Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Какой будет налоговая система с приходом "команды Зе"

Какой будет налоговая система с приходом
Фото: Фото: REUTERS/Viacheslav Ratynskyi

Пока страна отдыхала, в команде избранного президента Владимира Зеленского озвучили, какой они видят экономику Украины и что планируют сделать. В частности, Данил Гетманцев, который отвечает у Владимира Зеленского за налоговую политику, в интервью Цензор.НЕТ рассказал, что предлагает новая команда в этой сфере.

1.Изменения для ФОПов

Для начала в команде Зеленского решили облегчить жизнь ФОПам (физлицам-предпринимателям, - Авт.). Гетманцев напомнил, что в 2016-м был принят закон, по которому даже неработающие ФОПы должны платить ЕСВ по минимальной ставке. Сейчас им приходят штрафы и пеня в огромных суммах. В команде Зеленского подготовили законопроект, который освободит ФОПов от налога, начисленного на деятельность, которую они фактически не осуществляли.

Комментарий эксперта:

- По закону, о котором говорит Гетманцев, ФОПов поставили в очень трудное положение, заставляя платить даже тех, у кого нет дохода, - отметил в комментарии "КП" в Украине" аналитик Даниил Монин. -  На деле это тогда бюджету не особо помогло: те, кто подрабатывал от времени от времени, либо лишились такой возможности (закон фактически закрыл более 200 тыс. ФОПов), либо ушли в тень. Так что, если этот закон будет отменен, это, на мой взгляд, хорошо.

2. Диджитализация

В команде Зеленского считают, что все налоговые процедуры и администрирование должны проходить в электронном виде. Предполагается, что человек сможет подать отчетность и получить информацию в ответ из налоговой в электронном виде, через смартфон.

- Определенные действия уже были проведены, - напоминает Гетманцев. - Например, в 2015-м была введена система электронного администрирования НДС. Это система, которая работает уже сейчас и работает достаточно неплохо, если не брать во внимание блокировку налоговых накладных. Но почему-то на этом государство остановилось.

Комментарий эксперта:

- Подобные разговоры я слышу на протяжении уже почти 20 лет - с момента, когда в офисах компаний или в квартирах граждан появились персональные компьютеры и все начали пользоваться электронной почтой, - говорит экономист Александр Гаврутенко. - Перевод налоговой отчетности в электронную форму – это точно не ноу-хау и точно не кардинальная смена парадигмы взаимоотношений государства, в лице налоговой службы, и граждан. Это процесс, который давно реализуется и требует усовершенствования, актуализации, оптимизации, большей эффективности и скорости внедрения технических решений. Здесь действительно есть большой задел для проявления более высокой компетенции новой государственной команды, но это всего лишь технический вопрос.

Основную же роль в повышении налоговой дисциплины в стране выполняют адекватность и справедливость уровня налоговых ставок, а также качество использования собранных налогов. Топ-коррупция, множество устарелых и бесполезных функций государства, бюрократия, низкое качество государственного сервиса, неэффективное использование бюджетных средств и их открытое разворовывание – это основные  факторы, который даже при самых новейших технологиях учета и администрирования, не повысит мотивацию граждан становиться дисциплинированными налогоплательщиками. И чтобы ситуация действительно менялась, нужно одновременно работать во многих направлениях: повышать удобство администрирования, обосновывать справедливый уровень налогообложения; бороться с коррупцией, обеспечивать высокое  качество и прозрачность использования бюджетных средств, ликвидировать монополии, повышать защищенность прав собственности и т.д.

Степень понимания всего спектра факторов, влияющих на решение проблемы, и будет определять дееспособность новой команды. Но косметические, показательные, популярные, простые и уже привычно пустые действия, очевидно, не заставят себя долго ждать.

3. Уплата налогов на единый счет

По словам Гетманцева, соответствующие законопроекты лежат в парламенте с 2017 года, но по непонятным причинам блокируются.

Комментарии экспертов:

- Государство давно хотело все налоги переводить на 1 счет – должны были запускать еще в 2017 году. Это сугубо технические моменты, - говорит Даниил Монин.

- Эта мера инициируется чисто в целях простоты и оптимизации процесса администрирования - никаких дополнительных стимулов и возможностей это не несет, - соглашается Александр Гаврутенко.

4. Налоговая амнистия

У Зеленского надеются на сотрудничество на международном уровне.

- Есть целый ряд договоров, ратификация которых нам позволит знать, где прячут деньги наши олигархи, - отмечает Данил Гетманцев. - Это называется автоматический международный обмен налоговой информацией. Большинство юрисдикций уже раскрывают эту информацию, но нам нужно внести изменения в ряд нормативных актов об информации с ограниченным доступом. Но это не делается, поскольку этот шаг связан с налоговой амнистией. И если наши олигархи будут знать, что следующим за этим шагом будет налоговая амнистия, то они раскроют свои активы за границей и легализуют свои доходы, чем наполнят экономику страны так необходимым для ее развития ресурсом.

При этом эксперт предостерегает: не стоит путать амнистию капитала с антикорупционной борьбой. Амнистия капитала не касается чиновников, которые уже давно вывели свои капиталы на свет божий, и подают электронные декларации. В законопроекте также указано, что на доходы, добытые преступным путем, полученные от коррупции или торговли людьми, амнистия не распространяется. И если какой-то условный коррупционер воспользуется амнистией, а потом будет доказано, что он является преступником, деньги будут конфискованы.

Комментарий эксперта:

- Если подходить с умом, то здесь должна быть достаточно простая последовательность действий, - говорит Алексей Кущ. - Вначале бизнесом, государством и обществом определяется консенсусная равновесная точка фискальной нагрузки – то есть устраняется базовая предпосылка формирования теневой экономики. Затем происходит амнистия теневых активов (а не коррупционных капиталов), далее - переходный период. И наконец, введение жестких механизмов контроля на принципах равного применения правосудия. В таком варианте понадобится год на период фискального маневра, три года – на переходный период, еще год – на имплементацию новых механизмов контроля, то есть за пять лет все можно успеть.

В "варианте Зе" предлагается амнистия капиталов без фискального маневра, то есть причины появления теневой экономики не устранены. В таком случае, легализуется лишь коррупционная рента, накопленная за последние 20 лет. С нее заплатят в бюджет пару миллиардов долларов и тут же их украдут. В результате выиграют лишь коррупционеры, которые станут легальными миллионерами.

5. Детенизация экономики

- Детенизация экономики – это сложный и комплексный процесс, который мы должны запустить, - говорит Гетманцев. - Мы проговорили диджитализацию, международное сотрудничество по открытию данных из офшоров и теперь следующий пункт наших предложений - всеобщее декларирование доходов. Это та фишка, которая позволит нам подходить по-европейски к вопросу, требовать не только от государства, но и от себя. Подходить к финансам по-европейски, считать свои деньги.

Комментарий эксперта:

- Введение обязательного декларирования - это белый шум, которым заполняют смысловой вакуум, образованный после избрания президента: смыслов нет, и это пугает, - поясняет Алексей Кущ. - Отсюда и появляются темы, которые заполнят пустоту. Несмотря на всеобщее заблуждение, обязательного декларирования нет даже в США: десятки миллионов американцев, получающих доходы ниже среднего, освобождены от декларирования.

Вообще, частичная обязательность деклараций работает в тех странах, где есть средний класс с широким ассортиментом дополнительных доходов: то есть человек зарабатывает не только на основном месте работы, но и имеет пассивные доходы от инвестирования, небольшой бизнес. В таком случае, он аккумулирует свой годовой доход, производит налоговый вычет на программы, уменьшающие налогооблагаемую базу (лечение, образование и т.д.) и сам платит налог раз в году, зачастую с помощью аудитора. Декларирование таким образом опирается на богатых и напрямую связано с самостоятельной уплатой налогов – иначе это просто "чес" бедных для лишения их субсидий. В общем, именно это и предлагается, ведь никто не даст возможность украинцам получать зарплату "грязными" и самостоятельно платить подоходный налог раз в году.

6. Налог на выведенный капитал

Налог на выведенный капитал (НнВК) – это вопрос, относительно которого не могут прийти к консенсусу ни сторонние эксперты, ни экономисты в команде Зе.

- Я к нему (налогу на выведенный капитал, - Авт.) осторожно отношусь, но принято командное решение, что он будет, - отметил Гетманцев в интервью.

Комментарии экспертов:

"ЗА": - Поскольку в текущей системе достаточно большой процент прибыли выводится из страны, то стимулирование реинвестиций является важным шагом к удержанию прибыли в стране, - говорит Даниил Монин. - Поэтому установление ставки 0% по налогу на прибыль и внедрение механизма налогообложение вывода средств из бизнеса – это важная мера, которая минимизирует необходимость вывода средств через теневые схемы и стимулирует улучшение платежного баланса страны.

"ПРОТИВ": - Налог на прибыль сейчас платят, в основном, иностранные компании и крупные финансово-промышленные группы, - поясняет Алексей Кущ. - Введение налога на выведенный капитал приведет к тому, что несколько крупнейших компаний страны получат налоговую экономию: у бизнеса появится возможность выводить из своего оборота миллиардные суммы через так называемые инструменты потребления, которые не будут облагаться никакими налогами. Убеждение в том, что крупный капитал направит все сэкономленные деньги на развитие реальных секторов экономики, ни на чем не основано: инвестировать у нас почти некуда.

7. Второй уровень пенсионной системы

По словам Данила Гетманцева, бездумный популизм 2016 года, который привел к уменьшению отчислений по ЕСВ вдвое, сегодня вылазит государству дефицитом Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. А индексация пенсий "под выборы" еще больше усугубила проблему.

- Они перед выборами изменили перераспределение ЕСВ и из Фонда социального страхования перенесли часть отчислений на пенсионные выплаты, и за счет этого теперь по три месяца должны за больничные, за декретные, - поясняет Гетманцев. - 1,6 миллиарда задолженность фонда социального страхования перед предприятиями. В целом эти фонды находятся в плачевном состоянии и говорить, что мы завтра перейдем на двухуровневую пенсионную систему, на реальное пенсионное страхование, не приходится. Но мы четко сознаем, что мы должны это сделать в течение 5 лет.

Комментарий эксперта:

- В Украине второй уровень пенсионной реформы планировали запустить с 2004 года, но откладывают до сих пор, - напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Второй уровень пенсионной реформы предусматривает, что ЕСВ будет перечисляться не в "общий котел" Пенсионного фонда, а на персональный пенсионный счет каждого плательщика. Так что размер пенсии будет зависеть не от стажа, а от того, сколько вы перечислили на свой счет ЕСВ. Это европейская практика, и она действительно позволяет получать в будущем достойные пенсии. Но тут есть одно "но": для запуска второго уровня нужно нее менее 25 лет, сделать это за пару лет нереально.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Первые шаги Зеленского: загадочная встреча с Гройсманом, разоблачение "решал" и море видеообращений

 

Новости по теме: Владимир Зеленский Налоги