Этот и два последующих года станут пиковыми по выплатам внешних долгов. Это признают как в правительстве, так и независимые эксперты. Удастся ли Украине пройти этот этап без серьезной девальвации, мы выясняли у экспертов.
На этой неделе в правительстве вспомнили, что в 2019 году нужно будет отдавать долги. На заседании Стратегического комитета правительства премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что 2019-2021 годы будут сложными для обслуживания и выплаты государственного долга.
- Этот год и последующие два - очень сложные с точки зрения обслуживания и выплаты. Но у нас есть профессиональные подходы к планированию, в частности стратегическому бюджетному планированию. Нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы доля долга (относительно ВВП) снижалась. Это наша стратегическая цель, - отметил глава правительства.
В правительстве говорят, что с 2016 года объем государственного долга стабильно снижается, и сегодня он достиг "безопасной границы". Указано, что ориентир - снижение доли госдолга до 50,5% в 2019 году и до 41,4% в последующие годы, а также максимальное использование "дешевых и длительных" заимствований.
Гройсман также напомнил, что в этом году треть бюджета будет направлена на оплату долгов.
- Понятно, что каждый хотел бы иметь и более высокие зарплаты, и высокие пенсии, и лучшую инфраструктуру. Но мы зажаты долгом. Нам отдавать его. Поэтому профессиональное и качественное управление госдолгом - это вопрос стабильности. ВВП должен расти, а долг уменьшаться, - заявил премьер.
Общий внешний госдолг Украины на начало года, по данным Минфина, составляет почти 115 млрд. долларов.
Кстати, как говорят эксперты, укрепление гривны перед выборами было связано с увеличением долга государства. И этот долг краткосрочный.
- Минфин увеличил плановую сумму выплат по внешнему и внутреннему долгу в 2019-м году до 461 млрд грн, добавив более 15 млрд грн, - констатировал финансовый аналитик Алексей Кущ. - Кому пойдет дополнительный эквивалент 500 млн евро? На погашение сверхкоротких ОВГЗ, выпущенных с начала года на 3-6 месяцев под 20% годовых. Не трудно отследить и "карман" этого "кэша". Вот такая "последняя гастроль" накануне выборов...
Кстати, если посмотреть на внешний долг Украины, то он не такой уж большой по сравнению с другими странами. Например, у Японии - около 250% ВВП. В ЕС начинают волноваться, если долг переваливает за 100% ВВП. Почему же наши сравнительно невысокие долги вызывают опасения чиновников и экспертов?
- Проблема Украины заключена не в показателе, характеризующем отношение долга к ВВП, а в его напряженном платежном графике, когда значительная часть погашений приходится на ближайшие три года, и в стоимости его обслуживания, - поясняет Алексей Кущ. - Сейчас Украина занимает на внешних рынках почти под 10% в валюте, и это означает, что за десять лет этот долг удвоится, а на внутреннем - под 20% в гривне, причем на 3-6 месяцев при уровне инфляции в 10%. Мультипликация ставки по долгам вдвое превышает инфляцию – это абсолютный нонсенс. Как следствие - резко увеличивается статья расходов на обслуживание долга, а не на его погашение. Если, по мнению правительства, у нас все так благополучно, то почему высшие должностные лица крестятся при поминании всуе транша МВФ и пугают электорат в случае его неполучения? И распластывают всю экономику и населения для составления меморандума с МВФ?
По его словам, Украина имела безопасный уровень внешних долгов до 2008 года, но затем ситуацию резко ухудшил кризис 2008-го, непродуктивные инвестиции под Евро 2012, социальное проедание в 2010-2013-м и новый кризис 2014-2015-го.
При этом победные реляции чиновников об уменьшении государственного долга – это не более чем манипуляции статистикой и подтасовка данных.
- Модель кредитной зависимости максимально обострилась в последние пять лет, - говорит Алексей Кущ. - Показатель сокращения долга прежде подтасовывался за счет учета списания части долгов во время реструктуризации имени Яресько. Но эти деньги придется с лихвой отдавать в виде так называемых бонусов кредиторам за рост нашего ВВП (40% прироста в случае ускорения ВВП до 4%+). Начиная с 2020 по 2040 годы сумма таких бонусов может составить до 20 млрд долларов, и они никоим образом не учитываются в сумме нынешних долгов. Это, так сказать, отложенные долги будущих периодов. Кроме того, правительство любит делать финт ушами, когда при подсчете долгов в прежние времена учитывает сумму гарантированного государством долга, а при определении текущего показателя - нет, искусственно занижая индикатор доллар/ВВП на 10%. Плюс текущее укрепление гривны, которое удешевляет валютный эквивалент валютных долгов. В случае обвала гривны до 30 показатель долл./ВВП тут же вырастет еще на 7%. И от улучшения показателей не останется и следа...
Поэтому вряд ли в ближайшее время даже новому президенту, если он появится, удастся избежать сотрудничества с международными кредиторами. Сейчас Украине придется больше отдавать, но часть долгов все равно нужно перезанять у того же МВФ, а это значит, что придется выполнять большинство их требований.
По словам эксперта, безопасный уровень госдолга для Украины будет сильно зависеть от сроков кредитования. Если его реструктуризировать на 50 лет и больше, то и 60% - не критично, в случае, как у нас, когда долги нужно отдавать через 10-15 лет при слабой национальной валюте, безопасным уровнем госдолга являет сумма в 20-30% от ВВП.
По данным Нацбанка, в этом году Украине предстоит выплатить по валовому внешнему долгу $15,7 млрд. По данным ведомства, в первом квартале мы выплатим $5,609 млрд, после чего во втором-третьем кварталах сумма выплат снизится до $3,608 млрд и $3,919 млрд соответственно. В четвертом квартале 2019 года она составит $2,519 млрд.
Валюта | доля в общей сумме, % | Эквивалент, млн. долл. США |
Доллар США | 71,4 | 81900,7 |
Евро | 14,0 | 16059,0 |
СПЗ** | 11,3 | 12961,9 |
российский рубль | 1,5 | 1720,6 |
украинская гривна | 0,9 | 1032,4 |
прочие | 0,9 | 1032,4 |
Всего |
| 114707,0 |
* По данным на 1.01.2019
** Специальные права заимствования – эквивалент, привязанный к валютной корзине
"КП" в Украине" вместе со специалистами разбиралась, в каком состоянии достанется экономика следующему президенту.