Цены на нефть марки WTI 20 апреля обрушились до отрицательных значений, достигнув в определенный момент торгов на бирже ICE отметки в -40 долларов за баррель. И 21 апреля, выйдя из пике, все еще торгуется в небольшом минусе. Конечно, рынок придет в себя и долго такую картину мы наблюдать не будем, но этот парадокс, по мнению многих экспертов, войдет в учебники и станет частью экономической истории под названием "Черный понедельник".
Отрицательных цен на нефть мир раньше никогда не видел. Это даже не бесплатный энергоноситель, это что-то другое, иррациональное. Ведущие зарубежные издания обсуждают беспрецедентный обвал фьючерсных контрактов на американскую нефть марки WTI, которые в понедельник впервые в истории опускались до отрицательных значений,
- Когда в понедельник цены на нефть, казалось, попали в зазеркалье и упали до отрицательного значения, это продемонстрировало нам образ нефтяного мира, перевернувшегося с ног на голову, - отмечает американское издание Washington Post. Как поясняет газета, в теории отрицательное значение говорит о том, что теперь продавцы "черного золота" готовы платить покупателям по 40 долларов за баррель, чтобы те забрали их товар (на практике, конечно, никто никому доплачивать не будет).
Как пишет газета Wall Street Journal, такая ситуация свидетельствует, что покупатели не знают, что они будут делать с нефтью в ближайшем будущем.
Издание New York Times назвало ситуацию с отрицательными ценами на нефть "чем-то крайне странным", демонстрирующим растущую обеспокоенность инвесторов переполненными нефтехранилищами и по сути означающим, что эта нефть потеряла всякую ценность.
- В условиях отсутствия автомобилей на дорогах или самолетов в небе экономикам, пострадавшим от пандемии, больше не нужно потреблять так много сырой нефти. Поэтому в этот понедельник на рынке нефти произошел беспрецедентный крах, - пишет испанская Pais.
Таким образом, отмечает Vanguardia, американские рынки переживают так называемую ситуацию "контанго", когда цена фьючерса в будущем выше, чем его текущая цена.
- Отрицательные цены – последний показатель глубины кризиса, охватившего нефтяной сектор после того, как ограничения, введенные во многих крупнейших экономиках мира, привели к падению спроса на нефть на треть, - замечает Financial Times.
Трейдеры, ранее купившие майский фьючерс на WTI, бросились продавать его по любой цене, лишь бы не принимать на себя обязательство физически забрать нефть. Причина такого поведения - отсутствие на рынке свободных хранилищ для нефти из-за огромного переизбытка предложения,
Рынок опасается, что это произойдет быстрее. Почти все хранилища нефти в мире заполнены или будут заполнены в ближайшие недели. Многие компании в качестве последнего резерва прибегли к услугам танкерного флота, арендовав суда для хранения, а не для перевозки черного золота. По
При этом эксперты, опрошенные разными мировыми изданиями, или колумнисты, которые пишут о "черном понедельнике" в основном оценивают такой провал цены как эпизодический. Крушения миропорядка не ожидается.
- Отрицательная цена в Америке - лишь сбой в матрице, технический провал, финансовая авантюра, имеющие мало отношения к реальному миру. Никому пока не будут доплачивать за полный бак на заправке, -
Обычная нефть - черная, вязкая, пахучая жидкость - по-прежнему в цене, пишет издание. Два главных мировых сорта нефти, к которым привязана цена большинства других, торгуются на том же уровне, что и пару дней назад. В Америке техасская нефть WTI с поставкой в июне стоит 22 доллара, а за баррель европейского сорта Brent дают $26.
Дальнейшую динамику цены определит баланс спроса и предложения, а не сиюминутная ситуация на одном из рынков фьючерсных контрактов, как это случилось в "черный понедельник". А баланс этот определится только тогда, когда мир выйдет из коронакризиса.
Хотя есть и эксперты, которым видится во вчерашнем парадоксе ожидание участниками рынка серьезного кризиса наподобие "Великой депрессии".
– Мне это говорит о том, что те рыночные игроки, кто занимается торговлей природными ресурсами, начинают прогнозировать вероятность экономической депрессии, возможно, сравнимой с депрессией 30-х годов, –
Спотовые цены на российский сорт нефти Urals временно опустились до отрицательных значений в Европе после того, как майские фьючерсы на нефть WTI рухнули на 300% и опустились до отметки минус 40 долларов за бочку. Об этом пишет
Спотовая цена (с поставкой немедленно - прим.авт.) российской нефти Urals с поставкой на Северо-Запад ЕС упала до минус 3 доллара за баррель. Это означает, что продавцы нефти готовы доплатить покупателю, чтобы у них забрали сырье.
За день котировки Urals потеряли около 15 долларов.
Саудовская Аравия дала понять, что может приступить к сокращению добычи нефти раньше заявленного срока. Не исключено, что за ней последуют и другие страны-члены ОПЕК, пишет
Financial Times пишет, что этот обвал "станет ударом для Дональда Трампа, который сделал все возможное, чтобы защитить нефтяной сектор, в том числе поддержал действия ОПЕК и России по сокращению добычи и пообещал поддержку отрасли". После падения цен Трамп подтвердил планы США использовать национальные резервы для хранения избыточной нефти.
Газета New York Times предполагает, что сейчас начнет расти беспокойство по поводу того, что сделка, достигнутая 12 апреля между ОПЕК, Россией и другими производителями нефти, окажется недостаточной, чтобы предотвратить переизбыток нефти на рынке.
Профессор экономики сотрудник Гуверовского института Пол Грегори, которого
Как ранее сообщала КП в Украине, у "Нафтогаза" есть идея хранить излишки мировой нефти в Украине и заработать на этом.
Новое соглашение предусматривает совокупное снижение нефтедобычи:
В частности, Россия и Саудовская Аравия сократят суточную добычу на 2,5 миллиона баррелей каждая с уровня 11 миллионов баррелей. Все остальные участники будут сокращать добычу на 23% от уровня октября 2018 года.
Соглашение будет действовать до 30 апреля 2022 года, однако его продление рассмотрят в декабре 2021 года.