21 декабря
Загрузить еще

Дорогие платежки: пять причин, почему так много

Дорогие платежки: пять причин, почему так много
Фото: Фото: Тимур ХАНОВ

Как изменились тарифы?

Частично подорожание обусловлено тем, что в январе выросли тарифы на отопление и горячую воду. В каждом регионе стоимость этих коммунальных услуг отличается, но в среднем с 1 января они подорожали на 20-22%.

Так, например, в Киеве коммунальное предприятие "Киевтеплоэнерго" повысило стоимость отопления с 1354,78 грн до 1654,41 грн за 1 Гкал. Для домов без счетчиков тариф вырос с 31,55 до 38,5 грн за отопление одного квадратного метра в месяц.

Новый тариф на горячее водоснабжение для населения при наличии полотенцесушителя увеличился до 97,89 грн за куб. м с НДС, а при его отсутствии - до 90,54 грн за куб. м с НДС.

Рост тарифов поясняют тем, что с 1 ноября в Украине увеличился тариф на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго.

Почему тариф в платежке отличается?

В некоторых домах тариф на тепло, который указан в платежках, не совпадает ни со старым, ни с новым. Такие расхождения объяснили тем, что показания счетчиков снимают не в ночь с 31 декабря на 1 января, а немного раньше.

- В нашем доме тариф в платежках за январь указан – 1566 гривен, - рассказали "КП" в одной из столичных новостроек. – Объяснили это тем, что показания снимают 26 числа каждого месяца. Из-за этого последние пять дней декабря включены в платежку по старому тарифу (1354 грн), а первые 26 дней января рассчитывались по новому (1654 грн). Поэтому в платежке появился усредненный тариф - 1566 грн.

Почему так много насчитали за отопление?

Объясняют это тем, что январь был холодным и реальное потребление тепла выросло. Вместе с ростом тарифов это дало прибавку в 40-60% по сравнению с декабрем.

"Подавляющее количество потребителей платят по данным счетчика тепловой энергии, то есть за фактический объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления дома, - заявил директор СП "Энергосбыт" КП "Киевтеплоэнерго" Константин Лопатин. - Однако, температура в январе была на 2 градуса ниже (составляла -4,5ºС), чем среднемесячная температура за декабрь прошлого года, а это основной фактор, который влияет на объемы потребления тепловой энергии для обеспечения комфортной температуры в жилых помещениях с соблюдением норм. Кроме того, с января 2019 начал действовать новый тариф. В результате эти два фактора стали причиной увеличения начислений в платежках за отопление. В среднем сумма увеличилась на 40%, а в некоторых случаях до 60%, в зависимости от технических характеристик дома".

По словам Лопатина, в домах, где установлены тепловые счетчики, распределение осуществляется пропорционально отапливаемой площади каждого отдельного помещения в жилом доме.

Почему выросли счета в домах без теплосчетчиков?

Несмотря на то, что в домах без счетчиков тариф на отопление установлен на уровне 38,5 гривен за квадратный метр, их жильцы получили квитанции с цифрами побольше. Объясняют это тем, что январь был аномально холодным и поэтому согласно действующей методике применяется повышающий коэффициент.

- В домах, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, применяется алгоритм по норме потребления, установленной органом местного самоуправления. Он подлежит ежемесячной корректировке исполнителем услуги по фактическому количеству дней поставки тепловой энергии и фактической среднемесячной температуры наружного воздуха, - пояснили в КП "Киевтеплоэнерго". - За январь 2019-го коэффициент отклонения составил 1,2404 (для 31 суток предоставления услуги). Нормативный тариф 38,50 грн умножаем на коэффициент отклонения 1,2404 - получаем 47,75. Это плата за 1 кв. м  в январе.

Почему такие дорогие МОПы?

В новых домах, где у потребителей установлены квартирные счетчики тепла, в платежках есть две графы – потребленное тепло и оплата отопления мест общего пользования (МОП). Бывает, что за отопление МОПов насчитывают больше, чем за отопление квартиры. Почему так происходит?

Места общего пользования многоквартирного жилого дома - это помещения, предназначенные для обеспечения эксплуатации дома и бытового обслуживания (чердаки, подвалы, лифтовые шахты и т.д.). За счет тепловыделения от изолированных распределительных трубопроводов, которые расположены в подвалах (месте общего пользования дома), создаются благоприятные условия для нормального функционирования сетей водоснабжения, водоотведения и других инженерных коммуникаций.

Согласно нормативной документации, расчет платы за отопление происходит следующим образом: из суммарного объема тепла, который потребил дом, вычитают потребление всех квартир и потом разбрасывают остаток на всех согласно площади их жилья. И вот тут начинается самое интересное.

- Для того, чтобы такой механизм корректно работал, нужно, чтобы все жильцы вовремя передавали показания счетчиков тепла, - рассказывает житель столичной новостройки Андрей. - У нас в доме за ноябрь пришли астрономические счета за отопление МОПов из-за того, что часть квартир не передала показания в ЖЭК. В итоге их потребление разбросали на всех. Когда инициативная группа обратилась за разъяснением, работники обслуживающей организации предложили два варианта развития событий: или за счет жильцов устанавливать систему, которая будет автоматически собирать данные, или самостоятельно снимать показания всех квартирных счетчиков. Цена дистанционной системы передачи показателей – несколько десятков тысяч гривен. Собрать такую сумму пока не получилось. Поэтому люди разбились на группы и раз в месяц снимают показания своих и соседских квартирных счетчиков.

По словам киевлянина, после того, как в доме начался контроль передачи данных за тепло, счета за отопление МОПов снизились до 1-1,5 грн за квадратный метр квартирной площади.

Был случай

Как образуется долг

- В нашем новом ЖК все квартирные счетчики на воду вынесены в отдельную комнату подвального помещения, рассказывает жительница киевского пригорода Марина. - Домоуправленцы считают, что так будет лучше – люди не будут воду воровать и магниты на счетчики ставить. Все бы ничего, но свободного доступа к этой комнате в подвале у жильцов нет. Хочешь проверить свои показатели – звони инженеру, уговаривай открыть подвал, согласовывай удобное для него время и вперед. Как правило, соседи не заморачиваются и ориентируются лишь на числа в квитанциях. Полтора года назад наш дом перешел на прямой договор с "Водоканалом" и все было хорошо до последней "платежки".

Неожиданно, за январь 2019-го каждой квартире дописали еще 3 лишних куба.

Первой возмутилась наша соседка – бабушка живет одна и редко бывает дома, вечно у внуков. Каждый месяц по счетчику у нее набегает не больше 2 кубов холодной воды, но тут сверху накинули какие-то три.

В "Водоканале" стали рассказывать, что это некий "запас" в расчетах, мол, авансом заплатите, а потом перерасчёт сделаем. Но почему мы должны платить за еще неиспользованную воду "из будущего"? Начался скандал. Руководство коммунального предприятия предложило прийти к ним в офис со всеми квитанциями и проверить, откуда взялись эти 3 куба воды.

И тут выясняется, что контролеры не всегда успевают вовремя снять показатели – квартир-то много, а работников два-три. И для подстраховки показатели фиксирует компьютер, но делает он это в прогнозируемом режиме.

К примеру: показатели должны сниматься 30-го числа каждого месяца, но, чтобы успеть обойти все квартиры контролеры выходят на работу числа 25-го и за неделю должны уже сдать все отчеты. Получается, что потребляемую воду фиксируют с 1 по 25 число, а дни до конца месяца, с 25 до 30 числа, начисляет уже компьютер.

Контролер записал в квитанции что вы потребили 5 кубов воды, и выставили вам счет именно на этот объем, а компьютер до конца месяца насчитал еще пару кубов, но их уже в счет не включили. Они должны были пойти в следующий месяц, но счета выставляли по тем показаниям, которые снимал контролер и получилось, что объем потребления с 25 по 1 число просто терялся. В итоге, в конце года провели перерасчет. В случае нашего дома, у всех как под копирку – по 3 куба.

- Это вам повезло что у вас такая незначительная разница, а вот в соседнем доме – в тысячах гривен измеряется долг за прошлый год, - рассказали в "Водоканале", - Вы ж понимаете, это человеческий фактор – рук не хватает, всех за один день не обойдешь, поэтому показания снимаются заранее, но ведь до конца месяца водой вы пользуетесь. Ну вот эта разница и не попадает в квитанции, а платить за нее надо.