Расходы украинских путешественников в 8-9 раз превышают расходы иностранцев в Украине. Такие цифры озвучила в своей колонке для "Нового времени" глава подкомитета по вопросам развития туризма, курортов и рекреационной деятельности ВР Анна Романова.
Эксперт приводит официальные данные НБУ, согласно которым украинцы в 2018 году купили туристических путевок за границу почти на 8 млрд долларов. Еще 3,6 млрд долларов наши сограждане потратили по безналичным расчетам за границей - то есть расплачиваясь в зарубежных магазинах картами. И эту сумму можно смело удваивать, ведь украинцы в основном тратят наличные.
При этом иностранцы, приезжавшие в Украину, потратили в нашей стране по безналичным расчетам всего 1,2 млрд долларов.
"На украинские путевки иностранцы почти ничего не тратят, поскольку украинский туристический продукт как таковой не сформирован. Поэтому иностранцы в 90% случаев приезжают самостоятельно", - отметила Романова. - Это означает, что в безналичные расходы очень часто включены бронирование отеля, трансфер, перелет".
Таким образом, подытожила эксперт, расходы украинских путешественников в 8-9 раз превышают расходы иностранных визитеров в Украине.
Словом, есть над чем работать – и Минэкономразвития (там есть целый департамент туризма, где работает 21 человек), и МИДу, и Мининфраструктуры, и Министерству информполитики.
"Этот список можно продолжать долго, так как туристическая индустрия охватывает все сферы управления: от гостеприимства сотрудников паспортного контроля до безопасности на улице, чистоты на обочине, сервиса в отеле, навигации в транспорте, общественных туалетов, дорог, поездов, аэропортов, - отметила Романова. - То есть мы теряем и недополучаем более 10 млрд долларов ежегодно, не развивая сильную украинскую туристическую индустрию. Не говоря о ежегодных имиджевых потерях, потому что лучший способ улучшить имидж страны – стать привлекательной туристической державой".
Даже после аннексии Крыма в Украине есть немало раскрученных пляжных курортов на берегу Черного моря – Одесса, Затока, Коблево, Скадовск. А ведь есть еще Азовское море, реки, озера – десятки и даже сотни живописных мест. Плюс Карпаты и Закарпатье, которые, хотя и являются основными туристическими направлениями для зимнего отдыха в Украине, пользуются неизменным спросом и в теплое время года.
Тем не менее, немало украинцев, планируя свой летний отдых, отдают предпочтение Турции и Египту. Свой выбор объясняют тем, что сервис там лучше, море и пляжи – чище, еда – разнообразнее и вкуснее, да еще при этом тур выходит дешевле!
- Мне всегда было непонятно, как тур с авиаперелетом на неделю может стоить 200 долларов с человека, - говорит директор туристического агентства In Tour Наталия Коломийчук. – Ведь сюда включено все: перелет, проживание, полный пансион, трансфер и даже страховка. Получается, что другие страны как-то находят возможность формировать продукт таким образом, чтобы он был доступен любому туристу, а мы – нет.
Коломийчук предполагает, что, возможно, основные проблемы кроются в законодательной базе и теневой экономике. А то, что не сформировано, не может быть дешевым и соревноваться в качестве.
- Мы имеем прекрасные места, которые посоревнуются по красоте с любыми красотами мира, мы имеем отличную лечебную базу, ничуть не хуже венгерских и чешских курортов, у нас есть неплохая отельная база, - говорит эксперт. - Вот только разрыв цены и качества между государственными объектами и частными очень велик. И зачастую отели, предоставляющие конкурентный набор услуг, в цене превышают зарубежные. Но почему? Стройматериалы, продукты, стоимость труда у нас дешевле, а цены – выше!
Вопреки значительному туристическому потенциалу Украина не входит в перечень популярных туристических направлений в мире. Согласно рейтингу туристической конкурентоспособности, Украина занимает 88-е место из 146.
- Еще в 2013-м мы в этом же рейтинге занимали более высокую позицию – 76-е место, - говорит экономист Андрей Мартынюк. – Однако военный конфликт на востоке страны привел в том числе и к тому, что наша страна воспринимается мировым сообществом как очередная "горячая точка". Туристы, желающие отдохнуть и насладиться достопримечательностями, природой и сервисом, вовсе не готовы рисковать своей жизнью, поэтому Украина ими даже не рассматривается в качестве места для отдыха.
К этой относительно новой проблеме добавляются и старые, продолжает экономист. Например, многие помнят об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-м и опасаются радиации. Плюс недостаточно комфортные турбазы и пансионаты, которые, имея материальную базу еще времен СССР, задирают цены как в "Хилтоне". И, наконец, отсутствие рекламы и раскрутки. Украинские туристы, даже мельком просматривая рекламные буклеты, получают больше представления о курортах Турции, Болгарии, Греции, Грузии, чем об отечественных.
По мнению аналитика Алексея Куща, Украина в развитии собственного туризма может пойти по одному из двух путей.
Во-первых, кластерная модель как в Египте, когда создаются туристические зоны. Во-вторых, модель МСБ (малого и среднего бизнеса), как, например, в Болгарии.
- Для первого варианта нужна жесткая управленческая вертикаль, для второго - развитие правовой и экономической среды, которую обеспечивает интеграция в ЕС, правда, у нас пока нет ни первого, ни второго, - констатирует эксперт. - Выделение земельных участков, разрешительная система, уровень кредитования МСБ, доступность подключения к инфраструктурным системам, развитие транспорта, банальных дорог и т.д. - все это отсекает Украину от развития туристической отрасли. Украинцы по-прежнему отдыхают в Египте, а не в Железном порту, то есть "голосуют ногами". Мы потеряли значительную часть профицита по статье туристических услуг после аннексия Крыма. В ближайшее время мы можем стать глобальным центром миграционных потоков, чем-то вроде вокзала на пути в ЕС. Что ж, можно будет заработать на беляшах.
Туризм сегодня является наиболее стремительно развивающейся отраслью в мире, но Украина, к сожалению, здесь больше клиент, нежели поставщик соответствующих услуг, говорит экономист Александр Гаврутенко.
- Вряд ли нам в ближайшее время светит стать весомым игроком на этом рынке, но стремиться хотя бы уравновесить внешнеторговый баланс в туристической сфере – это задача посильная и выполнимая, - считает экономист. - В туризме, как и в любой сфере, важно наличие уникального продукта, уникального торгового предложения. Украина никогда не будет на равных конкурировать с классическими формами туристических услуг (пляжный, горнолыжный, гастрономический отдых), но есть ниши, которые способны стать нашей визитной карточкой. Мы уже стали в какой-то степени "туристической Меккой" в таких не очень лицеприятных направлениях, как туризм по местам техногенных катастроф, секс-туризм, криминальный туризм – этим мы уже широко известны в мире. Работать над нивелированием негативного имиджа страны, концентрироваться на формировании уникальных продуктов в доступных нам позитивных направлениях (бизнес-туризм, спортивный, культурно-исторический, зеленый, образовательный, медицинский и пр.) – это путь, по которому необходимо двигаться, чтобы повышать туристическую привлекательность страны.