На это неделе Кабмин принял постановление о введении специальной пошлины на импорт из РФ дизельного топлива и сжиженного газа. Об этом сообщил представитель президента Украины в правительстве Андрей Герус.
"Вчера Кабинет министров принял постановление, которым ввел специальную пошлину на импорт из Российской Федерации дизельного топлива (трубопроводным транспортом) и сжиженного газа. Такое совместное решение президента и правительства принято в ответ на расширение российских экономических санкций", – написал он на своей странице в Facebook.
По словам Геруса, согласно решению правительства спецпошлина на дизельное топливо, поставляемое трубопроводным транспортом, будет составлять 3,75% таможенной стоимости с 1 августа и 4,0% - с 1 октября 2019 года. В свою очередь, пошлина на поставки сжиженного газ с 1 августа будет равна 1,75%, с 1 октября – 3,0%.
"Соответствующие пошлины снимут сверхрыночную маржу трейдера-импортера, которая возникала по причине логистики (дизельпровод) и других факторов. Если типичная рыночная маржа в крупном опте составляет $10-12 за тонну, то на поставках трубопроводным транспортом такая маржа составляла $35-40 за тонну. Таким образом, маржа трейдера будет приведена к обычным рыночным уровням, и соответствующее решение никак не повлияет на розничные цены на АЗС", – написал Герус.
По его словам, украинский бюджет дополнительно будет получать около 2 млрд грн в год.
Он также отметил, что в настоящее время на рынке нефтепродуктов наблюдается профицит ресурса, что дает основания прогнозировать дальнейшее снижение цены на розничном рынке нефтепродуктов.
Эксперты говорят, что такими пошлинами правительство ударило по бизнесу, который связан с Виктором Медведчуком.
- Проект был принят 15 мая и отправлен на 3-дневную доработку, - рассказал директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - С тех пор прошло 60 дней. В чем причина? Шла борьба между сторонниками и противниками антироссийских пошлин. Это сегодня подтвердил и замминистра экономики г-н Нефедов. В июне в процесс вклинилась еще одна сторона – новоизбранного президента, которая, если судить по словам представителя президента в Кабмине Андрея Геруса, была за ограничительные меры. В итоге получилось нечто среднее и странное. В отношении дизтоплива из первоначального проекта исчезла квота 2,5 млн т в год. Но вместо этого планируемая пошлина выросла с 2% до 3,75-4,0%. Изюминкой является введение пошлины только на трубопроводный импорт ДТ, тогда как железнодорожных поставок российского продукта они не коснулись. Если честно, не припомню практики вводить пошлины по транспортному признаку. В целом логика понятна: трубу связывают с Виктором Медведчуком.
Что касается последствий, то они не будут слишком заметными.
- Роста цен не будет, - уверен Сергей Куюн. - В деньгах 4%-ная пошлина - это около 60 копеек за литр. Уверен, что такое повышение закупочной цены, если оно будет, розничные сети способны "проглотить" незаметно, учитывая нынешние рекордные торговые наценки на ДТ. Полагаю, что часть пошлины может взять на себя и поставщик, чтобы сохранить объемы поставок.
- Не особо, - считает Куюн. - Допускаю, что российский продукт, который сегодня занимает 40% рынка и проник повсюду, может покинуть отдаленные южные регионы, где продажи станут неприбыльными. Полагаю, морские поставки через порты смогут отвоевать 5% рынка. Не исключаю, что, учитывая такой первый звоночек, трейдеры попытаются диверсифицировать риски и увеличить закупки белорусского продукта. Но меньше 30% рынка за россиянами не останется в любом случае.
Также эксперт уверен, что не изменятся цены на сжиженный газ.
- Пошлина в размере 3% на сжиженный газ – это как мертвому припарки, - говорит Куюн. – Она не повлияет ни на что. Кроме рисков, что Россия в какой-то момент остановит все поставки. Здесь вопрос принципа. Партия войны в российской верхушке, в частности ФСБ, давно выступает за прекращение поставок энергоносителей в Украину. Но пока сильнее умеренная позиция, которая считает, что важно иметь рычаг влияния на Украину и заодно давать заработок своим лоббистам внутри страны. Такой шаг Украины может добавить веса "силовикам".
Эксперт говорит, что для введения пошлин сейчас самый неподходящий момент.
- Если в мае это было бы нормально, то сейчас мы стоим на пороге сезона пикового потребления нефтепродуктов, - резюмирует Сергей Куюн. - Август, сентябрь и октябрь – максимальные объемы, продиктованные в частности аграрной активизацией. Кроме того, в августе-октябре будут снижены поставки из Беларуси в связи с ремонтом НПЗ. Напомню, это второй по величине поставщик дизтоплива в Украину после России. Если русские решат остановить поставки или резко их снизить, кризиса – роста цен и дефицита на протяжении минимум двух-трех недель - не избежать. И если по дизелю со временем ситуацию можно несколько стабилизировать поставками по морю, то с газом будет тяжко – его цена будет расти, пока не сравняется по эффективности с бензином.
Поэтому, по словам эксперта, любые ограничения были бы более уместны в ноябре или декабре, когда потребление падает. Также необходимо готовить к этому рынок, который должен сформировать запасы. Тогда бы это понимали и в РФ, осознавая неэффективность своих демаршей. Но сейчас украинский рынок очень уязвим.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вот уже несколько недель доллар держится около своих годовых минимумов. Однако импортные товары в магазинах дешевеют не так быстро, как хотелось бы гражданам. "КП" в Украине" проверила, какие товары и услуги уже подешевели до минимума, а где еще есть потенциал для снижения цен.