21 ноября
Загрузить еще

Будущее малого и среднего бизнеса: конец всему или окно возможностей?

Будущее малого и среднего бизнеса: конец всему или окно возможностей?
Фото: Фото: Оскар Янсонс

Одни проблемы…

Пока коронавирус бушевал в Китае, можно было важно рассуждать о том, что кризис – это не только проблемы и вызовы, но и окно возможностей. Однако последние недели показали, что "окон" не видно, зато проблем – выше головы.

Представители малого бизнеса на просторах ФБ один за другим взывают о помощи. Кондитеры и хендмейдеры просят покупателей заказать "хоть что-нибудь", чтобы они могли переждать кризис и хоть как-то свести концы с концами. При этом обещают скидки сейчас и программы лояльности на будущее. Диетологи и психологи вовсю ведут короткие бесплатные "марафоны" в надежде на то, что потом их клиенты подпишутся на длинные и платные. Фотографы публикуют фотографии и просят помочь материально, потому что их снимки сегодня никто не покупает, а жить как-то надо.

"Люююдииии, помогите пережить карантин! Порекомендуйте плотницкие и столярные блоги, которые вы читаете!" - это уже крик души от "синих вортничков".

"В ближайший месяц только в Киеве закроется около 100 ресторанов, кафе и кофеен. Но карантин - это только начало. Нам придется встречать новый курс гривны", - дает печальный прогноз директор компании "Ресторанный консалтинг" Ольга Насонова.

- Проблемы у малого и среднего бизнеса возникли во всем мире: приостановить деятельность из-за карантина пришлось в большинстве стран, - говорит аналитик TeleTrade Сергей Родлер. – Как показывает практика того же Китая, проблемы у бизнеса чаще всего возникают из-за невозможности платить зарплату своим работникам во время простоя. Понятное дело, что те, кто работает дистанционно, способны пережить текущий кризис, тогда как сфера услуг, рестораны и небольшие ритейлеры вряд ли смогут протянуть несколько месяцев. Сейчас меняется сама потребительская модель поведения: люди избегают лишних трат и сосредоточены на "выживании". И если крупный бизнес имеет достаточные резервы, чтобы пережить ситуацию, то малый и средний – явно нет. Помощи со стороны правительства недостаточно: по сути все, что оно сделало, это разрешило пару месяцев не платить ЕСВ. Необходимо срочно вводить долгосрочное льготное кредитование и полноценные налоговые каникулы.

Кроме того, продолжает Родлер, важно приложить все усилия для поддержки гривны. Падение курса выгодно только крупным экспортерам, но не малому и среднему бизнесу и населению. Выплата аренды, кредитов, коммунальных платежей - со всем этим сейчас возникают проблемы. Иными словами, чтобы сохранить 12% своего ВВП (именно столько приходится на малый и средний бизнес), чиновникам необходимо полностью финансировать их деятельность в течение всего карантина, иначе взимать налоги скоро будет не с кого.

В ожидании перезагрузки

Впрочем, все это только начало. По словам Родлера, в случае массовых увольнений стране стоит ожидать существенного падения потребительской активности населения, что, в свою очередь, приведет к очередному витку сокращений персонала и расходов.

Экономист Владислав Банков уверен: нас ожидает полная перезагрузка экономики, включая малый и средний бизнес. Многие потеряют все, и будут вынуждены начинать с "низкого старта". Как и любой кризис, этот - время новых возможностей, время возникновения новых схем работы с потребителями. Но большой вопрос, по силам ли отечественному бизнесу воспользоваться открывшимся "окном".

- Думаю, что про окно возможностей говорят, в основном, те, кто не выезжал дальше Киева, - отметил в беседе с "КП" в Украине" эксперт института Growford Алексей Кущ. - Цифровизация и диджитализация всего и вся – это история западных стран. Когда я слышу о диджитализации, "государстве в смартфоне" и т.д., задаю вопрос: оцениваются ли технические условия на двух точках – точке предоставления административных услуг и точке получателя, государства и человека? Ведь для того, чтобы все это заработало, технические возможности государственного органа должны соответствовать техническим возможностям сельсовета. То же самое и с этим "окном возможностей" привлекать потребителей через соцсети: есть ли у бизнеса и его клиентов техническое соответствие?

По словам эксперта, украинский малый бизнес по-прежнему нацелен, в основном , на физический контакт. И дело даже не в логистике (у нас своеобразной логистической системой стала "Новая почта"), и не в технологическом отставании, а в нашей ментальности. Огромное число людей не готовы к дистанционному взаимодействию, и это надо учитывать. Да и вообще любые новшества и реформы нужно не слепо копировать у других, а соотносить со спецификой экономики своей страны.

А если вернуть соцсети?

Когда в Украине запретили "Одноклассников" и "ВК", это ударило по малому бизнесу. Многие именно в этих соцсетях рекламировали свои услуги, искали клиентов, и им потребовалось немало сил, чтобы переориентироваться. Возможно, сегодня возвращение этих соцсетей помогло бы как-то наладить положение дел и расширить коммуникации? Здесь эксперты оказались единодушны: этот "поезд" уже ушел.

- В сложившихся обстоятельствах маркетинговые кампании выглядят бессмысленной тратой резервов, особенно для малого и среднего бизнеса, - считает Сергей Родлер. – К тому же, за долгое время блокировки бизнес успел адаптироваться и переключиться на другие соцсети – к примеру, тот же Instagram. Так что разблокировка ВК могла бы оказать лишь незначительный позитивный эффект.

ВК и "Одноклассники" в Украине уже скорее мертвы, чем живы, соглашается Владислав Банков. И, по мнению эксперта, убил их не только запрет, но и большая функциональность FB, Теlеgram и WhatsApp, которые заняли их место.

- Последние несколько лет внесли существенные изменения в потребительские предпочтения, - подытожил Алексей Кущ. – Практика в очередной раз подтверждает: намного проще что-то запретить, чем возобновить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что будет с долларом к концу карантина

Новости по теме: Бизнес Карантин