Несмотря на то, что полстраны сидит на субсидиях, в ноябре задолженность населения за коммунальные услуги выросла до 43 млрд грн.
По данным Госстата, если по итогам 11 месяцев оплата украинцами коммунальных услуг составила 85%, то по итогам ноября – 46,6%, то есть, менее половины.
Напомним, что в октябре 2018-го украинцы заплатили за жилищно-коммунальные услуги 5,1 млрд грн, что составляло 77,5% начисленных за этот период сумм.
Но вернемся к обновленной статистике. Неохотнее всего коммуналку оплачивали жители Донецкой (33,3%), Луганской (36,9%) и Запорожской (39,1%) областей. А самыми дисциплинированными оказались жители Хмельницкой (63,9%), Львовской (60,5%) и Закарпатской (60,3%) областей, хотя и здесь результаты не слишком впечатляют.
Жители столицы в ноябре оплачивали коммуналку с той же интенсивностью, что и в среднем по Украине – 46,4%.
На 1 декабря 2018 года задолженность населения по оплате за поставки природного газа составила 22,1 млрд грн, за централизованное отопление и подачу горячей воды –
13,6 млрд грн, за содержание домов, сооружений и придомовых территорий – 4,0 млрд грн, за централизованную подачу холодной воды и водоотвод – 3,1 млрд грн, за вывоз бытовых отходов – 0,6 млрд грн, за электроэнергию – 4,3 млрд грн.
На первый взгляд может показаться, что налицо какой-то парадокс: в то время как субсидии получает почти половина украинских семей, задолженность по коммуналке растет не по дням, а по часам.
Однако, говорят экономисты, на самом деле никакого парадокса нет.
- Ситуация с субсидиями стремительно превращается в тупиковую, - отметил в комментарии "КП" в Украине" экономист Андрей Мартынюк. – Население Украины оказывается не в состоянии платить за коммуналку, а коммунальщики в свою очередь накапливают долги перед "Нафтогазом". При этом сама система субсидий имеет только одну цель, и заключается она не в том, чтобы помочь малоимущим, а в том, чтобы перекачать деньги из бюджета в "правильные карманы".
А экономист Александр Гаврутенко добавляет: нынешняя власть может существовать лишь в условиях растущей бедности, эксплуатирующейся в политических целях. И в такой ситуации субсидии рассматриваются как инструмент зависимости людей от власти, а не как финансовая поддержка тем, кто в такой поддержке действительно нуждается.
Об отсутствии парадокса говорят и следующие цифры. Средние начисления за жилищно-коммунальные услуги с учетом электроэнергии (из расчета 150 кВт*час), на одного собственника лицевого счета в ноябре 2018-го составили 1803,3 грн. При этом средний размер назначенной субсидии на одну семью в ноябре уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2017-го на 1,7% и составил 531,2 грн.
Рост долгов по коммуналке – это естественный процесс на фоне повышения тарифов и снижения объемов субсидий, считает энергетический эксперт Дмитрий Марунич. По его словам, субсидии снижаются с лета, и вполне логично, что с повышением сумм в платежках рост задолженности продолжится. А происходить это будет до тех пор, пока тарифная политика не будет изменена.
Аналитик Алексей Кущ напоминает о еще одном сюрпризе, который украинцам подготовили "под елочку". Речь идет о меморандуме с МВФ, в котором указано: если в течение 2019-го станет очевидно, что субсидии на коммуналку не могут оставаться в границах бюджета, нормы будут уменьшаться, а формулы для расчета субсидий – пересматриваться.
- Если новые фильтры по отсечению "лишних ртов" не сработают, это станет большим приветом будущему правительству, которое зайдет в отопительный сезон 2019-2020 с пустой казной и холодной страной, - подытожил аналитик.