около полусотни этих шоферов перекрыли дорогу на украино-венгерском пункте пропуска "Тиса".

Перевозчики протестовали против требований растаможить эти самые передачи. Более того, некоторые из них не хотели открывать для осмотра багажники своих "бусов", хоть, казалось бы, что скрывать, если везете посылки. Протестующие кричали, возмущались, выкрикивали проклятия в сторону таможенников, которые требовали оплатить 1 евро за килограмм пресловутых "итальянских посылок". Успокоились лишь после приезда главы Закарпатской ОГА Алексея Петрова.  Оказалось, это нововведение его рук дело, причина - люди не хотят декларировать товары, которые перевозят, и в результате деньги идут мимо государственной казны. После продолжительных переговоров двух сторон перевозчикам все же пришлось платить. Правда, на половину меньше - 0,55 евроцента за 1 кг товара.

- Если эти деньги пойдут на строительство дорог, обустройство городов и сел, тех же школ, детсадов, то тогда я согласен платить, - рассказал "КП" в Украине" один из перевозчиков, Богдан.

Богдан согласился встретиться с нами в парке в одном из спальных районом Львова. В коренастом, невзрачном на вид мужичке вряд ли узнаешь удачливого бизнесмена, который сколотил приличное состояние. Богдан более 10 лет занимается перевозками "итальянских посылок". За это время купил дом за городом за 100 тысяч долларов, две квартиры во Львове и пригороде, несколько "бусов". Хвастается, что его дети уже обеспечены, хватит и внукам.

- В свое время я понял, чем надо заниматься и где прибыль, - улыбается он. - А ведь в начале 2000-х поехал в Италию на заработки, пахал по стройкам чернорабочим. Пару годиков так работал, думал, что останусь у "макаронников" жить. Но как-то передавал передачу своим родным в село, познакомился с водителем. Слово за слово, и он предложил мне работу - возить передачи из Италии. Я и согласился.

Возле одной из турфирм стоят крепкие мужики с чемоданами и баулами. Едут не на море, а на заработки. Фото: ФБ

"Беру с заробитчан 4 евро за килограмм"

Несколько лет Богдан провел за рулем "буса". Узнал, как сам говорит, бизнес изнутри, познакомился с украинцами в Италии. Да и с таможенниками на границе тоже навел мосты дружбы. И понял, что вполне может работать сам на себя.

- Это сейчас в бизнес международных перевозок не пролезть, "заклюют" конкурента, а тогда, когда я начинал, просто купил автофургон, сделал документы - паспорт, страховки, визу, которая тогда еще нужна была, лицензию на грузоперевозки и поехал, - говорил Богдан.  - Сначала курсировал на Милан и окрестности, там много наших заробитчан. Они передавали посылки своим родным в Украину, на бумажках писали адреса и телефоны. Эти передачи я развозил по Закарпатской, Черновицкой, Франковской, Львовской областям.

На Апеннинский полуостров Богдан до сих пор выезжает по вторникам, а возвращается в пятницу-субботу. Курсирует по маршруту Украина - Италия три раза в месяц. Одна неделя - выходной. У перевозчика уже не один, а четыре микроавтобуса, которые возят итальянские посылки. Говорит, официально нанятым водителям платит по-божески.

- Суммы называть не буду, но не обижаю их, - говорит Богдан. - А вот сколько беру с заробитчан - озвучу: 4 евро (120 грн) за килограмм. Люди платят, ведь это не так много, а доставляю быстро. И не требую детально описывать то, что в той посылке. Чуть дороже беру за конверты с деньгами или драгоценности.

Путем нехитрых подсчетов можно прикинуть, что микроавтобус, в который можно загрузить тонну товара, "заработает" за одну ходку 4 тысячи евро (почти 120 тыс. гривен).

- Нет, это вы уже совсем грубо подсчитали, - с улыбкой возражает Богдан. - А бензин, а амортизация, а форс-мажор на дороге - ведь всякое бывает в пути. И не всегда мой "бус" загруженный под завязку посылками.

Итальянский "контрабас" вместе с посылками

Оказывается, помимо заробитчанских передач, перевозчики везут откровенную контрабанду, хоть и не признаются. Одежда, парфюмерия, косметика и, конечно же, продукты - вот это и есть итальянский "контрабас".

- То, что вы назвали, везу по заказу знакомых владельцев магазинов, - признается Богдан. - Пройдитесь по Львову, посчитайте, сколько в городе магазинов с итальянскими продуктами. Десятки! А по области? Сотни! Это все зачастую везут так, как мы. Технику и мебель реже перевожу, габаритное. Кстати, в Италию тоже порожняком не еду. Покупаю нашим людям базарную сметану, творог, наши конфеты и шоколад, пиво, сушеную рыбку, все то, по чем скучают заробитчане. Они мне сами скидывают список продуктов на вайбер.

Получается, заработок одного микроавтобуса намного выше, чем каких-то пару тысяч евро.

- А как вы границу переезжаете "бусом", набитым товаром? - спрашиваем.

Богдан молчит, подбирает слова.

- Ни для кого не секрет, как границу можно беспроблемно проехать, - говорит. - Да, плачу за это таможенникам - и нашим, и по ту сторону, говорю, как есть. За "бус" просят 300 - 400 евро, иногда и больше. А ежедневно границу проходят десятки таких машин. Вот и считайте…

Считать чужие деньги - дело неблагодарное. Но после слов Богдана понимаем, почему до сих пор на границе нет порядка. Ни таможенникам, ни перевозчикам это не выгодно.

Уже прощаясь, Богдан подчеркнул, что на ПП "Тиса" его "бусы" не стояли, да и он сам не будет протестовать против более жесткого контроля за международными перевозками. Но и в порядок на границе, который власть не смогла обеспечить за 29 лет независимости, не верит.

Около полусотни перевозчиков "итальянских посылок" перекрыли дорогу на украино-венгерском пункте пропуска "Тиса". Фото: dpsu.gov.ua

СПРАВКА "КП"

По закону перевозчик должен в обязательном порядке задекларировать перемещаемые товары, предъявить документы для таможенного контроля. И оплатить необходимые таможенные сборы официально. В Украину беспошлинно можно провезти товар на сумму до 500 евро. Но перевозчики таких грузов хитрят: разрезают бирки на товарах, сдирают или зарисовывают этикетки, чтобы снизить стоимость, также делят товар на якобы посылки так, чтобы не превышать указанную сумму.

Руководитель Закарпатской ОГА Алексей Петров заявил, что готов ломать эти коррупционные схемы. Хоть на самом деле законность его решения собирать с перевозчиком по 0,55 евроцента за 1 кг товара вызывает много вопросов, ведь находится не в компетенции чиновника. Но Петров подчеркнул, что Президент Украины Владимир Зеленский дал "добро" на такую деятельность - поручил ему усилить контроль за перемещением "бусов", которые прибывают в нашу страну, и предоставил ряд приоритетов в работе.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Автобусные туры для заробитчан

Карантин пребольно ударил по туристической отрасли. И пока одни турфирмы молятся на туриста, другие отправляют туристические автобусы с заробитчанами за границу.

- Зарабатывают как могут: чтобы не простаивать, везут наших на заработки до границы, иногда и через кордон, - рассказал "КП" в Украине" бывший сотрудник одной из туристических компаний Тарас. - Главное, чтобы документы у заробитчан были в порядке. Но если с такими перевозками все понятно, то больше интереса вызывает продажа дешевых автобусных туров, например, в Краков или Будапешт.  Эти туры зачастую пользуются спросом у заробитчан из Центральной Украины, потому что из Западной сами могут беспроблемно проехать границу. Человек платит каких-то 50 евро (почти 1500 гривен) и с комфортом едет за границу. Да и на кордоне его не будут "шманать" таможенники, к тургруппам более лояльное отношения. А часто бывает, что не набирается группа, есть свободные места в автобусе, и их продают заробитчанам по более низкой цене. К тому же, с собой можно взять пару блоков сигарет или бутылок алкоголя.

- Будучи помощником гида, я столкнулся с неприятной ситуацией: две пенсионерки, которые якобы ехали на экскурсию в Вену, перед границей начали бегать по автобусу и совать в руки туристам сигареты с просьбой перевезти через границу. Многие согласились из жалости. Старший гид был в курсе этой ситуации. А бабушки, кстати, пропали после санитарной остановки в маленьком городке в Польше.

По словам нашего информатора, люди, которые едут за границу не архитектуру рассматривать, после прибытия в тот или иной город исчезают. Гид и водитель обычно в курсе. А часто бывает так, что, возвращаясь в Украину, водитель по дороге подбирает несколько человек не из тургруппы. Тут уже деньги идут напрямую в карман шоферу и гиду.

Читайте также

Заробитчане возвращаются в Польшу: Деньги закончились, надо работать